Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Нижегородский институт управления

Кафедра конституционного и муниципального права

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

____________ И.А. Коннов

«___»_____________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М2.В.ОД.2 СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

по направлению подготовки

40.04.01 «Юриспруденция»

Магистерская программа

«Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы»

Магистр

Заочная

форма обучения

Нижний Новгород, 2016 г.

Автор(ы)–составитель(и):

к.ю.н., доцент ___________ В.М. Большакова

(подпись)

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой конституционного и муниципального права

Протокол от «____»_________ 201___г. № _____

Заведующий кафедрой

конституционного и

муниципального права ______________ В.М. Большакова

(подпись) (Ф.И.О.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины……...………………………………………………….......
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине………………………................
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО……………………………………………….
4. Объем дисциплины………………………………………………………………...........
5. Содержание и структура дисциплины………………………………………................
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………….………………………………………………………………..
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……...............
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине ……………..
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………...……
  9.1. Основная литература………………………….……………...………..……………………
  9.2. Дополнительная литература………………………………………….……………….....…
  9.3. Нормативные правовые документы………………………………….………………...…..
  9.4. Интернет-ресурсы, справочные системы………………………………….........................
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины …………...…

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины - формирование у студентов комплекса теоретических и практических знаний о правовом регулировании общественных отношений, возникающих в сфере реализации государственной власти в субъектах РФ.

Задачи дисциплины:

- анализ истории становления и развития России как федеративного государства;

- определение специфики асимметричности Российской Федерации;

- раскрытие особенностей федеративного устройства многонационального государства;

- выявление особенностей правового статуса субъектов Федерации;

- выработка у студентов умений и навыков применения полученных знаний в повседневной деятельности регионального государственного аппарата.

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Владеть: В1 - механизмом правового регулирования местного самоуправления в субъектах Российской Федерации
ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения В1 - необходимыми навыками профессионального общения
ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом В3 - навыками анализа юридических фактов

Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Субъекты Российской Федерации: особенности правового статуса» (М2.В.ОД.2) входит в вариативную часть обязательных дисциплин и осваивается на 1 курсе во 2 семестре.

Дисциплины, на которых базируется дисциплина:

Сравнительное государствоведение (ФТД.1)

Дисциплины, для которых дисциплина является предшествующей:

Российская государственность: сущностные черты и тенденции развития (М2.В.ОД.1);

Религиозная безопасность личности, общества и государства (М2.В.ОД.7);

Региональная безопасность (М2.В.ДВ.2.2);

Учебная практика (М3.У.1);

Производственная практика (М3.П.1); Преддипломная практика (М3.П.2)

Объем дисциплины

Таблица 2.

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины, час.
Всего Семестр (триместр), курс3
Заочная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                      
лекционного типа (Л)                      
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) -                        
практического (семинарского) типа (ПЗ)                      
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) -                        
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                      
Промежуточная аттестация форма экзамен                        
час.                      
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 144\4   144/4                    
                               

Содержание и структура дисциплины

Таблица 3.

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компетенций Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1)  
 
Тема 1 Федерация и федерализм. Содержание и соотношение понятий «федерализм», «федеративное государство», «федерация», «федеративное устройство». Федерация как форма государственного устройства. Различия федерации, унитарного государства и конфедерация. Подходы к определению федеративного государства. Свойства и признаки федеративных государств. Способы и порядок образования федеративного государства. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 2 Основные модели федеративного государства. Виды федеративных государств: договорные, конституционные и конституционно-догoворные федерации. Делегированные (союзные) и децентрализованные федерации. Территориальные (административные) и комплексно-территориальные, национальные и национально- территориальные федерации. Симметричные и асимметричные федерации. Классическая, дуалистическая, кооперативная, организационная, унитаристская, исполнительная, основанная на союзе и на автономии модели федерализма. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 3 Конституционно-правовые основы российского федерализма. Основные конституционные принципы российского федерализма: государственный суверенитет, единство системы государственной власти, равноправие субъектов Российской Федерации, единство конституционно-правовой системы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Становление российского государства как федерации. Особенности российской модели федерализма. Система государственной власти в Российской Федерации. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 4 Субъект Российской Федерации как публично-правовое образование. Конституционно-правовой статус субъектов Федерации и основные элементы его содержания. Ограниченность конституционно-правового статуса субъектов Федерации государственным суверенитетом Российской Федерации. Права и обязанности субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Права и обязанности субъектов Российской Федерации по участию в деятельности федеральных органов государственной власти и осуществлении полномочий по предметам ведения Федерации. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 5 Виды субъектов Российской Федерации. Особенности конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации. Особенности конституционно-правового статуса края, области, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации. Равноправие субъектов Российской Федерации.   ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 6 Территориальное устройство субъектов Российской Федерации.   Административно-территориальное устройство государства. Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Порядок изменения границ субъектов Российской Федерации. Закрытые административно-территориальные образования. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 7 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.   Порядок формирования и структура законодательных органов власти субъектов Федерации. Статус депутата законодательного органа власти субъекта Федерации. Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации. Законодательный процесс в субъектах Федерации. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 8 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Федерации. Порядок возложения полномочий на высшее должностное лицо субъекта Федерации. Полномочия руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Порядок образования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации и его полномочия. Правовой статус должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 9 Судебные органы субъектов Российской Федерации. Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 10. Публично-правовая ответственность субъектов Российской Федерации. Конституционно-правовая и публично-правовая ответственность в системе федеративных отношений. Федеральное воздействие на субъекты Федерации. Приостановление действия актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Отрешение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности.     Роспуск законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Временное возложение на федеральные органы государственное власти или на их должностных лиц отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  
Тема 11 Правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Регулирование субъектами Российской Федерации особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Региональные программы развития местного самоуправления. Регулирование порядка передачи объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, контроль за их реализацией. Проблемы противоречия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству. ОК-3 ОК-4 ОК-5 В1 В1 В3  

Таблица 4.

Структура дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Заочная форма обучения
Тема 1 Федерация и федерализм. - - опрос
Тема 2 Основные модели федеративного государства. - - - опрос
Тема 3 Конституционно-правовые основы российского федерализма. - - - опрос
Тема 4 Субъект Российской Федерации как публично-правовое образование. - - - опрос
Тема 5 Виды субъектов Российской Федерации. - - - опрос
Тема 6 Территориальное устройство субъектов Российской Федерации. - - - опрос
Тема 7 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. - - - опрос
Тема 8 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. - - - опрос
Тема 9 Судебные органы субъектов Российской Федерации. - - - опрос
Тема 10 Публично-правовая ответственность субъектов Российской Федерации. - - - опрос
Тема 11 Правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. - - - - опрос
Промежуточная аттестация           экзамен
Всего: - -  

Примечание: 4 – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине

Вопросы для самостоятельной подготовки к лекционным и практическим занятиям

ТЕМА 1.[Федерация и федерализм]

1. Содержание и соотношение понятий «федерализм», «федеративное государство», «федерация», «федеративное устройство».

2. Федерация как форма государственного устройства.

3. Различия федерации, унитарного государства и конфедерация.

4. Подходы к определению федеративного государства.

5. Свойства и признаки федеративных государств.

6. Способы и порядок образования федеративного государства.

ТЕМА 2.[Основные модели федеративного государства]

1. Виды федеративных государств: договорные, конституционные и конституционно-догoворные федерации.

2. Делегированные (союзные) и децентрализованные федерации.

3. Территориальные (административные) и комплексно-территориальные, национальные и национально- территориальные федерации.

4. Симметричные и асимметричные федерации.

5. Классическая, дуалистическая, кооперативная, организационная, унитаристская, исполнительная, основанная на союзе и на автономии модели федерализма.

ТЕМА 3.[Конституционно-правовые основы российского федерализма]

1. Основные конституционные принципы российского федерализма.

2. Становление российского государства как федерации.

3. Особенности российской модели федерализма.

4. Система государственной власти в Российской Федерации.

ТЕМА 4.[Субъект Российской Федерации как публично-правовое образование]

1. Конституционно-правовой статус субъектов Федерации и основные элементы его содержания.

2. Ограниченность конституционно-правового статуса субъектов Федерации государственным суверенитетом Российской Федерации.

3. Права и обязанности субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

4. Права и обязанности субъектов Российской Федерации по участию в деятельности федеральных органов государственной власти и осуществлении полномочий по предметам ведения Федерации.

ТЕМА 5.[Виды субъектов Российской Федерации]

1. Особенности конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации.

2. Особенности конституционно-правового статуса края, области, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации.

3. Равноправие субъектов Российской Федерации.

ТЕМА 6.[Территориальное устройство субъектов Российской Федерации]

1. Административно-территориальное устройство государства.

2. Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.

3. Порядок изменения границ субъектов Российской Федерации.

4. Закрытые административно-территориальные образования.

ТЕМА 7.[Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации]

1. Порядок формирования и структура законодательных органов власти субъектов Федерации.

2. Статус депутата законодательного органа власти субъекта Федерации.

3. Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.

4. Законодательный процесс в субъектах Федерации.

ТЕМА 8.[Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации]

1. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Федерации.

2. Порядок возложения полномочий на высшее должностное лицо субъекта Федерации.

3. Полномочия руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

4. Порядок образования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации и его полномочия.

5. Правовой статус должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

ТЕМА 9.[Судебные органы субъектов Российской Федерации]

1. Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

ТЕМА 10.[Публично-правовая ответственность субъектов Российской Федерации]

1. Конституционно-правовая и публично-правовая ответственность в системе федеративных отношений.

2. Федеральное воздействие на субъекты Федерации.

2. Приостановление действия актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Отрешение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности.

4. Роспуск законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Временное возложение на федеральные органы государственное власти или на их должностных лиц отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

ТЕМА 11.[Правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации]

1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

2. Регулирование субъектами Российской Федерации особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.

3. Региональные программы развития местного самоуправления.

4. Регулирование порядка передачи объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.

5. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, контроль за их реализацией.

6. Проблемы противоречия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству.

7. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины

Обучение по дисциплине «Субъекты Российской Федерации: особенности правового статуса» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические/семинарские) и самостоятельной работы студентов. Практические/семинарские занятия дисциплины «Субъекты Российской Федерации: особенности правового статуса» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольно-измерительных мероприятий.

Подготовка к лекции студентами заключается в следующем:

- повторить материал предыдущей лекции, прочитав его повторно;

- ознакомиться с темой предстоящей лекции (в рабочей программе учебной дисциплины);

- ознакомиться с учебными материалами по данной теме в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины или с электронными материалами, предложенными лектором;

- записать возможные вопросы, которые можно будет задать лектору.

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям:

- внимательно прочитать материал лекций относящихся к данному занятию, ознакомиться с учебными материалами, включая электронные в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины;

- подготовить развернутые ответы на вопросы, предложенные в рабочей программе дисциплины для обсуждения;

- выполнить задания, если они предусмотрены в письменной форме;

- понять, что для вас осталось неясными и постараться получить на них ответ заранее;

- готовиться к практическим/семинарским занятиям можно как индивидуально, так и в составе малой группы;

- рабочую программу учебной дисциплины необходимо использовать в качестве основного ориентира в организации обучения;

- электронной версии рабочей программы по дисциплине размещена на сайте Нижегородского института управления и предоставлен авторизованный доступ.

Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

- программой дисциплины;

- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;

- тематическими планами лекций, семинарских занятий;

- контрольно-измерительными материалами;

- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

- перечнем и тематикой письменных работ, а также методическими рекомендациями по их выполнению;

- перечнем экзаменационных вопросов.

Систематическое выполнение всех видов заданий на лекциях, практических/семинарских занятиях, а также самостоятельная работа позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Таблица 5.

Наши рекомендации