Раздел 3. Обеспечение учебных занятий

      3.1. Методическое обеспечение   3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины   Электронные презентации в виде опорных конспектов   3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы   Учебные пособия: Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999. Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001.   3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания   Форма промежуточной аттестации – зачет (письменный тест, система баллов). Для контроля знаний используются теоретические работы и практические задачи по теме лекции. Теоретическая работа для закрепления знаний, полученных на лекции, представляет собой конспект лекции по одной из тем данного курса, в котором допущены ошибки. Объем текста не более 5000 знаков. Студенту необходимо найти не менее 10 ошибок в тексте конспекта, выделить их, исправить и объяснить суть ошибки. Практическая задача представляет собой описание конкретной ситуации и поведения человека в ней. Для ответа на поставленные вопросы необходимо использовать полученные психологические знания. Объем текста условий задачи не более 2500 знаков. Студенту необходимо дать ответы на все поставленные перед ним вопросы. Оценивается правильность ответа и качество его аргументации. Каждая задача имеет варианты разной степени сложности. Промежуточная аттестация осуществляется по сумме набранных баллов (оценки выполненных домашних заданий суммируются) или по итогам письменного теста. Для получения аттестации необходимо набрать не менее 51 балла. Письменный тест имеет несколько форм и состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть состоит из 25 вопросов с 3 тремя вариантами ответов, из которых только один правильный, практическая часть представляет собой практическую задачу наименьшей сложности. На выполнение теста дается 1 час.   3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)       Перечень основных вопросов к зачету: 1. Возникновение экзистенциальной психологии 2. Предмет экзистенциальной психологии 3. Экзистенциальные проблемы человека и их особенности 4. Конечность жизни как психологическая проблема. Переживание тревоги смерти. 5. Экзистенциальный подход к проблеме смерти. 6. Практическая работа психолога с темой смерти. 7. Понятие свободы. Экзистенциальный подход к проблеме свободы. 8. Понятие ответственности. Экзистенциальный смысл ответственности. 9. Понятие экзистенциальной одинокости. Позитивный смысл экзистенциальной одинокости. 10. Понятие смысла жизни и проявления бессмысленности существования. 11. Концепция смысла жизни В. Франкла. 12. Практика работы с экзистенциальными проблемами человека. Проверочные задания по курсу. Теоретическая работа для закрепления знаний, полученных на лекции (ниже приводятся примеры заданий). Задание 1. Ниже приведен фрагмент конспекта одной из лекции курса, в котором допущено 11 ошибок. Необходимо найти эти ошибки в предлагаемом тексте, выделить их и исправить, написав правильный ответ. СМЫСЛ ЖИЗНИ (конспект лекции) Вопрос о смысле жизни можно назвать центральным вопросом гуманитарной науки. В течение достаточно длительного времени он остается философским вопросом, и ответ на него дается философским образом. Смысл жизни определялся религией и решением задач выживания, образ жизни – традициями прошлого. Кардинальные изменения в существовании человека в ХХ веке – усиление как роли внешних регуляторов, так и процессов самодетерминации и саморегуляции. Проблема смысла жизни на протяжении человеческой истории имела характер философской проблемы, но в ХХ веке она становится психологической проблемой. Причины, порождающие экзистенциальный вакуум: Франкл отмечает: «В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (тоталитаризм), либо делает то, что другие хотят от него (конформизм)». В доиндустриальном, сельскохозяйственном обществе …смысл черпался из многих источников – религиозное видение мира, удовлетворение потребностей, насущных для выживания. Другие смыслообразующие занятия людей: «Они жили близко к земле, чувствовали себя частью природы, выполняли природную задачу, когда пахали землю, сеяли, жали, готовили пищу и без какого-либо специального самосознавания выталкивали себя в будущее, рожая и растя детей. Их повседневная работа была творческой – они участвовали в творении жизни вместе со своим домашним скотом, семенами и урожаем. У них было сильное чувство принадлежности к большей целостности; они были интегральной частью семьи и сообщества и, в сущности, действовали в рамках заданных сценариев и ролей. Кроме того, их труд был по определению значимым. В конце концов, кто может усомниться в осмысленности задачи выращивания пищи, задав вопрос: «Зачем?». Выращивание пищи – занятие, являющееся несомненно правильным» (Ялом, 500). В современном обществе частичное решение проблемы смысла обеспечивается экономическим процветанием и демократическими свободами (Фромм). В психологии первые работы, посвященные смыслу жизни, принадлежат А. Адлеру. В соответствии с его точкой зрения индивидуальный смысл жизни – ключ к пониманию всей личности в целом. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Адлер связывает поведенческие смыслы с жизненным стилем личности, ее жизненным планом, с вопросом «Зачем?». Смысл жизни связан с решением трех основных жизненных проблем – профессиональной деятельности и профессионального самоопределения, межличностных отношений (дружбы, кооперации) и любви и брака. Правильное решение этих проблем позволяет найти смысл жизни. Смысл жизни как направленность поведенческих проявлений практически складывается в период зрелости. Новое «открытие» проблемы смысла принадлежит экзистенциальной психологии. Сартр утверждал, что одна из тягот свободы – необходимость изобрести смысл. Создание и разработка концепции смысла жизни принадлежит британскому ученому Виктор Франклу, который стал известен в 60-е гг. работами по психологии личности. Наиболее известна его книга «Человек в поисках смысла». Пройдя через опыт знакомства с психоанализом Фрейда и индивидуальной психологией Адлера, Франкл выходит из общества «индивидуальной психологии», получает степень доктора медицины, работает в клинической психиатрии. Постепенно Франкл начинает работать над идеями экзистенциального анализа и теории логотерапии. В центре внимания Франкла – проблемы смысла жизни. Эмпирические данные свидетельствуют об остроте существующей проблемы.
  • Опрос выпускников Гарвардского университета спустя 20 лет после окончания Университета – многие из них сделали карьеру и жили внешне благополучной и счастливой жизнью, при этом жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла.
* Исследование 1200 испытуемых подтвердило существование ноогенного невроза. В Европе около 20% неврозов ноогенны по своей природе. * У американских студентов самоубийства входят в число основных причин смертности. (Число попыток в 15 раз больше). По результатам исследования: 85% не видели в своей жизни никакого смысла. 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей, имели хорошие академические успехи и были социально активны. * Опрос около 200 тысяч студентов 360 американских университетов показал, что главным интересом у 73,7% выражается в цели «прийти к мировоззрению, которое бы сделало жизнь осмысленной» и др. Для описания экзистенциальной проблематики Франкл использует три основных понятия: экзистенциальная фрустрация, экзистенциальный невроз и ноогенный невроз. Наиболее тяжелой формой проживания смыслоутраты является экзистенциальная фрустрация. Значимость проблемы смысла жизни связана с тем, что именно смысл жизни является важнейшим компонентом жизнестойкости человека, его способности к преодолению критических и кризисных жизненных ситуаций. Стремление к смыслу обладает тем, что в американской психологии получило название «ценность для выживания». Три основные части учения Виктора Франкла о смысле жизни: 1. Учение о стремлении к смыслу. 2. Учение о смысле жизни. 3. Учение о свободе воли. По Франклу, обретаемый человеком в юности смысл жизни практически не меняется на протяжении жизни. Главное предназначение человека, в котором он обретает смысл жизни, - это самоактуализация. Еще одно важнейшая характеристика человеческого существования – самотрансценденция. «Сущность человеческого существования заключена в его самотрансценденции. Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то…» (51). Опыт практической работы с проблемами смысла представлен в работах И. Ялома, которые приводит следующие эмпирические результаты исследования смысла жизни: 1. Существуют значимые корреляции между чувством бессмысленности жизни психопатологией. 2. Самотрансцендентные ценности способствуют ощущению смысла жизни. 3. Формирование жизненного смысла фактически независимо от решения других задач развития. Основным инструментом диагностики смысла жизни является Тест жизненной цели – PIL, James Crumbaugh & Leonard Maholick, 1964 (русскоязычная адаптация Д. Леонтьева). Созданная Франклом практика работы с проблемой смысла жизни получила название логотерапии. «У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме» (Франкл, 24). Считается, что в истории психотерапии можно выделить три Венские школы: 1) Психоанализ Фрейда: стремление к статусу -----воля к власти 2) Индивидуальная психология Адлера: принцип удовольствия ----- стремление к удовольствию 3) Логотерапия: стремление к смыслу, ориентация на духовное измерение человека Задание 2. Ниже приведен фрагмент одной из лекций по курсу, в который надо вставить пропущенные имена. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В приведенный текст вставьте пропущенные имена Появление и укрепление новых векторов развития психологии имеет свою историю и свои основания. Нельзя отрицать, что гуманистическая психология оказалась достаточно чуткой к проблемам своего времени. Однако, перефразируя известное высказывание ________________(«У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия»), можно сказать – у каждого времени свои проблемы, и каждому времени требуется своя психология. Изменения социальной реальности изменяют отношения человека с окружающим миром, устраняя одни проблемы и порождая другие. Соответственно психологические описания проблем человека, равно как и его личностных особенностей, оказываются релевантными для одного времени и не отвечают реальности другого. Приведенное выше высказывание Д. и С. Шульцев о том, что гуманистическая психология в свое время оформила уже назревшие в психологии идеи, в полной мере может быть отнесено и к экзистенциальной психологии. ________________, автор «Экзистенциальной психотерапии», работы, которая стала для отечественных специалистов первым открытием данной тематики, пишет, что экзистенциальная психология сформировалась под влиянием трех основных научных традиций – экзистенциальной философии, экзистенциального анализа и гуманистической психологии. Дж.Гринберг, С.Куул и Т.Пижински, составители и редакторы уникального издания по экспериментальной экзистенциальной психологии, считают, что экзистенциальное движение в свое время во многом возникает как реакция на ортодоксальный фрейдизм. _________________был первым теоретиком, включившим экзистенциальные концепты – страх перед смертью и страх перед жизнью - в широкую теоретическую концептуализацию человеческого поведения, анализ развития в детстве и на протяжении жизни. Европейские ученые, такие как _____________развивают идеи экзистенциального анализа, необходимость поиска основ человеческого поведения в феноменологическом мире субъекта. ______________анализирует поиск и бегство от свободы. _______________делает акцент на аутентичности, _________________на самоактуализации.   Какие имена современных психологов, внесших вклад в развитие экзистенциальной психологии, Вы бы добавили к этому списку? Практическая задача представляет собой описание и анализ конкретной экзистенциальной ситуации человека. Ситуация выбирается произвольно. Описание должно отражать описание проблемы, лежащей в основе переживаемой экзистенциальной ситуации и экзистенциального кризиса, динамику развития ситуации и ее преодоления, а также предложения по возможным действия психолога в данной ситуации. Описание ситуации должно быть представлено в письменном виде.   3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса   Разработана анкета обратной связи для студентов с целью изучения их ожиданий в отношении данной дисциплины и удовлетворенности учебным процессом   3.2. Кадровое обеспечение   3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий   Наличие базового психологического образования, дополнительной квалификации в области экзистенциальной психологии, опыт преподавания не менее 5 лет, в том числе курса «Экзистенциальная психология» студентам, обучающимся по направлению «Психология» не менее 3 лет   3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом   Для обеспечения учебного процесса не требуется учебно-вспомогательного персонала.   3.3. Материально-техническое обеспечение   3.3.1 Характеристики аудиторий (помещений, мест) для проведения занятий   Стандартно оборудованная аудитория для лекционных занятий.   3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования   Для проведения отдельных занятий (по заявке преподавателя) требуется выделение аудитории для проведения интерактивных лекций, оборудованных компьютером с мультимедийным проектором и акустической системой, настенным экраном, подключенные к Интернету.   3.3.3 Характеристики специализированного оборудования   Специализированного оборудования не требуется.   3.3.4 Характеристики специализированного программного обеспечения   Специализированного программного обеспечения не требуется.   3.3.5 Перечень и объем расходных материалов   Расходных материалов не требуется.   3.4. Информационное обеспечение   3.4.1 Список обязательной литературы  
  1. Гришина Н.В. Введение в проблемы гуманистической психологии. Учебное пособие. СПбГУ, 2012.
  2. Гришина Н.В. Экзистенциальная психология: поиск пути // Вестник СПбГУ. Серия 16. № 2, 2012. С. 60-67.
3. Гришина Н.В. Экзистенциальная психология: поиск смысла и самотрансценденция // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 12/ Под ред. Л.А.Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008. С.15-28.
  1. Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы как жизненный вызов // Вестник СПбГУ, серия 12, № 4, 2011. С. 109-116.
  2. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2013.
  3.4.2 Список дополнительной литературы  
  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
  3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  4. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А.А. Реана, Л.А.Коростылевой. СПб, 1998. С. 56-66.
  5. Бьдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб, 2001.
  6. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической психотерапии. М., 1998.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  1. Гришина Н.В. «Жизненное пространство» в теории поля Курта Левина как пространство возможностей и самореализации человека // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е.Ф.Рыбалко, Л.А.Коростылевой. СПб., 2000.
9. Гришина Н.В. Индивидуальность: человек как субъект жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6 / Под ред. Л.А.Коростылевой. СПб., 2002.
  1. Гришина Н.В. Онтопсихология: психология человека как субъекта жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 9/ Под ред. Л.А.Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. С.70-82.
  2. Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. М.: ИФ РАН, 2009.
12. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М., 2000.
  1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.
  2. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
  3. Кораблина Е.П. Женщина в мире экзистенциальных проблем // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А.А.Реана, Л.А.Коростылевой. Спб, 1998. С. 217-221.
16. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб., 2006.
  1. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
  2. Лабиринты одиночества. М., 1989.
  3. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  4. Леонтьев Д.А. Проблема смысла. М., 2000.
21. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М., 1997. С. 40-54.
  1. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2008.
  2. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности.М.: Генезис, 2008.
  3. Лэнгле А. Дотянуться до жизни…Экзистенциальный анализ депрессии. М.: Генезис, 2010.
  4. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2009.
  5. Лэнгле А. С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии. М.: Генезис, 2009.
  6. Лэнгле А. С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии. М.: Генезис, 2009.
  7. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2009.
  8. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Гуманитарный центр, Харьков, 2007.
30. Мэй Р. Открытие Бытия. М., 2004.
  1. Мэй Р. Открытие Бытия. М., 2009.
  2. Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
  3. Мэй Р. Человек в поисках себя. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013.
  4. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора. М., 2001.
  5. Попогребский А.П. Смысл жизни и отношение к смерти// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М., 1997. С. 177-200.
  6. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М., «Смысл», 1997.
  7. Психология смерти и умирание. Хрестоматия. М., 1998.
  8. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.
  9. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М., 1992.
  10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344.
  11. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М., 2005.
  12. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998.
  13. Франкл В. Доктор и душа. М.,
  14. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб, 1999.
45. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  1. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  2. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
  3. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
  4. Чиксентмихайи М. В поисках потока. М., 2011.
  5. Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Теория, методология, практика. М., 2010.
51. Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001. 52. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М., 2008.
  1. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М., 1997.
  2. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории. М., 2002.
  3. Ялом И. Шопенгауэр как лекарство. М., 2006.
  4. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 288-419.
  3.4.3 Перечень иных информационных источников   нет     Раздел 4. Разработчики программы   Фамилия, имя, отчество Учёная Учёное Должность Контактная информация   степень звание (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)   Гришина Наталия Владимировна Д.п.н Проф. Профессор, Кафедра общей психологии [email protected] 328-94-13                                            

Наши рекомендации