Формы контактов, способствующие успешному решению задач практики
ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
Код по ОКСО | Наименование направления подготовки (специальности) (ООП) | Квалификация (степень) выпускника |
030301.65 | Психология | Психолог. Преподаватель психологии. |
Разработчики:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
Профессор кафедры «Философия, социология и психология» Ст. преп. кафедры «Философия, социология и психология» | д.м.н., профессор Сигида Е.А. Баклагина Н.Ю. |
Программа научно-исследовательской и квалификационной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
зав. кафедрой «Философия, социология и психология» | д.ф.н., профессор Кортунов В.В. |
Программа научно-исследовательской и квалификационной практики согласована и одобрена руководителем ООП:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
Профессор кафедры «Философия, социология и психология» | д.м.н., профессор Сигида Е.А. |
Программа научно-исследовательской и квалификационной практики согласована:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
Проректор | д.с.н., профессор Т.Н. Ананьева |
Методические рекомендации утверждены решением Ученого совета Университета:
Протокол № 3 от 01.10.2013
Представитель руководства по качеству | д.э.н., профессор Н.Г. Новикова | |
Главный аудитор системы менеджмента качества | к.э.н. С.А. Ломакина |
Москва, 2013
Введение
Научно-исследовательская и квалификационная практика студентов является заключительной частью профессиональной подготовки специалистов и имеет целью расширение и закрепление теоретических и практических знаний студентов, полученных ими на всех видах аудиторных и внеаудиторных занятий, закрепление у них приобретенных ранее и формирование новых умений и навыков профессиональной работы по специальности, систематизации материалов для дипломной работы с использованием Интернет-ресурсов.
Цельнаучно-исследовательской и квалификационной практики -формирование у студентов профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность включает в себя:
- концептуальную (научную) компетентность (понимание теоретических основ профессии);
- инструментальную компетентность (владение базовыми профессиональными навыками);
- интегративную компетентность (способности сочетать теорию и практику);
- контекстуальную компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется практика);
- адаптивную компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии, и быть готовым к ним);
- компетентность в межличностной коммуникации (умения эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации).
Научно-исследовательская и квалификационная практика по специальности «Психология» в основном проводится в дошкольных, школьных образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования и социального профиля - всех организационно-правовых форм, осуществляющих учебно-воспитательную, психологическую, коррекционную и консультационную помощь.
Задачи научно-исследовательской и квалификационной практики:
-углубление и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных студентами при изучении предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» и учебным планом дисциплин общепрофессионального и специального циклов, а также дисциплин специализации;
- приобретение новых узкоспециализированных знаний, умений и навыков, ориентированных на конкретное рабочее место;
- ознакомление с отраслевой нормативно-методической и профессионально-распорядительной документацией и системой должностных инструкций, регулирующих работы по приобретаемой квалификации и специальности;
- приобретение навыков оформления отчетных материалов при решении практических задач с использованием интернет-ресурсов;
- приобретение коммуникативных навыков;
- овладение навыками исследовательской компетентности;
- приобретение навыков выступления с докладом на научно-методической конференции по итогам практики и защиты отчета;
- сбор, систематизация и предварительная обработка материалов по тематике дипломной работы.
В ходе практики студенты должны овладеть следующим перечнем умений и навыков:
- коммуникативные умения и навыки;
- Умение владеть собой и навыками самонастроя на позитивное восприятие реалий в конкретных условиях практической профессиональной деятельности с учетом специфики конкретного учреждения и успешности подготовки материалов практики для дипломной работы по теме;
- Умение собирать, анализировать, отсеивать, использовать информацию и факты, необходимые для психолого-педагогического оценивания ситуаций, возникающих в условиях стабильного и сложившегося коллектива;
- Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности и позитивного отношения к проводимым практикантом исследованиям;
- Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- Умение применять знания по теории личности и диагностические методы, перевод умений на уровень навыков;
- Умение активизировать усилия индивидов группы по решению собственных проблем, добиться их доверия;
- Умение вести профессиональную документацию, принятую в данном типе и виде учреждения;
- Умение разрабатывать, организовывать и проводить мероприятия (групповые, массовые);
- Обладать навыками написания сценариев, программ, проектов.
- Обладать умениями и навыками самооценки профессиональной деятельности в проекции себя как будущего дипломированного специалиста;
- Обладать навыками выявления нужд для определения терапевтических зависимостей;
- Умение интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы в практических ситуациях и применительно к теме своей дипломной работы;
- Овладение практическими технологическими методами и приемами, необходимыми для работы в данном типе и виде учреждения;
- Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных;
- Обладать умениями и навыками исследовательской деятельности по психологической и психолого-педагогической проблематике;
Задание на научно-исследовательскую и квалификационную практику:
1. Изучить нормативно-правовую и специальную литературу, регламентирующая функциональные обязанности работника на рабочем месте.
2. Провести психологическое исследование с клиентами любой возрастной группы (воспитанников, дошкольников, учащихся, работающих, пенсионеров и т.д.) (приложение 1,2).
3. Провести просветительскую психологическую беседу для родителей - (родительское собрание), лекции для учащихся и учителей. Оформить конспект и провести анализ полученных результатов (приложение 3).
4. Подбор практического материала по теме дипломной работы с использованием интернет-ресурсов (приложение 4).
5. Ознакомление руководства подразделения вышеперечисленных учреждений с разработанными рекомендациями и предложениями.
6. Подготовка и обсуждение отчета по практике.
Обязанности студентов на практике:
- подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;
- выполнять программу и конкретные задания по практике;
Формы контактов, способствующие успешному решению задач практики.
Для студентов, проходящих научно-исследовательскую и квалификационную практику, контроль за практикой проводится в форме on-line и off-line режимах с преподавателями, которые являются научными руководителями дипломной работы.
Завершение практики.
По завершении научно-исследовательской и квалификационной практики студенты в недельный срок представляют:
- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от учреждения;
- отзыв руководителя учреждения о работе студента в период практики с оценкой уровня и скорости выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;
- материалы к выполнению дипломной работы;
- отчет по практике, включающий тестовые задания, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных задание по практике.
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом научно-исследовательской и квалификационной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:
- выданное студенту индивидуальное задание на преддипломную практику и сбор материалов к дипломной работе;
- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения (план составляется совместно с руководителями практики от кафедры и учреждения);
- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от учреждения;
- перечень и аннотированный обзор использованной студентом научной литературы (монографии, научные сборники и статьи, реферативные издания) и нормативных материалов (стандарты, отраслевые руководящие и методические материалы и др.);
- выводы и предложения студента по практике;
- краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от учреждения и кафедры.