РАЗДЕЛ IV. Психология межличностного взаимодействия и общения

1. Социальная перцепция в процессе общения.

Специфика анализа перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж. Брунер) и историческое изменение его содержания. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Взаимное восприятие и познание как основа установления взаимопонимания партнеров. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Содержание и значение стереотипизации. Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке (А.А. Бодалев). Механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация, аттракция). Межличностное познание: Теория атрибуции (Г. Келли). Атрибуция ответственности; место атрибуции в межличностном восприятии. Природа каузальной атрибуции. Побуждение к каузальной атрибуции. Ошибки и предубеждения в каузальной атрибуции. Функции и последствия каузальной атрибуции. Атрибуция и мотивация. Ошибки Оценка точности межличностной перцепции. Современные исследования социальной атрибуции. Эмоциональная сторона межличностного восприятия - феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции. Ситуации, способствующие аффилиации. Мотивы аффилиации (социальное сравнение, уменьшение тревоги, поиск информации). Эффекты аффилиации. Аттракция и развитие дружеских отношений. Близкие отношения: удовлетворенность и распад. Современные исследования эмоционального регулирования межличностного взаимодействия.

2. Коммуникативная сторона общения.

Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Виды коммуникации. Средства коммуникации. Использование различных знаковых систем. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. Проблема тезауруса. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге. Необихевиористкий подход к убеждающей коммуникации (Модель К. Ховланда, Модель социальной оценки М. Шерифа и К. Ховланда). Когнитивный подход к убеждающей коммуникации (Вероятностная модель анализа информации Р. Пети и Дж. Качоппо, Эвристико-систематическая модель Ш. Чейкен). Экспериментальные процедуры проверки когнитивных моделей. Техники убеждения и манипуляции «Дверь-в-лицо» / «Прямо в лоб», «Нога-в-дверях», «Низкой подачи мяча». Современные исследования убеждающей коммуникации. Прикладные области применения убеждающей коммуникации.

Основные средства невербальной коммуникации и ее функции. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Попытки построения «словаря» выразительных движений человека и создания методики (FAST) для прочтения мимических проявлений партнеров по коммуникации. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы. Визуальный контакт и его роль в коммуникативном процессе. Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития. Проблема толерантности в диалоге.

3. Интерактивная сторона общения.

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности. Психологическое содержание взаимного обмена действиями. Проблема самоподачи и обратной связи. Различные способы описания структуры взаимодействия (Т. Парсонс, Я. Щепаньский). Основные понятия транзактного анализа (Э. Берн): позиция, ситуация, стиль. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия; продуктивная конкуренция. Проблема конфликта в социальной психологии. Продуктивные и деструктивные конфликты. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта. Психологическое содержание переговорного процесса и достижения компромисса. Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса и возможности ее практического использования. Теория «диадического взаимодействия» (Р. Тибо и Г. Келли) и попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»). Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида). Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И. Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками. Причины оказания помощи незнакомым людям: факторы поведения, настроения и окружающей среды. Эффект «свидетеля», феномен «доброго самаритянина», гипотеза урбанистической перегрузки.

Наши рекомендации