Темы контрольных работ. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Психология»
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Психология»
Контрольная работа по предмету «Психология» выполняется бакалаврами, обучающимися по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки Русский язык на 2 курсе. Цель данной контрольной работы систематизировать знания, полученные студентами на лекциях и при ознакомлении с научной и учебной литературой.
Тематика предлагаемых контрольных заданий отражает содержание двух разделов.
Раздел 1 - общие теоретические вопросы возрастной психологии - включает следующие темы: предмет, задачи и методы возрастной психологии, теории психического развития ребенка, основные проблемы возрастной психологии.
Раздел 2 - общая характеристика условий развития и деятельности ребенка от рождения до 17 лет (младенческий, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст).
Контрольная работа дает представление о подготовленности бакалавра по теоретическому курсу, его умении самостоятельно работать с научной и учебной литературой, выделять наиболее существенные аспекты изучаемого вопроса, практически использовать методы возрастной психологии и интерпретировать полученные данные, а также оформлять работу.
Студент-заочник, не выполнивший контрольной работы в срок, предусмотренный учебным планом, не допускается к сессии.
Темы контрольных работ
1. Общая характеристика условий развития и деятельности младенца.
2. Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка раннего возраста.
3. Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка дошкольного возраста.
4. Общая характеристика условий развития и деятельности младшего школьника.
5. Общая характеристика условий развития и деятельности подростка.
6. Общая характеристика условий развития и деятельности юноши.
Примерный план изложения.
1 часть – общая характеристика младенческого (раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского) возраста в психологической литературе (теоретическая).
1. Основные особенности (младенческого, раннего и т.д.) возраста. Дать понятие возраста, определить границы данного возрастного этапа, дать краткую характеристику достижений в физиологическом и психическом развитии ребенка на предыдущем возрастном этапе, подчеркнув их роль как условий дальнейшего развития ребенка, выделить основные особенности личности ребенка, которые наблюдаются на протяжении всего характеризуемого этапа.
2. Характеристика (младенческого, раннего и т.д.) возраста в разных психологических школах. Дать сравнительный анализ характеристик описываемого возраста в бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, генетической, гуманистической, культурно-исторической психологии (если этот возраст в данных теориях изучался), выделив общие характеристики, показать достоинства и недостатки исследований. Показать принципиальные отличия представлений отечественных психологов о психическом развитии ребенка на данном возрастном этапе, основной акцент сделать на концепции Л.С. Выготского - Д.Б. Эльконина.
3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения с взрослыми и со сверстниками в младенческом (раннем и т.д.) возрасте. Дать понятие ССР и описать ее особенности в описываемом возрасте, выявить особенности отношения ребенка к окружающему миру и самому себе, его основные потребности. Охарактеризовать общение как условие психического развития ребенка, показать особенности и охарактеризовать формы общения со взрослыми и сверстниками на данном возрастном этапе по критериям, выделенным М.И. Лисиной (место общения в жизнедеятельности ребенка, содержание потребности, мотивы, средства, значение для психического развития ребенка).
4. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом (раннем и т.д.) возрасте.
Доказать что деятельность является движущей силой развития и дать определение ведущей деятельности. Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что данная деятельность является ведущей в данном возрасте: соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям; в ней формируются предпосылки будущей ведущей деятельности; в ней развиваются частные психические процессы; в ней формируются основные личностные новообразования. Раскрыть структуру характеризуемой деятельности. Показать основные изменения в данной деятельности на протяжении возрастного этапа и роль взрослого в ее становлении.
5. Основные новообразования младенческого (раннего и т.д.) возраста. Кризис возраста. Дать понятие возрастных новообразований и характеристику новообразований данного возраста, показать значение для дальнейшего развития ребенка, охарактеризовать кризис как следствие данных новообразований, описать его симптоматику.
2 часть – исследование особенностей ведущей деятельности в младенческом (раннем и т.д.) возрасте (практическая).
1. Цель и задачи исследования. Обоснование метода. Дать краткую характеристику методов возрастной психологии, обосновать выбор метода, показав его целесообразность и преимущества по сравнению с другими методами и подробно описать методику исследования.
2. Описание результатов работы: описание особенностей реагирования детей на предложенные инструкции, высказываний и невербальных проявлений и соотнесение поведенческих проявлений ребенка с уровнями сформированности изучаемой ведущей деятельности; вывод об уровнях развития ведущей деятельности в исследуемой группе детей.
3. Интерпретация полученных данных: соотнесение эмпирических данных с теоретическими источниками, определение соответствия особенностей и уровня сформированности изучаемой ведущей деятельности у детей экспериментальной группы возрастным нормам, определение возможных причин отклонений, вывод об условиях становления ведущей деятельности на данном возрастном этапе.
Заключение. Обобщение полученных теоретических и практических знаний.
Список литературы.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2003.
2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М., 2004.
Дополнительная:
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994.
4. Гамезо М.В. Герасимова В.С. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
7. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
8. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.
9. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М. 1995.