Объем дисциплины и виды учебной работы. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «История психологии» объединяет все области исследований и проблемы психологической науки, позволяет установить взаимосвязь между различными идеями, теориями и концепциями научных философских и психологических знаний.
История психологии – наука, изучающая исторические события, опыт прошлого, особенности жизни и личности творцов науки. В курсе рассматривается развитие основных идей и проблем психологии в их историческом аспекте, а также теории и направления современной психологии. Дисциплина актуальна и в связи с необходимостью пересмотра устоявшихся взглядов и оценок на некоторые психологических теории и подходы.
Цель курса– формирование знаний об истории и развитии психологии, ее роли и месте в системе современных научных знаний.
Основные задачи курса:
· изучение закономерностей развития знаний о психике; психологических теорий, направлений и методов психологии;
· знакомство с работами зарубежных и отечественных психологов;
· развитие культуры научного мышления,
· выработка умений использования теоретических представлений «истории психологии» в педагогической практике.
Изучение курса «История психологии» создает основу для понимания теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть Б1. В. ОД.1 М.5. «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности». Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в результате освоения курсов «Философия», «Общая психология».
Из курса «Общая психология»:
Знать:
· основные понятия и категории психологической науки;
· общепсихологические закономерности функционирования психики.
Уметь:
· определять и ставить задачи в научно- исследовательской деятельности и проводить информационно-поисковую работу;
· применять научные понятия и теории для описания психологических феноменов.
Владеть:
· анализом и обобщением фактов и теоретических положений психологии;
· навыками проведения библиографической и информационно-поисковой работы при решении профессиональных задач.
Из курса «Философия»:
Знать:
· основные понятия философии;
· философские обоснования функционирования психики и сознания человека.
Уметь:
· проводить поиск научно-обоснованной информации по изучаемой теме;
· применять научные понятия и теории для обоснования выводов и заключений.
Владеть:
· навыками проведения библиографического исследования.
Компетенции студента, формируемые
В результате освоения дисциплины
Дисциплина «История психологии» способствует формированию следующих компетенцийпредусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование:
· способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-1);
· способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);
· владением историческим методом с применением его к оценке социокультурных явлений (ОК-9);
· способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);
· способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
· основные понятия и термины психологической науки;
· теории, направления и подходы зарубежной и отечественной психологии;
· специфику научных психологических школ.
Уметь:
· применять научные теории для описания психологических феноменов, их анализа и классификации.
Владеть:
· навыками получения, анализа и обобщения научной психологической информации.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины для всех профилей составляет 2 зачетные единицы, 72 ч.
Объем дисциплины и виды учебной работы для профилей «Психология и социальная педагогика», «Психология образования «Психология и педагогика дошкольного образования»
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная | Заочная с полным сроком(4г.6мес) | Заочная с сокращенным сроком(3г.6мес) | ||
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 2(72) | 2(72) | 2(72) | |
Аудиторные занятия | ||||
лекции | ||||
практические занятия | ||||
лабораторные работы | - | - | - | |
Самостоятельная работа | ||||
изучение теоретического курса | ||||
курсовая работа | - | - | - | |
домашние задания | ||||
подготовка к зачету | ||||
Вид промежуточного контроля | зачет | зачет | зачет | |
График изучения дисциплины | ||||
Курс | 1-й | 1-й | 1-й | |
Семестр | 2-й | 2-й | 2-й | |
Экзамен (семестр) | - | - | - | |
Зачет (семестр) | 2-й | 2-й | 2-й | |
Контрольная работа (семестр) | - | 2-й | 2-й | |
Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля «Психология профессионального образования»
Таблица 2
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |
Очная | Заочная с полным сроком(4г.6мес) | |
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) |
Общая трудоемкость дисциплины | 2(72) | 2(72) |
Аудиторные занятия | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
лабораторные работы | - | - |
Самостоятельная работа | ||
изучение теоретического курса | ||
курсовая работа | - | - |
домашние задания | ||
подготовка к зачету | ||
Вид промежуточного контроля | зачет | зачет |
График изучения дисциплины | ||
Курс | 1-й | 1-й |
Семестр | 2-й | 2-й |
Экзамен (семестр) | - | - |
Зачет (семестр) | 2-й | 2-й |
Контрольная работа (семестр) | - | 2-й |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины для всех профилей очного обучения
Таблица3
Таблица 3Разделы учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||
Семестр | Неделя семестра | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | Консультации | |||||
1.История психологии как история научно-психологических знаний | - | Еженед. | Выступление на семинаре; конспектирование первоисточников, составление схем и таблиц по научным психологическим школам; ответы на вопросы по лекционному материалу. Итоговая контрольная работа. | |||||||
2. Основные этапы развития психологии | 2-5 | Еже-нед. | ||||||||
3.Научные школы в психологии | 6-12 | Еже-нед. | ||||||||
4.Развитие отечественной психологии | 13-15 | Еже-нед. | ||||||||
5.Современная прикладная психология | 16-18 | Еже-нед. | ||||||||
Изучение теоретического курса | Зачет | |||||||||
Подготовка к зачету | ||||||||||
Итого за семестр | ||||||||||
Всего | ||||||||||
Содержание дисциплины