Раздел 3. Обеспечение учебных занятий

      3.1. Методическое обеспечение   3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины   - Учебные материалы и интернет-ресурсы по следующим темам: методы психорегуляции; оптимизация психического состояния; психология здоровья; психология стресса; -электронные презентации по темам курса; - бланки схем и таблиц, иллюстрирующих положения тем курса - бланки психодиагностических методик для оценки психического состояния - бланки методик саморегуляции; - аксессуары для психотехнических упражнений и игр; - бланки и кейсы для интерактивных методов обучения.   3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы   Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте понятие психорегуляция, выделите основные виды психорегуляции. 2. Укажите специфические особенности саморегуляции в профессиональной и рекреационной деятельности. 3. Разработайте перечень требований к навыкам саморегуляции психолога-практика. 4. Перечислите правила формирования самовнушений и самоубеждений. 5. Подготовьте текст внушения и проведите его (на карточке дано описание конкретной ситуации). 6. Заполните таблицу (даётся на бланке) «Особенности внушений у лиц с различными акцентуациями характера». 7. Подготовьте текст убеждения и проведите его (на карточке дано описание конкретной ситуации). 8. Прокомментируйте убеждение коллеги в конкретной ситуации, выявите позитивные и негативные моменты, предложите свои аргументы для убеждения в данной ситуации. 9. Оцените эффективность коррекционной беседы (на видео). Выявите достоинства и недостатки. 10. Охарактеризуйте приёмы повышения эффективности коррекционной беседы в плане организации. 11. Охарактеризуйте приёмы повышения эффективности коррекционной беседы в плане содержания. 12. Проведите занятие «дыхательные упражнения» 13. Проведите самостоятельно занятие по обучению приёмам релаксации. 14. Перечислите и продемонстрируйте простые физические упражнения, с помощью которых вы можете активизироваться и успокоиться, снять излишнее напряжение. 15. Опишите приёмы визуализации, которые вы можете применять для снятия напряжения и для мобилизации в трудных ситуациях. 16. Подготовьте и проведите занятие по психомышечной тренировке (даются бланки и определяется очередность занятий). 17. Прокомментируйте сеанс психомышечной тренировки, проводимый коллегой-студентом, выявите позитивные и негативные моменты, дайте рекомендации по усовершенствованию навыков проведения. 18. Проведите беседу с коллегой-студентом относительно проблем саморегуляции в конкретной ситуации (ситуация предлагается студентом). Разработайте перечень рекомендаций по улучшению саморегуляции в данной ситуации и обсудите его. 19. Классифицируйте психотехничекие игры в соответсвии с задачами: развитие когнитивных процессов, отдых, улучшение взаимодействия. 20. Организуйте и проведите психотехническую игру (упражнение), определённой направленности. 21. Проведите экспертную оценку психотехнической игры (упражнения), выполняемой коллегой-студентом. 22. Охарактеризуйте приёмы саморегуляции для профилактики и оптимизации бессонницы. 23. Охарактеризуйте приёмы оптимизации психического состояния при подготовке к экзаменам. 24. Разработайте индивидуальную программу совершенствования саморегуляции.   3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания   Форма промежуточной аттестации – устный зачет. Текущий контроль успеваемости осуществляется по результатам выполнения заданий в рамках практических занятий по основным темам курса. Преподаватель проверяет самостоятельные работы студентов, срок выполнения которых назначается в соответствии с темами лекционных и практических занятий. Промежуточная аттестацияосуществляется по результатам выполнения следующих заданий: 1. Подготовка и самостоятельное проведение занятия учебного курса психорегулирующей тренировки для студентов своей группы Задание выполняется на 3-4 неделе курса. Оцениваются: подготовленность студента к проведению занятия, соответствие занятия методическим требованиям. 2. Подготовка и самостоятельное проведение для студентов своей группы психотехнической игры (упражнение), определённой направленности. ( направленность игр: на развитие внимания, памяти, творческого мышления, взаимодействия, реабилитации) определяется по согласованию с преподавателем. Задание выполняется на 5-6 неделе курса. Оцениваются: подготовленность студента к проведению занятия, соответствие занятия методическим требованиям. 3. Разработка индивидуальной программы совершенствования саморегуляции. Задание выполняется на 8 неделе курса. Оцениваются: соответствие программы методическим требованиям, обоснованность применения методов психорегуляции для решения задач конкретной ситуации. Допуск к итоговой аттестации – зачёту- по данной дисциплине производится на основании выполнения студентом следующих требований: 1. Обязательность посещения лекций и практических занятий; 2. Выполнение не менее 75% заданий в рамках практических занятий по основным темам курса. 3. Выполнение всех трёх заданий промежуточной аттестации. При невыполнении требований 2 и 3 студент не допускается к итоговой аттестации. Итоговая аттестация проводится в форме устных ответов на 2 вопроса (перечень всех вопросов раздаётся студентам заранее). Критерии оценивания устного ответа на зачете: - раскрытие темы вопроса: умение дать понятие, назвать основные характеристики изучаемого явления; - уровень теоретических знаний по данному вопросу: поверхностные-глубокие; - уровень практических знаний по вопросу: сферы применения, возможности модификации для конкретных задач; - структурированность и последовательность изложения. На основании результатов устного ответа ставится оценка «зачтено» или «незачтено».   3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)   Перечень вопросов к зачету по всему курсу
  1. Понятие психорегуляция, современные концепции психорегуляции, значение психорегуляции для различных видов деятельности человека.
  2. Методы психорегуляции. Классификация методов психорегуляции.
  3. Внушение: основные характеристики, задачи, ситуации, способы повышения эффективности.
  4. Убеждение: основные характеристики, задачи, ситуации, способы повышения эффективности.
  5. Беседа как средство психологического воздействия. Требования к организации и содержанию беседы психотерапевтической направленности.
  6. Саморегуляция: формирование и актуализация. Приёмы саморегуляции.
  7. Самовнушение: задачи, ситуации,эффективность.
  8. Самоубеждение: задачи, ситуации, эффективность.
  9. Приёмы релаксации. Дыхательные упражнения.
  10. Приёмы визуализации, сюжетные представления.
  11. Управление мимикой, пантомимикой, походкой, речью для оптимизации психического состояния.
  12. Физические упражнения как средство коррекции психического состояния.
  13. Аутогенная тренировка (Шульц И.).
  14. Психомышечная тренировка, психорегулирующая тренировка, аутогипноидеомоторика (Алексеев А.В.).
  15. Психотехнические игры: задачи и виды.
Организации занятий по психорегуляции.   3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса   Анкеты и опросные листы для оценки студентами содержания и качества учебного процесса по данной дисциплине разрабатываются Методическим советом факультета психологии и утверждаются Ученым Советом факультета. Для получения обратной связи, преподаватель после каждой темы проводит письменный опрос. Бланки опроса для обратной связи заполняются студентами анонимно: Образец бланка Оцените, пожалуйста, проведённое занятие. Отметьте, выбранный Вами балл, на бланке. Тема Название темы занятия Излагается непонятно 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Излагается понятно Недостаточно примеров 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Достаточно примеров Непоследовательное, Последовательное, не связное изложение 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 связное изложение Презентации мешают Презентации пониманию 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 помогают пониманию Вопросы и задания Вопросы и задания непонятны, 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 понятны Слушать преподавателя Слушать преподавателя неинтересно 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 интересно   Если, у Вас есть пожелания по проведению наших занятий, укажите их пожалуйста: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Спасибо за работу !!!   3.2. Кадровое обеспечение   3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий   Чтение лекций - преподаватели, имеющие учёную степень доктора психологических (или медицинских) наук, кандидата психологических (или медицинских) наук или степень PhD, а также преподаватели, имеющие большой опыт научно-исследовательской и научно-методической деятельности в этой области. Проведение практических занятийможет осуществляться преподавателями, не имеющими учёной степени, но имеющими стаж работы в практической сфере по данной теме не менее 5 лет и стаж преподавательской деятельности не менее 3 лет.   3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом   Не требуется.   3.3. Материально-техническое обеспечение   3.3.1 Характеристики аудиторий (помещений, мест) для проведения занятий   Аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием.   3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования   Аудитория должна быть оборудована программным обеспечением для презентации аудио- и видеоматериалов   3.3.3 Характеристики специализированного оборудования   При использовании электронных учебных материалов для самостоятельной подготовки студенты должны быть обеспечены рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет.   3.3.4 Характеристики специализированного программного обеспечения   Не требуется   3.3.5 Перечень и объем расходных материалов   Доски, мел, губки, маркеры, фломастеры, бумага формата А4, канцелярские товары, картриджи принтеров, диски, флеш-накопители и др. в объёме, необходимом для организации и проведения занятий (по заявкам преподавателей, подаваемым в установленные сроки).   3.4. Информационное обеспечение   3.4.1 Список обязательной литературы   1. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряжённой профессиональной деятельности.-М., 2005 2. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотреннинг: игры и упражнения. М., 2008 3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/ Под ред. Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2010.   3.4.2 Список дополнительной литературы   1. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2003. 2. Козлов В.В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. М., 2001. 3. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: «Наука», 2001.
  1. Алексеев А.В. Система АГИМ: путь к точности. – Ростов –на –Дону: Феникс, 2004.
  2. Гладкова С.В. Аутотренинг. Антистрессовые методики. . – Ростов –на –Дону: Феникс, 2002.
6. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М., 2004   3.4.3 Перечень иных информационных источников   Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) URL: http://elibrary.ru/ Университетская информационная система Россия URL: http://www.cir.ru/index.jsp Информационные ресурсы Санкт-Петербургского государственного университета: URL: http://www.lib.pu.ru Информационные ресурсы Московского психолого-педагогического университета: URL: http://www.childpsy.ru   Раздел 4. Разработчики программы   Фамилия, имя, отчество Учёная степень Учёное звание Должность Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)   Ловягина Александра Евгеньевна к. пс. н Доц. Доцент кафедры общей психологии [email protected] 328-94-13                                                  

Наши рекомендации