Оформление контрольной работы
Правильность оформления работы студента, соответствующая нормам культуры интеллектуальной деятельности, учитывается при оценке работы. Контрольная работа оформляется следующим образом:
1. В работе должны быть раскрыты все 5 теоретических вопросов и выполнены 20 тестовых заданий.
2. Номер варианта контрольной работы выбирается по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента (см. таблицу в приложении 2).
3. Оформление титульного листа должно соответствовать образцу (образец см. в приложении).
4. Второй лист должен содержать план работы (с указанием номеров страниц), включающий перечень и номера изученных вопросов (с указанием номера по методичке) и номера выполненных тестовых заданий.
5. Библиография помещается в конце работы в алфавитном порядке.
6. Изложение необходимо вести в соответствии с пунктами плана, обозначая в тексте названия каждого последующего пункта.
7. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, по теме, содержать выводы и обобщения.
8. Работа выполняется на бумаге формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание текста по ширине страницы, стандартный абзацный отступ. Текст предполагает поля: сверху – 1 см., снизу – 2 см., справа – 2 см., слева – 2,5 см. Нумерация страниц внизу справа.
9. При оценке контрольной работы учитывается:
· наличие ответов на все вопросы и тестовые задания;
· глубина раскрытия вопросов;
· ясность и стиль изложения, соответствие ответа излагаемому вопросу и изучаемому предмету;
· количество и разнообразие используемой литературы (не менее 10 источников);
· объем работы (не менее 15 стр.).
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
(номер варианта контрольной работы выбирается
по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента (см. таблицу в приложении 2)
1. Предмет, принципы и задачи современной психологии.
2. Психологические явления и их классификация.
3. Основные отрасли психологии.
4. Место психологии среди других наук.
5. Методы исследования в психологии.
- Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы.
- Структура и основные поля головного мозга человека.
- Связь психических процессов с работой человеческого мозга.
- Функциональная асимметрия мозга, ее проявления.
- Функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия.
- Происхождение психики: материалистический и идеалистический подходы.
- Нервная система, ее возникновение и совершенствование.
- Источники и условия развития высших психических функций.
- Сравнение психики человека и животных.
- Биосоциальная природа психологии и поведения человека.
- Психологические характеристики сознания.
- Проявления сознания.
- Предпосылки и условия возникновения сознания.
- Понятие и виды бессознательного.
- Соотношение между сознанием и бессознательным.
- Основные характеристики и структура деятельности.
- Отличие деятельности человека от активности животных.
- Типы ведущей деятельности.
- Классификация видов человеческой деятельности.
- Умения, навыки, привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Классификация виды ощущений.
- Значение ощущений в жизни человека и их происхождение.
- Изменение и измерение ощущений.
- Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия.
- Свойства и законы восприятия.
- Роль внимания в различных видах профессиональной деятельности.
- Основные свойства и признаки внимания.
- Функции и виды внимания.
- Психологические теории внимания.
- Этапы развития внимания у человека.
- Основные процессы и нарушения памяти.
- Значение памяти в развитии личности и жизни человека.
- Классификация видов памяти.
- Теории и законы памяти.
- Формирование и развитие памяти.
- Воображение и его виды.
- Функции и роль воображения в жизни человека.
- Связь творческого процесса и воображения.
- Связь воображения и познавательных процессов.
- Влияние воображения на органические процессы.
- Мышление и его отличие от других познавательных процессов.
- Виды мышления, мыслительные операции.
- Творческое мышление и условия его продуктивности.
- Теории мышления в психологии.
- Методы и условия развитие мышления.
- Подходы к определению личности в зарубежной и отечественной психологии.
- Структура личности.
- Теории личности в современной психологии.
- Условия и методы развития личности.
- Жизненное значение феноменов устойчивости и изменчивости личности.
- Виды и уровни развития способностей человека.
- Психологическая характеристика одаренности и её видов.
- Задатки и индивидуальные различия людей.
- Условия и предпосылки формирования человеческих способностей.
- Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей.
- Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.
- Достоинства и недостатки типов темперамента.
- Психологическая характеристика типов темперамента.
- Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
- Соотношение темперамента и личностных характеристик.
- Характер как совокупность устойчивых черт личности.
- Типологии характеров.
- Истоки и механизмы формирования характера.
- Возрастные особенности становления черт характера у человека.
- Психологическая характеристика акцентуаций характера.
- Значение воли и ее основные признаки.
- Характеристика волевых качеств личности.
- Психологические теории воли.
- Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.
- Этапы становления волевых качеств личности.
- Функции и значение эмоций в жизни человека, их функции.
- Виды эмоций и эмоциональных состояний.
- Психологические теории эмоций.
- Связь эмоций и человеческой индивидуальности.
- Роль эмоций в человеческих отношениях.
- Соотношение мотивации и диспозиции.
- Сознательная и бессознательная мотивации деятельности.
- Психологические теории мотивации.
- Организация процесса самопознания и саморазвития личности.
- Вербальные и невербальные средства общения.
- Общение: содержания, цели и виды.
- Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности.
- Роль общения в развитии личности.
- Техника и приемы общения.
- Профилактика и стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
- Психологическая характеристика малой группы и этапы развития коллектива.
- Конфликты: структура, классификация, причины возникновения.
- Виды межличностных отношений в группе.
- Факторы эффективности групповой деятельности.
- Влияние стиля лидерства на эффективность групповой деятельности и общения.
- Возникновение психологических знаний, взаимосвязь души и тела в представлениях древних.
- Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины 19 века.
- Преобразование психологических знаний с середины 19 в. до начала 20 в.
- Развитие отечественной психологии в 19-20 вв.
100. Современные направления исследований в психологии.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)
1. Возникновение психологических знаний и их развитие в античный период и эпоху средневековья.
2. Развитие психологических знаний в 17 веке.
3. Развитие психологических знаний и выделение психологии в самостоятельную науку (19 век).
4. Предмет, объект современной психологии (20 век). Структура и функции психики.
5. Фрейдизм и психоаналитические направления в психологии.
6. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.
7. Гуманистическая психология.
8. Трансперсональная психология. Нейро-лингвистическое программирование.
9. Трансакционный анализ Э. Берна.
10. Когнитивная психология.
11. Становление и развитие русской научной психологии (до 1917 года).
12. Отечественная психология (послереволюционный и современный период). Перспективы развития психологической науки.
13. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.
14. Система методов психологического исследования.
15. Развитие психики в филогенезе.
16. Физиологические основы работы психики.
17. Основные психологические характеристики сознания. Предпосылки возникновения сознания.
18. Понятие и структура личности. Факторы, определяющие развитие личности.
19. Теории личности.
20. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
21. Темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
22. Характер. Типологии характеров.
23. Формирование характера. Акцентуации характера.
24. Мотивационно-потребностная сфера личности. Направленность личности.
25. Способности: общая одаренность и специальные способности. Развитие способностей.
26. Общение. Функции общения. Средства общения.
27. Характеристика основных видов общения.
28. Общая и профессиональная коммуникативная компетентность личности.
29. Типология групп. Влияние группы на личность и личности на группу.
30. Межличностные отношения в группе. Методы исследования системы межличностных отношений.
31. Конфликт. Структура и классификация конфликтов.
32. Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
33. Деятельность человека: структура и психологическая характеристика основных видов деятельности.
34. Виды и качества внимания. Связь внимания с познавательными процессами и деятельностью человека.
35. Ощущения. Классификация, свойства и механизм возникновения ощущений.
36. Виды и свойства восприятия. Иллюзии.
37. Репрезентативные системы и их роль в формировании субъективной картины мира.
38. Память: виды, процессы и закономерности памяти.
39. Мышление: виды, мыслительные операции. Развитие мышления человека.
40. Воображение как психический процесс. Виды и процессы воображения.
41. Интеллект человека. Диагностика уровня интеллектуального развития.
42. Профессиональное самоопределение молодого специалиста.
43. Профессиональная деятельность как условие личностного роста.
44. Психическая саморегуляция поведения и деятельности.
45. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Основные функции языка.
46. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства.
47. Воля: функции, формирование и проявление волевых качеств личности.
48. Психические состояния: классификация и основные характеристики. Саморегуляция психических состояний.
49. Периодизация психического развития человека.
50. Организация процесса самопознания и саморазвития личности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
(имеется на абонементе в библиотеке АГАУ)
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. – М.: МИР, 1992.
3. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 304 с.
4. Немов Р.С. Психология: учебник для вузов по непсихологическим специальностям. / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2011. – 639 с.
5. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 806 с.
6. Общая психология: учебное пособие для вузов /ред. Е.И. Рогов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 345 с.
7. Островский Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов по экономическим специальностям / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; под ред. Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник – ВЗФЭИ. 2010.- 384 с.
8. Психология и педагогика: учебник для вузов /ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт: Высшее образование. 2010. – 714 с.
9. Рассыпнова Ю.Ю. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Ю.Ю. Рассыпнова, Л.В. Немцова; Пензенская ГСХА, 2008. – 259 с.
10. Сивцова А.В., Н.С. Колмогорова. Психология и педагогика. Раздел «Психология»: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 198 с.
11. Сивцова А.В., Н.С. Колмогорова. Психология и конфликтология. Учебное пособие. – Барнаул, 2013. – 65 с.
12. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2007. – 592 с.
13. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2008. – 592 с.
Дополнительная литература
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.
5. Бороздина Г.В. Психология общения. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 295 с.
6. Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1982.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. – М.: Мир, 1992.
10. Горянина В.А. Психология общения. – М., 2005.
11. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов. – М., 2005.
12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник: Личность, образование, самообразование, профессия. – Минск, 1998.
13. Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М., 1997.
14. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
15. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М., 1997.
16. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
17. Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности. Монография. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 224 с.
18. Кравченко А.И. Психология и педагогика. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 400 с.
19. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
20. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
22. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.
23. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – СПб, 2002.
24. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., 1996.
25. Мотивация и личность. / Абрахам Маслоу. – СПб., 2003.
26. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для высших пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – М., 2001.
27. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2000.
28. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
29. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 2002.
30. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1986.
31. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990.
32. Психология от А до Я: Словарь персоналий. – М., 1997.
33. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. – СПб., 2000.
35. Сивцова А.В., Колмогорова Н.С. Психология менеджмента: учебно-методическое пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 65 с.
36. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов, обучающихся по непедагогическим специальностям. – М., 2001.
37. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1995.
38. Теории личности: познание человека. / под ред. С. Клонингер. – СПб., 2003.
39. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М., 1981.
40. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Интернет-ресурсы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Социально-гуманитарное и политологическое образование (система федеральных образовательных порталов) — http://www.auditorium.ru/.
Библиотека портала содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.
Периодические издания: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Иностранная психология».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.