Тема 3. Особенности процесса социализации и ее нарушения

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу

«Превентивная психология»

для студентов очной и заочной формы обучения

(выбрать форму обучения)

По специальности/направлению Психология

(выбрать нужное)

Д.мед.н., профессор Кулганов В.А.

(Ф.И.О. преподавателя)

Проректор по научной работе

(должность)

Психологического консультирования

(кафедра)

______________________

(подпись)

Санкт-Петербург

Структура материалов для работы студентов

1. Вопросы к итоговому контролю знаний (зачету или экзамену)

1. Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью.

2. Предмет превентивной психологии и принципы реализации превентивных мер.

3. Факторы, обуславливающие причины асоциального поведения.

4. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

5. Процесс социализации и его особенности.

6. Общеметодологические принципы, лежащие в основе междисциплинарного исследования процесса социализации.

7. Содержательная и функциональная стороны процесса социализации.

8. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения.

9. Социально-психологические механизмы социализации.

10. Классификация социализации в зависимости от трудовой деятельности.

11. Нарушение социализации: прямые и косвенные десоциализрующие влияния.

12. Роль биологического и социального в возникновении преступного поведения.

13. Психобиологические предпосылки асоциального поведения.

14. Влияние кризисных явлений в организме подростка на его поведение.

15. Классификация неосознаваемых мотивов преступного поведения.

16. Профилактика делинквентного поведения у подростков.

17. Организация превентивной практики по предупреждению преступлений с неосознаваемой мотивацией.

18. Патогенная дезадаптация и ее характеристика.

19. Основные особенности психосоциальной адаптации.

20. Социальная дезадаптация и ее характеристика.

21. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.

22. Общие принципы социально-педагогической реабилитации подростков.

23. Функции психолога в превентивной практике.

24. Факторы социального риска, способствующие отклонению поведения детей.

25. Предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний семьи.

26. Влияние криминально-аморальной семьи на поведение детей.

27. Развитие ребенка в аморально-асоциальной семье.

28. Влияние конфликтной и педагогически несостоятельной семьи на поведение ребенка.

29. Типичные ошибки семейного воспитания.

30. Психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации учащихся.

31. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса.

32. Характеристики основных педагогических стилей воспитания детей.

33. Целенаправленное формирование ценностно-нормативных представлений учащихся.

34. Половое воспитание и психосексуальное здоровье подростков.

35. Классификация неформальных подростковых групп.

36. Характеристика стихийных подростковых групп.

37. Уровни развития криминогенных групп.

38. Характеристика подростковых криминогенных групп.

39. Социально-педагогическая профилактика процесса криминализации неформальных подростковых групп.

40. Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска.

41. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков.

42. Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных несовершеннолетних.

43. Основные задачи процесса перевоспитания личности «трудного» подростка.

44. Превентивно-коррекционная практика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в работе практического психолога.

45. Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.

46. Проблема неосознаваемой регуляции преступного поведения в превентивной теории и практике.

47. Криминологический анализ психо-биологических предпосылок асоциального поведения.

48. Психологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних.

49. Типы несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности.

50. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.

Список основной и дополнительной литературы (к темам/ модулям или разделам курса и общий список)

Тема 1. Превентивная психология: предмет, специфика, область применения.

Литература:

· Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-пресс, 2004.

· Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

Тема 2. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.

Литература:

· Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты/ Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. – М.: Тверь, 1998.

· Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006.

Тема 3. Особенности процесса социализации и ее нарушения.

Литература:

· Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.

· Практикум по девиантологии / Под ред. О.А. Клейберга. – СПб.: Речь, 2007.

Модуль 2.

Наши рекомендации