Требования к промежуточной аттестации по дисциплине

Основные понятия

Адаптация – процесс привыкания к новым условиям и осваивания новых способов взаимодействия с окружающей действительностью.

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого; процесс и результат формирования привлекательности партнеров по общению.

Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного влияния индивидов друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и взаимосвязь.

Внутренние ресурсы - качества человека, на которые он может опираться при решении жизненных затруднений.

Внутриролевой конфликт– конфликт, возникающий, когда одна роль требует от человека одновременного выполнения двух разнородных видов деятельности.

Внушение (лат. suggestio – сугге́стия) – механизм межличностного воздействия на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

Групповая поляризация– вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы. Или: Сдвиг к риску – один их эффектов группы на принятие решений ее членами, состоящий в том, что решения, принимаемые в групповой дискуссии, оказываются более радикальными и рискованными, чем решения, принимаемые в одиночку.

Гуманистическое общение – личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Диалогическое общение - форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов.

Деиндивидуализация– утрата самосознания и боязни оценки, возникающая в групповых ситуациях, обеспечивающих анонимность членов группы.

Конгруэнтность - согласованность и соразмерность элементов, образующих некоторое целое. В практической психологии, конгруэнтность - согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

Коммуникация– информационный аспект общения, заключающийся в установлении контактов между людьми посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Коммуникативный барьер – внешние и внутренние факторы и причины, мешающие эффективной коммуникации или полностью блокирующие её.

Конфликт – столкновение двух и более сторон, вызванное противоречиями в их интересах, ценностях, сопровождаемое негативными переживаниями и действиями друг против друга.

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

Нормативное влияниеимплицитно содержит в себе побуждение к соблюдению тех или иных социальных норм. Социальное влияние посредством норм осуществляется сочетанием, с одной стороны, общественных, групповых норм, а с другой – стремлением человека быть "как все", его боязнью непохожести, отличия от других.

Обратная связь — это реакция получателя на сообщение. Она может быть вербальной и невербальной, письменной и устной. С помощью обратной связи мы можем оценивать эффективность нашей коммуникации.

Перцептивная сложность– свойство личности, определяющееся ее способностью к использованию большего или меньшего числа (диапазона) социально-перцептивных оценок другой личности и самого себя (Гончаров А.И.).

Перцепция социальная – восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.

Референтная группа (от лат. referens – сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

Ритуал -исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Самораскрытие (англ. self-disclosure) - сообщение человеком информации о себе др. людям, добровольное открытие др. лицу разных аспектов своей личности. Содержанием С. могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми.

Совесть– моральное «я» человека, осуществляющее контроль и критическую оценку любых поступков человека путем сравнения со шкалой моральных принципов и законов.

Социальный стереотип – устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Социально-перцептивный стиль личности – относительно устойчивая индивидуальная система приемов и способов восприятия и оценки личности партнера по общению.

Социальная установка (аттитюд)– предрасположенность (стремление) личности к определенным групповым ценностям, детерминирующим социально принятые формы поведения; отношение человека к социальным объектам, сложившееся на основе знания и оценки.

Социальная фасилитация (социальное способствование)– 1) первоначальное значение – тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других.

Сплочение - процесс формирования в группе установки на поиск общих целей, ценностей, взглядов.

Сплочение группы– это процесс, суть которого в укреплении психологических связей в группе, благодаря которым люди считают себя единым целым (чувствуют единство), в чем-то отличным от других подобных образований – у членов группы формируется чувство «мы». Сплоченность выражается в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению своего группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.

В течение тренинга участники учатся четче осознавать свой внутренний мир, ставить цели, планировать пути их достижения, соотнося с потребностями и целями других людей. Они отрабатывают навыки, позволяющие понимать других людей, расширять набор стратегий установления контактов с партнерами в группе, выражать свое мнение, говорить о своих желаниях, чувствах.

Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Фасцинация – совокупность средств, помогающих принятию информации реципиентом и ослабляющие действие его фильтров «доверия-недоверия».

Фрустрация– 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Эмпатия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Эффект последовательности – на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь.

Эффект авансирования – человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

Эффект «ореола» - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном.

Эффект новизны – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.

Эффект первичности – более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.

Эффект узнавания– эффект, суть которого в том, что повторяющаяся демонстрация одного и того же стимула приводит к его узнаванию и, следовательно, увеличивает привлекательность.

Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.

Примерный перечень вопросов к АТТЕСТАЦИИ

1. Основные феномены коммуникации (самораскрытие и самопредъявление (самопрезентация), самомониторинг).

2. Обратная связь в межличностном общении (понятия и параметры обратной связи).

3. Понимание как проблема. Точность понимания другого человека.

4. Механизм взаимопонимания.

5. Возрастные, индивидуальные, и профессиональные особенности восприятия человека человеком.

6. Межличностная аттракция.

7. Механизмы воздействия в процессе общения.

8. Виды общения. Диалогическое общение.

9. Виды общения. Гуманистическое общение.

10.Манипуляция в общении. Манипулятивные техники.

11.Педагогическое общение. Особенности коммуникации и взаимодействия.

12.Факторы, определяющие успешность межличностного понимания в системе отношений учитель-ученик.

13.Общение в условиях массовой коммуникации.

14.Компетентность в общении. Критерии компетентности в общении.

15.Трудности и барьеры общения.

16.Общая характеристика социально-психолгического тренинга (СПТ).

17.Понятие групповой динамики в СПТ.

18.Способы развития компетентности в общении.

19.Коммуникативная составляющая общения.

20.Преодоление барьеров общения.

21. Техники активного слушания.

22. Психологическая совместимость.

23. Общение в стрессовой ситуации.

24. Конфликтное взаимодействие.

25. Факторы межличностного восприятия.

26. Эффекты межличностного восприятия.

27. Вербальная и невербальная коммуникация.

28. Эффективные технологии общения.

Перечень примерных контрольных вопросов

для самостоятельной работы

1. Каковы аспекты анализа общения?

2. Раскройте различные трактовки связи общения и деятельности.

3. Какова роль обратной связи в коммуникации?

4. Охарактеризуйте уровни коммуникации в социальной психологии?

5. В чем проявляется асимметрия процесса коммуникации?

6. Опишите речь как средство общения.

7. Покажите роль невербальной коммуникации в процессе общения.

8. Дайте характеристику понятия «барьеры общения». В чем различия между барьерами и трудностями общения и затруднениями в общении?

9. Могут ли трудности общения выполнять позитивную функцию и почему?

10.Какова структура взаимодействия?

11.Назовите условия продуктивного учебного взаимодействия.

12.Изложите основные положения теории трансактного анализа.

13.Каковы роль и место отношений в структуре взаимодействия?

14.Охарактеризуйте «симметричность» и «дополнительность» как базовые категории взаимодействия.

15.Охарактеризуйте основные виды и типы взаимодействия.

16.В чем специфика педагогического взаимодействия?

17.Проанализируйте стили педагогического взаимодействия.

18.Назовите исходные основания межличностного познания.

19.Дайте характеристику уровней понимания учителем особенностей личности ученика.

20.Роль социальных установок учителя в восприятии личности ученика.

21.В чем различие между идентификацией и эмоциональной идентификацией? Какие еще механизмы межличностного восприятия вы можете назвать?

22.Назовите важнейшие правила взаимоотношений, следование которым способствует формированию культуры восприятия и понимания.

23.Назовите основные феномены коммуникации.

24.Каковы механизмы воздействия в процессе общения?

25.Охарактеризуйте основные виды общения.

26.Раскройте феномен манипулятивного общения.

27.Назовите способы противостояния манипуляции в общении.

28.Назовите факторы общения в различных сферах деятельности.

29.Каковы способы развития компетентности в общении?

30.Охарактеризуйте конструктивное общение.

31.Назовите формы активного социально-психологического обучения.

32.Назовите особенности социально-психологического тренинга.

33.Какова роль обратной связи в коммуникации?

34.В чем проявляется асимметрия процесса коммуникации?

35.В чем различия между барьерами и трудностями общения и затруднениями в общении?

36.Могут ли трудности общения выполнять позитивную функцию и почему?

37.Каковы роль и место отношений в структуре взаимодействия?

38.Какова роль социальных установок в восприятии личности партнера по общению?

39.Каковы необходимые условия возникновения конфликта?

40.Каковы основные способы и приемы изменения своего поведения в предконфликтной ситуации?

41.Какие способы и приемы воздействия на партнера вы знаете?

42.В чем заключаются отличительные особенности конструктивной критики?

43.Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику?

44.Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса?

45.Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов?

46.Каковы условия, при которых субъект конфликта выбирает:

· стратегию борьбы;

· стратегию ухода;

· стратегию компромисса;

· стратегию уступки;

· стратегию сотрудничества?

47.В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте?

48.Что следует понимать под разрешением конфликта?

49.В чем заключаются предпосылки разрешения конфликта?

50.Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?

51.Какие основные правила эффективного общения в конфликте Вы знаете?

52.Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?

53.Какие основные способы избавления от гнева выделил Д.Скотт?

54.Как правильно осуществлять самоконтроль эмоций?

55.Что понимают под манипуляцией?

56.Какие манипуляции основаны на правилах приличия?

57.Какие манипуляции направлены на унижение оппонента.

Наши рекомендации