Психофизиологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста, обусловливающие сложности процесса их социализации

Правовая социализация несовершеннолетних - это усвоение подростками:

· социальных ценностей, одобряемых и охраняемых правом

· системы действующих правовых норм как правил поведения

· знаний, навыков и привычек для правильной ориентации в социально-правовой среде

· элементов правовой культуры

· функций, ролей, статусов, прав и обязанностей

ЭТАПЫ усвоения норм:

1. Осведомлённость о нормах и понимание их содержания (когнитивный компонент)

2. Отождествление своего поведения с нормой (когнитивный компонент)

3. Желание следовать нормам (аффективный компонент)

4. Способность реализовать норму (волевой компонент)

Период взросления сопровождается восприимчивостью к социальной обстановке и отношениям между людьми. В этом возрасте растёт интерес к социальной роли личности. Референтная группа сверстников в подростковом возрасте приобретает большое значение, а родители как референтные личности играют крайне незначительную роль. В процессе социализации значительную роль играет учебное заведение. Кроме образовательной функции, оно выполняет функции формирования личности и выработки адекватного социального поведения. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

• Осознание временной протяжённости своего «Я», включающей своё детское прошлое и взрослое будущее;

• Осознание себя, как отличного от интериоризированных родительских образов;

• Осуществление системы выборов, обеспечивающих цельность личности.

В этот период времени происходит основной процесс социально-психологической адаптации. Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение взаимодействия личности подростка со средой, которое характеризуется:

• Сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг него, осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения;

• Приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся условиям социальной среды, причём становление новых приспособительных механизмов ориентировано на гармонизацию взаимодействия личности со средой.

Итак, достижение психосоциальной зрелости и адаптация в социуме являются главным итогом подросткового возраста.

Физиологические причины пубертатный период:

1.Начало функционирования половых желёз (появление вторичных половых признаков),

2. Период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков,

3. Гормональная перестройка (у девочек – эстрогены, у мальчиков – тестостерон, у обоих полов – андрогены);

4. Неравномерное развитие организма (рост скелета опережает развитие мышечной ткани);

5. Увеличение объема лёгких, сердца;

6. Колебания артериального давления, частые головные боли, вегетососудистая дистония;

7. Нестабильность эмоций (эмоциональные качели).

Психологические причины:

1. Чувство взрослости;.

2. Кризис самооценки;

3. Освоение социального пространства;

4. Важность среды сверстников;

5. Избегание взрослой ответственности;

6. Желание получить свой уникальный опыт;

7. Стремление к признанию собственных заслуг;

8. Проблема глобальной неразрешимости проблем;

9. Чувство одиночества порождает поиск себе подобных;

10. Формирование «мы-концепции» (референтные группы);

11. На первый план выдвигается интимно-личностная деятельность;

12. Конкретное мышление сменяется логическим;

13. Логическое мышление ведет к критичности;

14. Критичность ведет к негативизму;

15. Потребность в самоанализе и самоисследовании;

16. Подражание взрослым не по сути а по форме (идеалы);

17. Поиск идентичности!!!!!!!!

Важнейшей особенностью подросткового возраста является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых. Чрезвычайно отчётливо все трудности и проблемы взросления представлены в построении подростком своей жизненной перспективы, т.е. попытки соотнести желаемое и субъективно оцениваемое возможное.

С 11 до 13 лет происходит процесс полового созревания, который фактически держит подростком заложниками. Гормональный взрыв подчиняет себе всё существо младшего подростка. В этом возрасте процесс самоконтроля находится на очень низком уровне, Всегда нужно помнить, что это не сознательный негативизм, а тяжелейший психологический кризис, который переживает каждый человек. Это тот период, когда подростку необходимо доказать всем и себе самому, что он в этом мире что-то значит. Это тот период, когда взрослым нужно быть наиболее чуткими.

К четырнадцати годам практически завершается процесс полового созревания и центр внимания подростка, как правило, переносится в окружающий мир, т.е. интраверсия, свойственная тринадцатилетним, сменяется экстраверсией. В этот период жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни. Нередки нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, свойственного этому возрасту, связанного с потерей душевного равновесия из-за отсутствия чёткой перспективы и всякой ясности в жизни.

В этот период чрезвычайно важным становится внешний вид и мнение окружающих о нём.

Кроме того, возрасту 14-15 лет обычно соответствует ярко выраженный максимализм в принятии или непринятии каких-либо точек зрения, принятия решения, выражения самостоятельности и пр.).

В этом возрасте складываются особенные отношения со сверстниками. Авторитет родителей в этом возрасте практически нулевой, авторитет взрослых колеблется в зависимости от степени доверительности отношений. На первый план выходят отношения с друзьями. Любая информация превращается в секретную, интимную. Друг обладает высшей степенью доверия, подросток постоянно рискует в своём максималистском отношении к друзьям, но без риска данный период жизни не возможен. При этом зачастую подросток, не применяя к себе свой идеал, требует от других, чтобы они этому идеалу соответствовали, если же этого не происходит, подросток воспринимает нежелание или неумение других людей соответствовать его представлению об идеале как непонимание и отрицательное к нему отношение.

Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в обществе, в котором вращается подросток, завоевать авторитет, уважение. Подростку необходим такой статус в социальной группе, который будет соответствовать его, как правило, завышенной самооценке.

К шестнадцати годам обычно равновесие более или менее возвращается, прекращается необоснованный открытый бунт ради бунта, более или менее восстанавливается эмоциональная уравновешенность. Значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, устремлённость в будущее, уменьшается количество нервных срывов, более гладко проходят адаптивные процессы.

Таким образом, подросток 14-17 лет ведёт очень насыщенную внутреннюю жизнь и главной помощью взрослых в данный период является умение своевременно задавать те или иные вопросы, которые помогут подростку прийти к правильному решению и преодолеть многие проблемы.

Наши рекомендации