Методы изучения личности и межличностных отношений подростков и
юношей.Психодиагностическое определение и оценка свойств темперамента
человека. Методика диагностики акцентуированных черт характера. Методи-
ка выявления степени тревожности. Проективная методика количественного
измерения мотивации достижения успехов и избегания неудач. Тест агрессив-
ности (тест Розенцвейга). Методы изучения межличностных отношений. Ме-
тодика «Семантический дифференциал». Социометрическая методика. Мето-
дика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива
(СПСК).
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Прежде чем обсуждать то, что характерно для психодиагнос-
тики детей подросткового и юношеского возраста, попытаемся
вспомнить, чем психологически отличаются эти два возраста от
младшего школьного возраста, друг от друга и от взрослых людей.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
От младшего школьного возраста подростковый (12-14 лет)
отличается тем, что он фактически представляет собой началь-
ный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же
логике возрастного развития юность является заключительным
шагом на этом пути и сама делится, как минимум, на три подпе-
риода: ранний юношеский возраст (охватывает IX-XI классы,
школы), средний юношеский возраст (включает первые годы
жизни человека по окончании школы, с 17-18 лет до 22-23 лет)
и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23-24 лет до
28-29 лет). За пределами 30-летнего возраста начинается дли-
тельный период взрослости, особенности которого мы подроб-
нее обсудим в начале следующей главы.
Отрочество — так иногда по старинке называют подростни-
ческие годы — характеризуется усилением независимости детей
от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Если млад-
ший школьник, несмотря на его чрезвычайную внешнюю по-
движность и кажущееся непослушание, все же еще полностью
зависим от взрослых людей, которые, если они достаточно авто-
ритетны, могут влиять на психологию и поведение ребенка, то
подросток гораздо более независим и гораздо менее податлив
внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны
взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, од-
нако, относительная и скорее напоминает собой негативистичес-
кую, вполне еще детскую реакцию-на слова и действия взросло-
го человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.
Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребен-
ка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к само-
воспитанию. Если у большинства младших школьников еще фак-
тически нет особого, независимого от мнения взрослых людей
отношения к себе, то у подростков оно уже определенно есть. Дру-
гое дело — насколько оно безупречно и соответствует действи-
тельности. Такое отношение к себе отличается психологическим
многоцветием: ребенок знает и отчасти правильно может оцени-
вать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны,
видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо
прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны, может ви-
деть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего
Часть I. Психологическая диагностика
уважения человека, а с другой стороны — как личность, обладаю-
щую многими реальными недостатками, от которых необходимо
избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя
не как взрослый человек, он по-детски преувеличивает свои до-
стоинства и столь же по-детски преуменьшает недостатки.
Существенное отличие подростков от младших школьников
можно усмотреть в особенностях нормативного сознанияи нор-
мативной регуляции поведения.Если младший школьник в сво-
ем поведении и внутренних регулятивных установках ориенти-
рован на социальные нормы, задаваемые взрослыми людьми, и
практически еще не реагирует на внутригрупповые возрастные
нормы (те, которые устанавливают его сверстники), то подрос-
ток в этом плане ориентирован на сверстников, причем нормы
поведения для него существуют не только в персонифицирован-
ном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или бо-
лее старшими детьми, выступающими в роли лидеров), но и в
так называемой социализированной форме. Поясним сказанное.
Персонифицированной называют социальную норму, связы-
ваемую в сознании данного человека с другим лицом, которое
утверждает эту норму и требует ее соблюдения. Так, младшие
школьники принимают и выполняют нормы, персонифицирог
ванные в личности учителя, родителя, директора школы. Каж-
дая такая норма является императивом для младшего школьни-
ка именно потому, что она исходит от авторитетного для него
взрослого человека.
Социализированной называют норму, которая в сознании че-
ловека не связывается с требованиями отдельных лиц, а пред-
ставляется как общее правило, принятое людьми, независимо от
того, что по этому поводу думают отдельные личности. Социа-
лизированная норма существует в так называемой безличной
форме. Таким,и являются, например, нормы права, морали, пра-
вила поведения, принятые в обществе.
Итак, источником нормативной регуляции и нравственной
оценки поведения для подростков становятся социализирован-
ные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, вневоз-
растные и безличные нормы — такие, которые принимаются
взрослыми людьми. Для подростков это — лидерские или груп-
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
повые нормы, принятые в референтных группах,нормы, кото-
рых нет в младшем школьном возрасте и не характерны для юно-
шей, тем более — взрослых людей. Хотя такие нормы уже не яв-
ляются персонифицированными, но в то же время они еще не
полностью оторваны от определенного разделяющего их круга
людей, т.е. по существу выступают как переходные от детства к
взрослости.
Стремление к личному авторитету среди сверстников и к фи-
зическому самосовершенствованию, характерное для подростков
в отличие от младших школьников, порождает у них активный
поиск образца для подражания, который они находят среди стар-
ших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола.
Возникает то, что в социальной психологии называется полоро-
левой идентификацией.Это явление характерно не только для
отрочества, но и для ранней юности.
От младших школьников подростков отличает также пере-
ход от игровых к реальным социальным ролям.Если младшие
школьники ведут себя в жизни непосредственно и естественно,
включаясь в ролевое поведение в основном только во время игр,
то подростки начинают пробовать себя в различных жизненных
ролях в компаниях сверстников и среди взрослых людей вне си-
туаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умель-
ца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно
нравится подросткам играть роли взрослых людей среди стар-
ших по возрасту.
Перейдем от краткого описания психологии подростков к об-
суждению вопросов, связанных с их психодиагностикой. Отме-
тим главное: к подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще
и не взрослые — необходим особый психодиагностический под-
ход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уров-
ню своего интеллектуального развития подростки не намного ус-
тупают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные
процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные
для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в ос-
новном только специальных, научных терминов и понятий. Что
же касается личности и межперсональных отношений, то здесь
еще существуют и должны учитываться многие ограничения,
Часть I. Психологическая диагностика
которые мы обсудим далее. Имея в виду то, что подростки — это
еще наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские
и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна
оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть
такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и
вызывать интерес ребенка. Вряд ли подросток станет с большим
желанием и усердием работать над тестом, который для него ма-
лоинтересен, даже если участие в тестировании мотивировано
далеко идущими жизненными интересами, например выбором
профессии.
Подчеркнутое стремление к независимости требует предо-
ставления им большей самостоятельности в тестировании, чем
это можно позволить детям младшего школьного возраста. Впол-
не допустимо, например, дать возможность подростку отойти от
точной формулировки инструкции, сопровождающей тестиро-
вание, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результа-
там тестирования, например, каким-либо оригинальным спосо-
бом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу.
Вообще, нетривиальность мышления в этом возрасте служит од-
ним из важных признаков интеллектуальной развитости даже в
том случае, если подросток не до конца справляется с заданием.
Напомним в этой связи, что многие тесты, предназначенные для
определения уровня интеллектуального развития, имеют стан-
дартизированные решения задач, но в то же время допускают и
отклонения от них. По отношению к подросткам можно значи-
тельно ослабить требование поиска стандартного решения, учи-
тывая их стремление к оригинальности и самостоятельности.
Кроме того, подчеркиваемое одобрение и позитивная оценка со
стороны взрослых людей именно нестандартных решений под-
ростка позволяют получать данные, полностью отражающие его
уровень интеллектуального развития. В противном случае отсут-
ствие интереса и нежелание решать тестовые задачи может быть
ошибочно принято за низкий уровень умственного развития.
Повышенное, внимание подростка к самопознанию создает
благоприятные условия для применения в процессе их тестиро-
вания методик, позволяющих получать интересные и полезные
сведения о себе. Потребность в самопознании в этом возрасте
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутст-
вие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При на-
личии такой потребности подростками будут нормально восп-
риниматься даже сами по себе малоинтересные Тесты, но только
в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих
себя, сравнить себя с другими. Правда, следует признать, что в
силу субъективности личностного подросткового восприятия и
достаточно сильного желания видеть у себя некоторые положи-
тельные качества, не замечая наличия отрицательных, тесты,
предлагаемые подросткам, должны сводить к возможному мини-
муму влияние субъективных установок на результаты проводи-
мого тестирования.
В методики, предназначенные для психодиагностики подрост-
ков, можно включать формулировки социальных норм, некото-
рые специальные научные понятия. Однако в большинстве слу-
чаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с исполь-
зованием не столько научных, сколько житейских понятий, ина-
че они могут оказаться недоступными многим подросткам, осо-
бенно тем, которые еще находятся в пределах переходного воз-
раста от младших к средним классам школы. Если, например, в
инструкцию к тесту для подростка мы включим слова типа «ста-
райся отвечать на все вопросы беспристрастно, объективно и кон-
кретно», то может статься, что ребенок не поймет, как ему на са-
мом деле нужно отвечать, так как смысл таких слов, как «бес-
пристрастно», «конкретно» и «объективно» ясен далеко не всем
детям этого возраста. По своему содержанию социальная норма,
включаемая в инструкции и в формулировки тестовых заданий,
в подростковом возрасте должна быть обобщенной и абстракт-
ной, а по форме — конкретной и выражаться в доступных созна-
нию ребенка словах. Хорошо, если эта норма или правило будут
проиллюстрированы примерами из жизни, касающимися пове-
дения известных ребенку людей: родителей, сверстников, учи-
телей, героев книг или фильмов.
Важно, наконец, чтобы практическое участие в тестировании
позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом
поведении, особенно — в экспертном и лидерском, т.е. таком, где
подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и пока-
___________Ч
асть I . П
сихологическая диагностика ______________________
зать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать
к соучастию в проведении тестирования не только в роли испы-
туемых, но также и в роли экспериментаторов, чтобы они пооче-
редно выступали то в роли испытуемых, то в роли эксперимен-
таторов. Если исследователь, кроме того, найдет возможность
привлечь подростка к конструированию и оценке самого теста
(иногда это возможно), к созданию нужной ситуации тестирова-
ния, к обработке его результатов, то это, несомненно, должно бу-
дет повысить интерес ребенка к личному участию в тестировании.
Обратимся теперь к анализу социально-психологических осо-
бенностей старших школьников, юношей и девушек, которые не-
обходимо принимать в расчет при проведении психодиагности-
ки в этом возрасте.
Ранняя юность — это начало установления подлинной соци-
ально-психологической независимости во всех поведенческих
сферах, включая материальное, финансовое самообеспечение, са-
мообслуживание, независимость в моральных суждениях, поли-
тических взглядах и поступках. Ранняя юность — это своеобраз-
ный переворот в психологии человека, связанный с осознанием
многих, недоступных еще подростку, противоречий в жизни:
между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступ-
ками; между идеалами и реальностью; между способностями, воз-
можностями и признанием людей; между социальными ценнос-
тями и реальной прозой жизни.
Ранняя юность — это период осознания и принятия челове-
ком ответственности за свою судьбу и судьбу близких для него
людей. Это — начало подлинно взрослой, сложной как внутрен-
не, так и внешне адаптации к жизни, включая принятие многих
условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всег-
да соответствующих актуальным внутренним установкам чело-
века в данный момент времени и в данной ситуации.
Все это вместе взятое представляет старшего школьника как
уже вполне взрослого человека с точки зрения возможностей про-
ведения психодиагностики и предполагает полноценное исполь-
зование тестов для взрослых. Здесь, правда, есть существенное
исключение, касающееся содержания применяемых методик. Дело
в том, что многие проблемы, актуальные для взрослых людей,
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
могут быть еще неведомы для юности. Поэтому, подбирая нуж-
ный комплекс методик, предназначенных для разносторонней
психодиагностики старших школьников, необходимо ориенти-
роваться на то, что важно и актуально именно для юности. К при-
меру, стремление к углубленному самопознанию, к самосовер-
шенствованию, к анализу своих чувств и интимных отношений —
это психологические проблемы, наиболее значимые для юности;
с другой стороны, такие вопросы, как цель и смысл жизни, оди-
ночество, образ жизни и профессиональные достижения, боль-
ше волнуют взрослых людей, чем юношей и девушек.
Таким образом, некоторые ограничения в психодиагностике
ранней юности могут касаться только тестов, связанных со сфе-
рой личности и межличностных отношений. Они почти ни в ка-
кой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным про-
цессам, для изучения которых в юности вполне могут быть без
каких бы то ни было ограничений использованы тесты и мето-
дики для взрослых. Не случайно, например, нижней возрастной
границей тестовых норм, существующих в известных тестах ин-
теллекта, является ранний юношеский возраст, 16-17 лет.
Тем не менее, оценивая психодиагностически юношей и де-
вушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не
с нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами,
характерными для молодых людей того же самого возраста, что
и сами тестируемые. Старшеклассники — это все же еще не со-
всем взрослые люди.
Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется
проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Таки-
ми условиями, в частности, являются занятия на уроках в шко-
ле, в том числе занятия по психологии. Практическое знакомст-
во с методиками психодиагностики органически входит в про-
грамму и содержание таких занятий, поэтому процедура тести-
рования хорошо вписывается в них.