Требования к промежуточной аттестации по дисциплине
Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Общая психология» является экзамен.
Экзамен осуществляется в письменной форме по экзаменационным билетам. В структуру билета входят теоретические вопросы и практико-ориентированное задание.
Цель экзамена – выявить и оценить уровень овладения студентами знаниями и компетенциями в соответствии с ФГОС-3+ и учебной программой дисциплины. Как форма промежуточной аттестации студентов экзамен выявляет уровень знаний и компетенций студентов в области основных психологических концепций, теорий, научных подходов к решению современных проблем психологической науки и практики.
Практическое задание включается третьим вопросом в экзаменационный билет. Оно нацелено на диагностику и оценку уровня сформированности компетенций. При этом оценивается уровень владения как конкретным, так и обобщенным умением (компетенцией) в области психологической теории и практики. Часть практических заданий (мини-проекты, эссе, самопрезентация) может быть предложена студентам до экзамена. Это делается с целью формирования у студентов более осознанного отношения к предложенным заданиям и их соотнесения с будущей профессиональной деятельностью.
В начале семестра преподаватель информирует студентов о модульно-рейтинговой оценке успеваемости и качества знаний, количестве модулей по учебной дисциплине, сроках и формах контроля их освоения, возможности получения поощрительных баллов, форме итогового контроля.
Преподаватель совместно с каждым студентом составляет индивидуальную технологическую карту, в которой в баллах отражается его работа на лекциях и практических занятиях, а также самостоятельная работа в течение всего семестра.
В конце семестра суммируются полученные студентом баллы и принимается решение о допуске студента к экзамену или освобождении от него. Индивидуальная технологическая карта студента после сдачи экзамена сдается на кафедру и в деканат соответствующего факультета.
Максимальное количество баллов, которое может набрать студент в течение семестра, равно 100 единицам. В зависимости от количества баллов определяется оценка и уровень знаний студента:
0-60 баллов | «неудовлетворительно» | недостаточный уровень |
61-75 баллов | «удовлетворительно» | достаточный уровень |
76 -85 баллов | «хорошо» | вполне достаточный уровень |
86-100 баллов | «отлично» | высокий уровень |
Содержательная характеристика вышеуказанных уровней определяется следующими критериями оценки знаний и сформированности компетенций студентов по дисциплине.
Критерии оценки знаний:
- владение понятийным аппаратом;
- полнота, глубина и осознанность знаний;
- прочность и действенность знаний;
- аналитичность и доказательность рассуждений;
- самостоятельность, критичность мышления;
- соотнесение полученных знаний с конкретной областью будущей профессиональной деятельности.
Критерии сформированности конкретных и обобщенных умений (компетенции):
- опора на теоретические знания при решении профессионально ориентированной задачи;
- способность предложить решение конкретной задачи, связанной с педагогической и культурно-просветительской деятельностью;
- способность предложить альтернативное решение конкретной задачи (проблемы);
- соблюдение логики и этапов решения задачи.
Содержание и общая оценка уровня овладения знаниями и компетенциями:
высокий уровень – демонстрируются полные, глубокие и осознанные знания, а также усвоенные категории и закономерности психологической науки. Компетенции сформированы полностью. Решение задач (ситуаций) не вызывает особых затруднений,осуществляется осознанно, с опорой на теоретические знания. Достаточно выражены умения применять знания в конкретной ситуации будущей профессиональной деятельности;
достаточный уровень – демонстрируются достаточно полные, глубокие и осознанные знания. Все категории психологической науки усвоены в равной степени. Компетенции достаточно сформированы и представляют собой обобщенное умение. Решение задач (ситуаций) вызывает некоторые затруднения. Сформированы умения соотнесения полученных знаний с конкретной областью будущей профессиональной деятельности;
вполне достаточный уровень – демонстрируются недостаточно полные, глубоко осознанные знания. Не все категории психологической науки усвоены в равной степени. Компетенции сформированы частично и не представляют собой обобщенное умение. При решении задач (ситуаций) теоретические знания используются фрагментарно, поверхностно. Недостаточно сформированы умения соотнесения полученных знаний с конкретной областью профессиональной деятельности;
недостаточный уровень – демонстрируются крайне слабые, поверхностные и отрывочные знания. Компетенции не сформированы даже на уровне отдельных умений. Решение задач (ситуаций) вызывает значительные затруднения. Отсутствует понимание условий и способов решения задач (ситуаций). Отсутствуют умения соотнесения полученных знаний с конкретной областью будущей профессиональной деятельности.
Примерные вопросы к экзамену
1 Предмет и задачи современной психологии.
2 Психология как наука. Отрасли современной психологии.
3 Обыденное и научное познание в психологии.
4 Человек как предмет познания психологии. Основные подходы к изучению человека.
5 Классификация методов психологических исследований по Б.Г.Ананьеву.
6 Организационные методы: сравнительный; комплексный. Лонгитюд – особенности, достоинства и недостатки.
7 Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение. Достоинства и недостатки метода.
8 Эксперимент. Виды. Особенности. Достоинства и недостатки.
9 Психодиагностические методы исследования. Анализ продуктов деятельности.
10 Методы обработки данных: количественные и качественные.
11 Интерпретационные методы исследования (генетический и структурный подход).
12 Принцип детерминизма. Привести пример.
13 Принцип единства сознания и деятельности. Привести пример.
14 Принцип развития. Привести пример.
15 Принцип объективности психологического исследования. Привести пример.
16 Принцип индивидуализации. Привести пример.
17 Принцип активности. Принцип историзма. Привести примеры.
18 Принцип психофизического единства. Привести пример.
19 Соотношение понятий методология, методологические принципы, методы, методики.
20 Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Сходство и различие понятий. Биологическое и социальное в личности человека.
21 Исторические периоды в формировании понятия личность (философско-литературный, клинический, экспертный).
22 Этапы формирования личности в онтогенезе.
23 Основные психологические теории личности.
24 Определение личности по Леонтьеву, Ковалеву, Платонову, С.Л.Рубинштейну.
25 Деятельностный подход.
26 Понимание структуры личности в теории Б.Г. Ананьева.
27 Движущие силы развития личности.
28 Активность и самосознание личности.
29 Образ «Я». Самооценка. Уровень притязания. Рефлексия.
30 Формирование и развитие личности. Внутренне противоречие как источник развития.
31 Понятие психика. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
32 Развитие, сходства и различия психики человека и животных.
33 Сознание человека. Предпосылка и условие развития сознания.
34 Психологические характеристики сознания.
35 Направления в развитии сознания.
36 Психические явления: процессы, свойства, состояния.
37 Ощущение. Виды и свойства ощущений.
38 Понятие чувствительности. Адаптация, сенсибилизация, синестезия.
39 Абсолютный и относительный пороги чувствительности. Основной психофизический закон.
40 Восприятие и его особенности. Сходство и различия ощущения и восприятия.
41 Перцепция и апперцепция. Целостность, константность, предметность восприятия.
42 Категориальность, избирательность, структурность восприятия.
43 Восприятие времени, движения, пространства.