Взаимодействие установок
Установки на род деятельности могут быть совместимы или нет в зависимости от того, имеют ли эти сферы общие границы. Если общих границ нет, то установки не пересекаются и не противоречат друг другу. Более того, всегда интересно знать, что происходит в «другом измерении», поэтому представителя противоположной установки принимают как интересного гостя.
1. Вызывающие взаимный дружественный интерес — это, во-первых, Управленцы и Гуманитарии. Управленцы приглашают к себе на производство Гуманитариев для психологических тренингов, улаживания конфликтов, проведения выставок и концертов. Гуманитарии же узнают от Управленцев о насущных производственных проблемах, реальных запросах человека, находят среди них спонсоров.
Во-вторых, дружественное расположение проявляют друг к другу Сайентисты и Социалы. Сайентисты предлагают Социалам интересные для них идеи и разработки о развитии общества под влиянием новых открытий и технологий, а Социалы содействуют Сайентистам в проведении конференций и симпозиумов, оказывают рекламные и посреднические услуги для приближения их разработок к социальной практике.
В обоих случаях столкновения интересов не происходит. Наоборот, возникает располагающая к дружескому общению психологическая атмосфера. Такой вид взаимодействия установок будем называть гостеприимство.
При гостеприимстве установок партнеры не стремятся изменить поведение друг друга, длительных споров между ними не возникает.
2. При совпадающих установках на род деятельности социотипы взаимодействуют внутри одного и того же дискуссионного клуба. Естественно, такая коммуникация порождает большое количество обсуждений и споров. Каждый из партнеров чувствует себя вправе настаивать на своем мнении и не соглашаться с собеседником, который, однако, тоже уверенно ориентируется в обсуждаемой проблематике, но высказывается с других позиций.
Не станем подробно разбирать, какая психологическая атмосфера складывается в каждом клубе и как руководить его работой. Отметим главное: легче всего протекает обсуждение проблемы у Гуманитариев, второе место занимают Сайентисты, третье — Социалы, и труднее всего организовать конструктивную дискуссию в клубе Управленцев — наиболее волевых и практичных социотипов, отвергающих интуитивные гипотезы и эмоциональные призывы.
Этот вид взаимодействия будем называть дискуссия. При совпадающих установках возникает перекрещивание интересов, что порождает многочисленные дискуссии при относительном равенстве сил. Спорящие партнеры доказывают свои позиции, но при этом пытаются понять другого, не вмешиваясь в его поведение.
Переход границы
Социотипы, относящиеся к клубам, которые имеют общую границу, неизбежно начинают вмешиваться в соседнюю сферу деятельности, что не может не приводить к росту психологической напряженности между ними. Рассмотрим для примера один из маршрутов такого вмешательства.
Управленцы проявляют склонность вмешиваться в деятельность Сайентистов, так как имеют с ними общую функцию логики. Ставя производственную практику выше науки, они нередко пренебрежительно высказываются об ученых, обвиняя их в оторванности от жизни, бесполезности и других интуитивных «грехах». Управленческий социотип, возглавив научный институт, может превратить его в заурядное производство усовершенствований и дополнений к уже известному, не имеющее ничего общего с принципиально новыми открытиями.
Сайентисты, в свою очередь, склонны вмешиваться в деятельность Гуманитариев. Общая граница этих клубов проходит по интуиции. Осуществляется такое вмешательство с самыми добрыми намерениями: из желания помочь построить четкую логическую схему какого-нибудь гуманитарного явления, поднять математизацию и формализацию гуманитарных дисциплин до уровня естественнонаучных и т. п.
Если Сайентист руководит организацией чисто гуманитарной направленности, например театром или психологической службой на предприятии, то в ее деятельности начинает исчезать главная специфика этой установки — чувственная душа, принятие общечеловеческих нравственных проблем в качестве своих.
Гуманитарии имеют общую границу с Социалами — этику. Вмешательство в социальную сферу происходит обычно под лозунгом нравственного возрождения, патриотизма, гражданского чувства и приводит в экстремальном случае к тем или иным формам социальной демагогии и манипулированию на этой основе общественным сознанием.
К отрицательным последствиям такого вмешательства относится отвлечение людей от решения конкретных социально-бытовых проблем, уход в религию, медитацию, самосовершенствование или, что намного хуже, участие их в идеологических деструктивных движениях, предлагающих простые решения сложных проблем.
Социалы же, переходя границу сенсорики, отделяющую их от Управленцев, вмешиваются в производственную сферу. Обещая поставить на первое место нужды конкретного человека, они слабо учитывают объективные экономические законы, по которым ничем не подкрепленная социальная защита оборачивается нарушением необходимых пропорций производства, без соблюдения которых не может быть социального процветания.
Социал, руководящий промышленным предприятием, рискует зациклиться на проблемах социальной справедливости — премиях, льготах, путевках, профсоюзных и женских вопросах и сдвинуть тем самым ориентацию коллектива с его главной задачи — производства материальных благ — на их распределение.
Таким образом, круг замкнулся. Подобная цепь вмешательств, конечно, может протянуться и в противоположную описанной сторону, то есть по схеме: Сайентисты — Управленцы — Социалы — Гуманитарии. В любом случае проникновение через границы соседних установок — процесс объективно обусловленный и сильно сказывающийся на совместимости типов, вступающих в коммуникацию.
Отличие взаимодействия установок от темпераментного взаимодействия заключается в том, что для пересечения интересов установки должны ярко проявиться в деятельности, а это требует определенного времени. Темпераментные же эффекты возникают гораздо быстрее, потому что проявляются сразу же после вступления в контакт.