Раздел 3. Обеспечение учебных занятий

Методическое обеспечение

3.1.1. Методические указания по освоению дисциплины

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

При подготовке к семинарскому занятию студенту рекомендуется не просто заучивать идеи и положения рекомендуемых работ, а представлять самого себя как носителя рассматриваемых прав. Как он представляет себе свои права, и как он будет отстаивать их в случае возникновения угроз? Аргументация во всех случаях доказательной и убедительной. Всячески приветствуются и поощряются попытки студентов самостоятельно найти и ознакомиться с литературой, не значащейся в данной программе.

3.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Каждый студент имеет возможность пользоваться методическими рекомендациями по подготовке к практическим занятиям, иметь список литературы по каждой теме и советами преподавателя обращать внимание на те или иные проблемы каждой темы.

Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценки

Текущий (внутри семестровый) контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий и включает в себя оценку самостоятельной работы и работы на семинарских занятиях: устный и письменный опросы, выполнения индивидуальных заданий. Посещение всех учебных занятий, предусмотренных учебным планом по дисциплине, является обязательным. Посещение студентов меньшего количества занятий, чем 70% лекций и 80% семинарских и практических занятий по дисциплине рассматривается как невыполнение требований обязательной программы по дисциплине.

Промежуточная аттестация имеет целью оценку учебной деятельности и качество освоения студентом дисциплины. Она может быть проведена по итогам текущего контроля успеваемости и учебной работы студента: результатам выполнения практических заданий к семинарам, на основе представленных рефератов, докладов, выступлений на семинарских занятиях.

Зачёт проводится по окончании изучения дисциплины в объёме, установленном программой учебной дисциплины. Форма зачёта - устная или письменная. К сдаче зачёта допускаются студенты, выполнившие все требования программы по данной дисциплине.

На зачёте проверяется:

· степень овладения теоретическим материалом дисциплины;

· характер усвоения базовых категорий дисциплины;

· умение анализировать и сопоставлять различные взгляды и идейно-теоретические позиции;

· способность формулировать самостоятельные выводы

Ответ студента оценивается «положительно» (зачет) в случае, когда он удовлетворяет всем следующим критериям:

1) свидетельствует о правильном понимании студентом вопросов экзаменационного билета, является исчерпывающим, т.е. охватывает все существенные аспекты раскрываемого вопроса;

2) в нем полно отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросу экзаменационного билета;

Ответ оценивается «неудовлетворительно» в случае, когда он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

1) не соответствует вопросу экзаменационного билета;

2) является неправильным в целом и (или) содержит, в основном, ошибочные положения;

3) не раскрыты основные понятия, относящиеся к предмету вопроса экзаменационного билета;

4) не отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросу экзаменационного билета.

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Становление института прав и свобод человека

2. Европейская философия прав и свобод человека Философия прав человека Североамериканской революции XVIII века.

3. Марксистская концепция прав и свобод человека.

4. Современная концепция прав и свобод человека

5. Всеобщая Декларация прав человека иее значение.

6. Международные пакты о правах человека.

7. Континентальные и региональные системы защиты прав человека (по отдельности).

8. Философия Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

9. Европейская Социальная хартия.

10. Американская декларация прав и обязанностей человека.

11. Американская конвенция о правах человека.

12. Африканская хартия о правах человека и народов. Акты, хартии и конвенции ОБСЕ.

13. Специальные соглашения по правам человека

14. Классификация и международные измерения прав человека

15. Система прав человека на жизнь

16. Право на собственность.

17. Право каждого человека на честь, репутацию и частную жизнь.

18. Право на жизнь и смертная казнь.

19. Система прав человека на свободу

20. Возможные случаи ограничения свободы человека.

21. Свобода слова. Условия ограничения свободы слова и информации

22. Система прав человека на равенство

23. Равенство и справедливость.

24. Дополнительные права женщин и детей

25. Права работников наемного труда .

26. Права рабочих-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

27. Права и свободы человека в экстремальных условиях.

28. Права народов на мир и на самозащиту

29. Права народов, относящихся к этническим, культурным, религиозным и лингвистическим меньшинствам.

30. Философия «четвертого поколение» прав человека.

31. Национальные средства защиты прав человека.

32. Формы общественного контроля над соблюдением прав и свобод человека.

33. Институт омбудсмена.

34. Международная система защиты прав человека.

35. Роль ООН в защите прав и свобод человека.

36. Континентальные и региональные системы защиты прав человека.

37. Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу

1. Права и свободы человека в системах ценностей народов и обществ.

2. Соотношение прав и обязанностей человека

3. Значение науки прав человека в политической социализации человека.

4. Стороны прав и обязанностей человека

5. Границы прав и свобод человека

6. Становление института прав и свобод человека

7. Европейская философия прав и свобод человека

8. Философия прав и свобод Североамериканской революции XVIII века.

9. Марксистская концепция прав и свобод человека.

10. Современная концепция прав и свобод человека

11. Права и обязанности человека в их современном понимании. Правовые основы и процедуры

12. Всеобщая Декларация прав человека и ее значение.

13. Международные пакты о правах человека (по отдельности).

14. Континентальные и региональные соглашения (по отдельности).

15. Философия Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

16. Европейская Социальная хартия.

17. Американская декларация прав и обязанностей человека.

18. Американская конвенция о правах человека.

19. Африканская хартия о правах человека и народов.

20. Акты, хартии и конвенции ОБСЕ.

21. Специальные соглашения по правам человека

22. Классификация и международные измерения прав человека

23. Система прав человека на жизнь

24. Право на собственность.

25. Право человека на честь, репутацию и частную жизнь.

26. Право на жизнь и смертная казнь.

27. Система прав человека на свободу

28. Возможные случаи ограничения свободы человека.

29. Свобода слова. Условия ограничения свободы слова и информации

30. Система прав человека на равенство

31. Равенство и справедливость.

32. Дополнительные права женщин

33. Специфика прав детей

34. Права работников наемного труда .

35. Права рабочих-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

36. Права и свободы человека в экстремальных условиях.

37. Права народов на мир и на самозащиту

38. Права народов, относящихся к этническим, культурным, религиозным и лингвистическим меньшинствам.

39. Права человечества как целостности

40. Философия «четвертого поколение» прав человека.

41. Национальные средства защиты прав человека.

42. Формы общественного контроля над соблюдением прав и свобод человека.

43. Институт омбудсмена.

44. Международная система защиты прав человека.

45. Роль ООН в защите прав и свобод человека.

46. Континентальные и региональные системы защиты прав человека.

47. Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека.

48. Институты защиты прав человека ОАГ и ОАЕ-АС

Вопросы для самоконтроля качества подготовки студентов по дисциплине

К теме 1

1. Что такое права и свободы человека?

2. Почему права человека связываются с его достоинством?

3. Как, по Вашему мнению, можно добиться уважительного отношения членов общества к правам и свободам друг друга?

4. Как Вам видится роль образования в этом процессе?

5. Установите соотношение между правами и свободами человека

6. Кто является субъектами прав и свобод?

7. Как Вы понимаете известную формулу «разрешено все, что не запрещено законом»?

8. Какое влияние оказывают системы общественных ценностей на понимание прав, свобод и обязанностей человека?

9. Покажите это на примерах России и других стран.

10. Чем вы объясните наличие перечней обязанностей в соглашениях стран Африки и Америки и отсутствие его в международных Пактах?

К теме 2

1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах?

2. Как изменился статус человека с образованием государства?

3. Расскажите о первых законах, определявших права и обязанности человека.

5. Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека.

6. Как религия влияет на понимание статуса человека?

7. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?

8. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуффенфендорфа на права человека и народов.

9. Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека?

10. Что Вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции?

11. Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом?

12. Какую роль сыграли социальные революции XIX – XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека?

К теме 3

1. Какие события ХХ века способствовали принятию ныне действующих соглашений о правах человека?

2. Проанализируйте содержание Всеобщей декларации прав человека.

3. Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека?

4. Почему вместо одного запланированного Пакта было принято два?

5. Расскажите о каждом из этих Пактов.

6. Как Вы представляете себе Международный билль о правах человека?

7. Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в защите прав и свобод человека?

8. Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека. Назовите ее составляющие.

9. Как складывалась американская система защиты прав человека?

10. Что Вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов? Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода?

К теме 4

1. По каким критериям классифицируются права и свободы человека?

2. Установите общее и отличное между правами человека и правами гражданина.

3. Какое содержание вкладывается в понятие «поколение прав человека»?

4. Сколько «поколений прав человека» вы знаете?

5. Назовите международно-принятые категории прав и свобод человека.

6. Чем, по Вашему мнению, отличаются права абсолютные и неотъемлемые от прав относительных и прогрессивных?

7. Что Вы понимаете под международными измерениями прав человека?

8. Для чего подобные измерения необходимы и как они устанавливаются?

9. Как Вам видятся перспективы расширения прав человека и содержания каждого права?

К теме 5

1. Каково содержание понятия «право человека на жизнь»?

2. Когда, по Вашему мнению, начинается и завершается действие этого права?

3. Перечислите конкретные формы отрицания права человека на жизнь.

4. Какая практика именуется геноцидом?

5. Что необходимо человеку для жизни в чести и достоинстве?

6. Как Вы понимаете «право человека на труд»?

7. Расскажите о праве человека на личную и семейную жизнь.

8. Как международные соглашения трактуют право на собственность? Что Вы понимаете под правом человека на собственность?

9. Что понимается под правом на интеллектуальную собственность?

10. Расскажите о Вашем отношении к проблеме эвтаназии.

11. Как, по Вашему мнению, согласуется право человека на жизнь с правовым лишением ее путем смертной казни?

12. Изложите доводы сторонников и противников смертной казни.

К теме 6

1. В каком соотношении находятся понятия «право человека на жизнь» и «свобода»?

2. Перечислите основные проявления свободы человека.

3. Проведите различия в философском и в правовом понимании свободы человека.

4. Каковы основные формы несвободы человека? Как международное сообщество борется с ними?

5. Расскажите о праве на самоуправление и о его значении для индивидуума и групп людей.

6. Как вы понимаете свободу совести? Как она трактуется в международных соглашениях о правах человека?

7. Приведите примеры нарушения свободы совести.

К теме 7

1.Объясните природу равенства и неравенства людей.

2. Каковы причины неравенства людей?

3. Перечислите известные Вам проявления неравенства людей.

4. Что понимается под дискриминацией человека?

5. Охарактеризуйте современные формы дискриминации человека.

6. В чем причины дискриминации по признаку пола?

7. Что собой представляет расовая дискриминация?

8. Что такое апартеид и почему необходима борьба с ним?

9. Как Вы понимаете право на справедливость?

10. Как Вам видится общество, основанное на справедливости?

К теме 8

1. В чем Вы видите причины зависимости и дискредитации женщин?

2. Каковы объективные и субъективные факторы, ведущие к неравноправию женщины в общественной жизни?

3. Приведите наглядные примеры неравноправия женщины в обществе.

4. Как Вам видятся пути обеспечения подлинного равноправия людей, независимо от пола?

5. Почему эмансипация женщины не всегда ведет к ее равноправию в обществе?

6. Какие международные соглашения о правах женщин Вам известны? Расскажите о них.

7. В чем, по Вашему мнению, состоит специфика прав ребенка?

8. Что Вы знаете о правах ребенка? Как они реализуются?

9. Изложите основные положения конвенции «О правах ребенка».

К теме 9

1. Как вы понимаете право человека на труд?

2. Какие условия труда считаются справедливыми и благоприятными?

3. Что такое «принудительный труд» и почему с ним необходимо бороться?

4. Какое вознаграждение за труд считается достойным и своевременным?

5. Что понимается под правом на равное вознаграждение за труд?

6. Почему работники должны обладать правом на ассоциации, коллективные договора, забастовки и стачки?

7. Как и в каких условиях может реализоваться право на труд людей подросткового возраста?

8. Что Вы понимаете под правом человека на социальное обеспечение?

9. В чем Вы видите взаимосвязь между трудовой активностью человека и его обеспечением в период после ухода на заслуженный отдых?

К теме 10

1. Какие условия считаются экстремальными или чрезвычайными?

2. Какие международные соглашения регулируют права и свободы людей в чрезвычайных ситуациях?

3. Что Вы знаете о Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним?

4. В чем, по Вашему мнению, состоит специфика прав и свобод военнослужащих?

5. Как охраняются права и свободы гражданского населения в зонах военных действий?

6. Перечислите круг прав беженцев и перемещенных лиц.

7. Какими правами обладают лица без государственности?

8. Расскажите о правах иностранцев и лиц с двойным гражданством.

9. Что Вы знаете о правах лиц, временно изолированных от общества?

10. Как и в каком объеме реализуются права лиц с физическими изъянами?

К теме 11

1. Раскройте содержание понятий «народ» и «население».

2. Назовите фундаментальные права народов.

3. Как следует понимать права народов на равенство, самоопределение и суверенитет?

4. Расскажите о праве народа на выражение своей воли.

5. Как Вы понимаете право народов на мир и самозащиту?

6. В каких международных соглашениях закреплены фундаментальные права народов?

7. Какие народы считаются разделенными, и какими правами эти народы обладают?

8. Каковы критерии отнесения людей к этническим, лингвистическим, религиозным, культурным и иным меньшинствам?

9. Можете ли Вы установить различия между местными (коренными) народами и людьми, относящимися к этническим и иным меньшинствам?

10. Что Вы понимаете под правами человечества? Перечислите их и раскройте их содержание.

К теме 12

1. Какова природа прав человечества?

2. Как Вы понимаете «право человека, общества и человечества на развитие»?

3. Расскажите о содержании декларации ООН «О праве на развитие».

4. Какие объективные и субъективные трудности, по Вашему мнению, существуют на пути реализации данного права?

5. Что понимается под правом на благоприятный международный порядок»?

6. Чем обусловлено право человека и человечества на мир и безопасность?

7. Как Вам видятся пути утверждения нового международного порядка?

8. Какое содержание Вы вкладываете в «право на чистоту окружающей среды»?

9. Какие международные соглашения гарантируют это право?

К теме 13

1. Какая существует связь между правом и средствами защиты прав?

2. Назовите институты гражданского общества по защите прав человека.

3. Расскажите о роли институтов государства по защите прав человека.

4. Каково назначение международных институтов защиты прав человека?

5. Перечислите основания и нормы обращения в эти институты.

6. Что вы знаете о европейских институтах защиты прав человека?

7. Расскажите о деятельности Европейского Суда по правам человека.

8. Какие институты аналогичного типа существуют на других континентах мира?

9. Какую роль играет ООН в защите прав и свобод человека?

10. В какие институты по защите прав человека Вы вправе обращаться и при каких условиях?

Обеспечение учебной дисциплины

По учебной дисциплине имеется учебник, написанный исполнителем спецкурса. На РС кафедры и Центра изучения прав человека и народов имеются подборки в электронном варианте всех международных соглашений по правам человека на русском и английском языках.

Кадровое обеспечение

3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

В соответствии с требованиями Образовательного стандарта СПбГУ по уровню образования, учебно-вспомогательный персонал должен иметь образование в соответствии с квалификационными требованиями. Занятия со студентами проводят признанные в стране специалисты по правам человека, активно исследующие данную проблему и имеющие соответствующие публикации.

Наши рекомендации