Формы контактов, способствующие успешному решению задач практики

ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

Код по ОКСО Наименование направления подготовки (специальности) (ООП) Квалификация (степень) выпускника
030301.65 Психология Психолог. Преподаватель психологии.

Разработчики:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
Профессор кафедры «Философия, социология и психология» Ст. преп. кафедры «Философия, социология и психология»   д.м.н., профессор Сигида Е.А. Баклагина Н.Ю.

Программа научно-исследовательской и квалификационной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
зав. кафедрой «Философия, социология и психология»   д.ф.н., профессор Кортунов В.В.

Программа научно-исследовательской и квалификационной практики согласована и одобрена руководителем ООП:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
Профессор кафедры «Философия, социология и психология»   д.м.н., профессор Сигида Е.А.

Программа научно-исследовательской и квалификационной практики согласована:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
Проректор   д.с.н., профессор Т.Н. Ананьева

Методические рекомендации утверждены решением Ученого совета Университета:

Протокол № 3 от 01.10.2013

Представитель руководства по качеству   д.э.н., профессор Н.Г. Новикова
Главный аудитор системы менеджмента качества   к.э.н. С.А. Ломакина

Москва, 2013

Введение

Научно-исследовательская и квалификационная практика студентов является заключительной частью профессиональной подготовки специалистов и имеет целью расширение и закрепление теоретических и практических знаний студентов, полученных ими на всех видах аудиторных и внеаудиторных занятий, закрепление у них приобретенных ранее и формирование новых умений и навыков профессиональной работы по специальности, систематизации материалов для дипломной работы с использованием Интернет-ресурсов.

Цельнаучно-исследовательской и квалификационной практики -формирование у студентов профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность включает в себя:

- концептуальную (научную) компетентность (понимание теоретических основ профессии);

- инструментальную компетентность (владение базовыми профессиональными навыками);

- интегративную компетентность (способности сочетать теорию и практику);

- контекстуальную компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется практика);

- адаптивную компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии, и быть готовым к ним);

- компетентность в межличностной коммуникации (умения эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации).

Научно-исследовательская и квалификационная практика по специальности «Психология» в основном проводится в дошкольных, школьных образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования и социального профиля - всех организационно-правовых форм, осуществляющих учебно-воспитательную, психологическую, коррекционную и консультационную помощь.

Задачи научно-исследовательской и квалификационной практики:

-углубление и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных студентами при изучении предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» и учебным планом дисциплин общепрофессионального и специального циклов, а также дисциплин специализации;

- приобретение новых узкоспециализированных знаний, умений и навыков, ориентированных на конкретное рабочее место;

- ознакомление с отраслевой нормативно-методической и профессионально-распорядительной документацией и системой должностных инструкций, регулирующих работы по приобретаемой квалификации и специальности;

- приобретение навыков оформления отчетных материалов при решении практических задач с использованием интернет-ресурсов;

- приобретение коммуникативных навыков;

- овладение навыками исследовательской компетентности;

- приобретение навыков выступления с докладом на научно-методической конференции по итогам практики и защиты отчета;

- сбор, систематизация и предварительная обработка материалов по тематике дипломной работы.

В ходе практики студенты должны овладеть следующим перечнем умений и навыков:

- коммуникативные умения и навыки;

- Умение владеть собой и навыками самонастроя на позитивное восприятие реалий в конкретных условиях практической профессиональной деятельности с учетом специфики конкретного учреждения и успешности подготовки материалов практики для дипломной работы по теме;

- Умение собирать, анализировать, отсеивать, использовать информацию и факты, необходимые для психолого-педагогического оценивания ситуаций, возникающих в условиях стабильного и сложившегося коллектива;

- Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности и позитивного отношения к проводимым практикантом исследованиям;

- Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

- Умение применять знания по теории личности и диагностические методы, перевод умений на уровень навыков;

- Умение активизировать усилия индивидов группы по решению собственных проблем, добиться их доверия;

- Умение вести профессиональную документацию, принятую в данном типе и виде учреждения;

- Умение разрабатывать, организовывать и проводить мероприятия (групповые, массовые);

- Обладать навыками написания сценариев, программ, проектов.

- Обладать умениями и навыками самооценки профессиональной деятельности в проекции себя как будущего дипломированного специалиста;

- Обладать навыками выявления нужд для определения терапевтических зависимостей;

- Умение интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы в практических ситуациях и применительно к теме своей дипломной работы;

- Овладение практическими технологическими методами и приемами, необходимыми для работы в данном типе и виде учреждения;

- Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных;

- Обладать умениями и навыками исследовательской деятельности по психологической и психолого-педагогической проблематике;

Задание на научно-исследовательскую и квалификационную практику:

1. Изучить нормативно-правовую и специальную литературу, регламентирующая функциональные обязанности работника на рабочем месте.

2. Провести психологическое исследование с клиентами любой возрастной группы (воспитанников, дошкольников, учащихся, работающих, пенсионеров и т.д.) (приложение 1,2).

3. Провести просветительскую психологическую беседу для родителей - (родительское собрание), лекции для учащихся и учителей. Оформить конспект и провести анализ полученных результатов (приложение 3).

4. Подбор практического материала по теме дипломной работы с использованием интернет-ресурсов (приложение 4).

5. Ознакомление руководства подразделения вышеперечисленных учреждений с разработанными рекомендациями и предложениями.

6. Подготовка и обсуждение отчета по практике.

Обязанности студентов на практике:

- подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;

- выполнять программу и конкретные задания по практике;

Формы контактов, способствующие успешному решению задач практики.

Для студентов, проходящих научно-исследовательскую и квалификационную практику, контроль за практикой проводится в форме on-line и off-line режимах с преподавателями, которые являются научными руководителями дипломной работы.

Завершение практики.

По завершении научно-исследовательской и квалификационной практики студенты в недельный срок представляют:

- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от учреждения;

- отзыв руководителя учреждения о работе студента в период практики с оценкой уровня и скорости выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;

- материалы к выполнению дипломной работы;

- отчет по практике, включающий тестовые задания, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных задание по практике.

Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом научно-исследовательской и квалификационной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:

- выданное студенту индивидуальное задание на преддипломную практику и сбор материалов к дипломной работе;

- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения (план составляется совместно с руководителями практики от кафедры и учреждения);

- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от учреждения;

- перечень и аннотированный обзор использованной студентом научной литературы (монографии, научные сборники и статьи, реферативные издания) и нормативных материалов (стандарты, отраслевые руководящие и методические материалы и др.);

- выводы и предложения студента по практике;

- краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от учреждения и кафедры.

Наши рекомендации