Политическая символика
Политическая символика цвета возникла в незапамятные времена. По мнению Х. Э. Керлота, еще Парис изображался в красном фригийском (остроконечном) колпаке, который будут использовать французские коммунары. По сообщению Плутарха, еще спартанцы могли казнить лишь за украшение своей одежды полосой непатриотического цвета. Еще в Древнем Риме партии «красных», «зеленых», «синих» существовали не только в цирке. Об этом же говорят и цвета одежд цезарей и цветовая отделка одежд сенаторов, строго регламентированная внутренней политикой Рима.
На Востоке политическая символика цвета использовалась в той же степени, что и на Западе. Практически каждый китайский клан имел собственные цвета вымпелов и флажков; практически каждое восстание сопровождалось головными, нарукавными и другого рода цветовыми отличиями. В Индии до сих пор каждая каста, как политический срез общества, имеет собственный цвет. Эти данные были детально проанализированы мной в «Хроматизме мифа» и «Античном хроматизме».
Современная политическая символика цвета, согласно публикациям В.В. Похлебкина[clxxxi], начала фиксироваться в основном со времен французской революции 1789–1793 годов. Ее коренное отличие от использования цвета в геральдике состоит в том, что она не связана геральдическими традициями и может применять цвета, не употребляемые в классической геральдике (например, розовый, оранжевый, коричневый).
Белые — 1) название монархистов в период французской революции 1789–1794 гг., ведущее свое происхождение от цвета знамени сторонников короля; 2) противники «красных» (большевистской власти в России) в период Гражданской войны 1918–1920 гг.
Белый — цвет мира, примирения, перемирия, партийной и внешнеполитической нейтральности — принят во всем мире с одинаковым значением (флаг парламентера — белый).
Серый. В политической символике нашел применение и серый цвет. Так, серый — цвет германской партии урбанизированных «серых», которая летом 1989 года откололась от партии «зеленых»[clxxxii].
Черный же цвет политически трактовался в XIX–XX веках различно. Как сообщает В. В. Похлебкин, в Западной Европе со времен Лионского восстания ткачей в 1831 году черный цвет символизировал рабочее движение, в основном во Франции, Италии и Испании, и в этом качестве как символ бунтарства был усвоен анархистами всех стран (21 ноября 1991 г. Конфедерация анархо-синдикалистов в Москве провела день 160-летия «Черного знамени»). В России в 1879 году его признали своим народовольцы («Черный передел»). В то же время черный цвет в странах Центральной, Северной и Восточной Европы отождествлялся в основном в XIX веке с клерикализмом, а отсюда позднее, с конца XIX века, и вообще с реакцией.
Так, в России он отождествлялся с черносотенством, ультранационализмом начиная с 1902–1903 годов, а особенно после революции 1905–1907 годов. Все партии правее кадетов считались накануне 1917 года черными. В первую четверть XX века это обозначение относилось особенно к реакционным, ультраправым партийным группировкам за пределами России, в частности к эстонским ультранационалистам («синимуста» — «сине-черные») и к итальянским ультранационалистам (с 1916г.), из рядов которых позднее вырос итальянский фашизм («чернорубашечники», 1919 г.), для коих черный цвет символизировал бунтарство.
Красный цвет символизирует во всем мире революционную борьбу против эксплуататоров. Впервые, как упоминают античные авторы, его использовали во Фригии восставшие рабы, которые в качестве отличительного знака носили красные фригийские колпаки. Красный цвет был применен также во время антифеодального восстания иранских крестьян в провинции Торган в 778–779 гг. и многих других восстаниях. Одно из последних использований красного цвета во время восстаний на Востоке в доимпериалистическую эпоху относится к середине XIX века (1850–1864 гг.), когда красные военные знамена применялись во время восстания тайпинов в Южном Китае.
По данным В. В. Похлебкина, в Европе красный цвет получил значение символа восставших против монархической тирании и начиная с 1789 года, когда он был отнят как регальный цвет у короля и стал цветом санкюлотов и якобинцев, носивших красные «фригийские» шапочки и шарфы.
В 1832 и 1848 годах красный цвет был цветом восставших во Франции и Германии революционных масс, участвовавших в буржуазно-демократической революции своими отдельными отрядами и объединениями.
С 1871 года, после Парижской коммуны, красный цвет становится символом пролетарского международного революционного движения. Именно как таковой его с 1876 года принимают русские революционеры, а с 1898 года красное знамя становится партийным знаменем РСДРП.
В 1917 года красный цвет становится символом коммунизма. Именно в сравнении с красным цветом приобретают политическое значение и его оттенки:
розовый — цвет оппортунизма в мировом рабочем движении,
малиновый — цвет анархо-синдикалистских группировок и партий в рабочем движении.
Красный Крест (Международный Красный Крест) — созданная в середине XIX века международная организация, заботящаяся о раненых и военнопленных во время войны и помогающая гражданскому населению во время стихийных бедствий, эпидемий и т. п. Суггестивность этого символа строится на использовании метафорики красного цвета как цвета крови и креста как символа христианства.
Красный Полумесяц (Общество Красного Льва и Солнца в Иране) — название вышеуказанной организации в мусульманских странах.
Коричневыйцвет. В отличие от итальянских «чернорубашечников» (1919 г.), для которых черный цвет символизировал бунтарство, германский фашизм отождествлялся с «коричневыми», «коричневой чумой» — по цвету униформы штурмовых отрядов Гитлера СА (в 1921–1945 гг.).
Оранжевый цвет исторически связан с политической борьбой. В Нидерландах применялся начиная с XVI века так называемыми оранжистами, партией консервативных бюргеров, интеллигенции и мелкого дворянства, поддерживавшей принцев и правителей Нассаусской династии (принцев Оранских).
Оранжисты сохраняют свою партию до нашего времени и имеют в качестве партийных знаков оранжевые шапочки, шарфы или воздушные шары, с которыми выходят на политические демонстрации. Ответвление оранжистов, эмигрировавших в Южную Африку и создавших Оранжевое свободное государство в ЮАР и свою партию, выступало на рубеже XIX–XX веков под именем буров в войне с Англией 1900–1901 годов, также используя оранжевые флажки и вымпелы. (Одна из полос флага ЮАР до сих пор осталась оранжевого цвета.).
Желтый цвет. Второй интернационал (1889–1919 гг.) получил название “желтый” за оппортунизм в период 1-й мировой войны как знак предательства и соглашательства с империалистической политикой своих буржуазных правительств.
«Желтая пресса» — бульварные издания США, получившие свое название в XIX веке из-за цвета дешевой бумаги, на которой они печатались.
Зеленый цвет. Политическая символика цвета в последнее время развивалась в основном в Европе, и поэтому, выходя порой за национальные границы отдельных европейских стран, могла не совпадать с трактовкой того или иного цвета в странах Азии, Африки, на Ближнем Востоке. Так, например, зеленый цвет в Греции исторически, с времен Византийской империи, трактовался как цвет жизни, развития, роста, свободы, позднее он стал партийным цветом партии ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение).
В то же время «зеленая линия» на Кипре и в Бейруте по терминологии 60–90 годов XX в. означала нейтральную линию, то есть то, что в Западной Европе в аналогичной ситуации считалось бы «белой линией», ибо она отделяла разные «миры»: в одном случае — греческий Кипр от северного, турецкого района на Кипре, а во втором случае — Западный Бейрут от Восточного, то есть два противоборствующих района, — и считалась священной, неприкосновенной.
Это связано с тем, что в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в бывшем эллинском мире «зеленое» означает и неприкосновенное (священное), и свободное, развивающееся, в то время как в исламском мире, в Азии и Африке, «зеленое» — религиозный цвет ислама, причем принятый как священный и общий, независимо от партийных принадлежностей [ср. «Зеленая книга» — основная, основополагающая, принципиальная книга Муаммара Каддафи (Ливия) ].
С середины ХХ века «зелеными» на Западе называют себя представители экологических движений и партий, то есть зеленый цвет толкуется как цвет жизни, гармоничного развития.
В нашей стране, где имеется и многомиллионное мусульманское население, и широкое, хотя и рыхлое, экологическое движение со своей «партией зеленых», по данным В. В. Похлебкина, находят применение оба толкования зеленого цвета.
Голубая бригада (Blе brigaden) («Голубая дивизия») — термин, применяемый с XVII века в Европе для обозначения отборных или привилегированных наемных войск. Впервые такое название получила бригада, завербованная королем Швеции Густавом II Адольфом в Германии во время Тридцатилетней войны 1618–1648 годов из немцев-протестантов Померании. Она сражалась вместе с регулярными финскими и далекарлийскими полками шведской армии и использовалась в самых жарких схватках, в частности участвовала в кровопролитных битвах при Брейтенфельде (7 сентября 1631 г.) и при Лютцене (6 ноября 1632 г.). Первоначально название «Голубая бригада» было дано немецким наемникам по цвету их мундиров, но затем оно превратилось в символическое, что ставило «голубые» части в привилегированное положение, однако нисколько не уравнивало их со шведской королевской гвардией. После Вестфальского мира в 1648 году «Голубая бригада» была расселена в районе Штеттина (Польша), а в 1652 году распущена.
Как пишет В. В. Похлебкин, с тех пор сложилась традиция давать наемным иностранным военным формированиям в случае участия их в европейских войнах других стран обозначение «голубые» для отличия их от регулярных частей собственно воюющих сторон. Отсюда термин «голубой» получил в прогрессивной среде XVIII–XIX веков презрительный оттенок. (Ср. М. Ю. Лермонтов: «...И вы, мундиры голубые, и ты, послушный им народ».)
В новейшее время «голубыми» корпусами были шведские и норвежские отряды добровольцев, воевавших против Красной Армии в период советско-финской войны 1939–1940 годов.
В годы второй мировой войны военные формирования франкистской Испании, воевавшие на стороне гитлеровской Германии на Восточном фронте против Красной Армии, носили название «Голубая дивизия» (прибыла на фронт в октябре 1941 г., численность — 20 тыс. человек, т. е. фактически почти две дивизии).
Голубые каски — термин которым в современной прессе с 60-х годов стали обозначать войска ООН, не имеет переносного, символического значения, а является «говорящим» и связан с голубым цветом флага ООН и касок солдат ооновских военных контингентов.
Синий цвет с 1789 года приобрел всеевропейское политическое значение. Во время французской буржуазной революции он символизировал третье сословие, буржуазию и ее партии. Если в Великобритании голубой, светло-синий цвета стали партийным цветом тори (консерваторов), то на континенте Европы они отождествлялись с либерализмом, а на востоке Европы — даже с буржуазной демократией (так, блок СДС в Болгарии применял на митингах как «свой» светло-синий цвет в 1990–1991 гг.). (См. также Голубой.)
Синее движение, согласно данным В. В. Похлебкина, — это общественная организация «За социальную экологию человека» с чрезвычайно неясной, путаной, рыхлой в политическом отношении программой и с расплывчатыми, туманными, но претенциозными популистскими лозунгами, порожденная модными в первый период «перестройки» призывами М. С. Горбачева «повернуться лицом к человеку» (вариант польского лозунга начала 1980-х годов «Социализм с человеческим лицом»). Оба призыва оказались недейственными из-за отсутствия конкретности в их осуществлении. Руководители «синего» движения также не могут объяснить, что конкретно означает «политика во имя человека» и чем она отличается или может отличаться от вообще нормальной политики, уважения прав личности и достоинства граждан в обычном цивилизованном государстве.
Отсюда сам факт избрания названия «Синее движение» для подобной организации, которая не в состоянии четко определить свою программу и задачи, продиктован явной политической некомпетентностью ее организаторов. Они трактуют «синее» как синоним и символ «нейтрального», исходя из того, что «красное — это коммунизм», а « белое — это капитализм» и что они, следовательно, не первые и не вторые, а «нейтральные» и «человеколюбивые» вообще. Однако синий цвет никогда не символизировал нейтральность. Даже в военно-учебных играх, откуда и заимствован этот термин, «синий» означал неопределенного, теоретически абстрактного противника. Вот это-та неопределенность действительно была характерна для советского «синего» движения, но использование им синего цвета совершенно неоправданно и неграмотно с геральдической и символической точки зрения.
Формально «синее» движение создано на Учредительном съезде в Москве 31 марта 1990 г., но так и осталось узкой группировкой, не получившей в дальнейшем развития. Некомпетентность и ошибочность в выборе наименования движения оказались, таким образом, показателем его незрелости.
Синие книги (Blue books) — термин, означающий первоначально акты обеих палат английского парламента, в частности, отчеты о работе комитетов, обсуждения бюджета, экономические, административные и политические постановления по колониальным вопросам, а также дипломатическую переписку, дебаты, обсуждение договоров и их ратификацию. Постепенно последняя группа внешнеполитических вопросов стала обособляться, издаваться в отдельных переплетах. С 1835 года эти парламентские книги в синих дешевых бумажных переплетах стали продаваться публично для всеобщего пользования. В народе на бытовом языке их быстро окрестили «синими книгами», так как их официальное название было длинным.
За пределами Великобритании, после революции 1848 года в Европе, под термином «синие книги» стали понимать только правительственные документы по вопросам внешней политики, касающиеся преимущественно спорных или противоречивых вопросов. Практика издания таких «синих книг» установилась после франко-прусской войны. В отличие от Англии, в других странах стали называть свои книги дипломатического характера не «синими», а давать им иные цвета, причем осуществлять это практически переплетом таких сборников документов в соответствующие цветные обложки.
Так, Франция стала выпускать «желтые книги», Германия — «белые книги», Португалия — «серые книги», Австрия и Испания — «красные книги», Нидерланды и ЮАР — «оранжевые книги», Италия — «зеленые книги» и т. д.
Поддерживая эту международную традицию, даже Литиздат НКИД СССР издал в 1925 году в переводе с французского серию мирных договоров в пяти томах [Версаль (I), Сен-Жермен (II), Нейи (III), Трианон (IV), Севр и Лозанна (V)] в ярких желтых обложках как документы «французские», носящие наименования французских достопримечательных мест, олицетворяющих культуру и дипломатию Франции.
В то же время в Великобритании в 20–30-е годы XX в. были изданы правительственные отчеты по животрепещущим внутриполитическим и социальным вопросам, которые по своим обложкам получили название «желтых» и «оранжевых книг» (например, изданные Ллойд Джорджем от имени либеральной партии в 1929 г.). Чтобы не путать их с внешнеполитическими официальными актами, издаваемыми от имени той или иной страны, следует иметь в виду, что их названия необходимо всегда сличать на языке оригинала.
Так, «желтая книга» Франции по проблемам дипломатии будет всегда иметь термин «ливр жон» («Livre jaune»), а нидерландская — «ливр д'оранж» («Livre d' Orange»), в то время как «yellow Book» и «Orange book» должны рассматриваться всего лишь как бытовые названия различных английских отчетов по вопросам, не имеющим отношения к государственной внешней политике страны. В Великобритании термином «blue book» могут быть обозначены только сборники документов внешнеполитического характера.
То же самое относится и к другим странам: лишь термин на национальном или французском языке (как языке дипломатии) закрепляется и рассматривается в качестве законного для внешнеполитического ведомства любого государства, если речь идет о той или иной традиционно издаваемой официальной «цветной» книге.
Синий крест — международный распространенный термин, имеющий в разных странах разные лексические формы и символическое изображение и соответственно им — различные значения.
а) «Синий крест» (Великобритания) («Blue cross») — добровольное общество, оказывающее бесплатную ветеринарную помощь домашним животным. Эмблема — гельветический синий крест на белом фоне.
б) «Синий крест» (Россия) — государственная ветеринарная служба. Эмблема — синий плавающий гельветический крест на белом поле. «Плавающим» в геральдике и эмблематике принято называть любое геральдическое изображение, края (концы) которого не касаются (не доходят) границ поля щита, на котором это изображение (фигура, символ) нанесено
в) «Синий крест» (ФРГ, Австрия, немецкоязычные кантоны Швейцарии, Лихтенштейн, Люксембург, немецкие районы Бельгии) (Blaues Kreuz) — термин, обозначающий в этих странах движение трезвенности. Эмблема — синий равносторонний (греческий) крест или чаще — узкая синяя лента.
г) «Синий крест» (Швейцария, Германия, Латвия, Эстония) — религиозное общество протестантской ориентации, возникшее в 1877 г. в Женеве. К настоящему времени частично влилось в союз евангельских христиан-баптистов.
Синяя лента — международный распространенный термин, имеющий разные значения, но одинаковое эмблематическое изображение — узкую синюю ленточку.
а) Синяя лента [англ. Blue ribbon (Blue riband); фр. Cordon bleu; шв. Blabandet] — символ высшего достоинства или высшей награды, приза. Обозначается только словесно (имеет символическое выражение). В международной орденской терминологии, особенно в прошлом, использовалась для символического обозначения высшего ордена в каждой стране как его эвфемизм. В России до 1917 года — для Андреевского ордена, в Великобритании — поныне для ордена Подвязки, в Швеции — для ордена Серафимов, в Норвегии — для ордена Св. Олафа, во Франции — для ордена Св. Духа (в период до 1832 г.), а также для ордена Почетного легиона (хотя его лента — красная), в Дании — для ордена Слона и т. д.
б) Синяя лента — символическое обозначение Международной организации трезвости (т. н. абсолютной), в отличие от других, существовавших ранее. Основана в Питтсбурге (США) в 1877 году ирландцем Фрэнсисом Мэрфи. Символ организации — синяя лента — заимствован из Библии (4-я книга Моисея. 15:38–39) и означает «жизнь».
В США и других американских странах (кроме Канады) носит название Движения «синей ленты» (The Blue Ribbon movement); в Великобритании и странах Содружества — Воинство «синей ленты» (The Blue Ribbon army") или просто «синяя лента». В немецкоязычных странах называется Синим крестом (Blaues Kreuz) (см. выше); в Скандинавии — «синяя лента» (Blabandet) или Движение трезвенников (Nykterhetsro-relsen); в Финляндии — «синеленточники», «синяя лента», иногда также «синий крест» (Blabandister, Sininauha, Siniristi). Эмблемой членов организации служит узкая шелковая ленточка, нашиваемая на одежду (рукав, петлицу, лацкан, грудь, головной убор).
в) Синяя лента (Синяя лента Атлантики — Blaue ribbon of the Atlantic, иногда Blue ribbon of the North Atlantic) — почетный отличительный титул, присуждаемый ежегодно пароходствами США, Канады, Великобритании лучшему пассажирскому линейному судну, курсирующему через Атлантический океан. Учитываются прежде всего скорость и точность сообщения (максимальная быстрота, пунктуальность отправления и прибытия, комфортность) и стабильность этих показателей. Первым лайнером, получившим этот титул, был «Queen Mary» (Великобритания) в 1938 году.
Этническая символика
Как отмечает Ю. П. Платонов[clxxxiii], сравнение этнофоров и этнических групп проводится главным образом по степени выраженности у них тех или иных общих черт или признаков. Но чтобы сравнение было объективным, нужно учитывать относительность любых этнических характеристик (разрядка моя — Н.С.). И далее Ю. П. Платонов приводит прекрасный пример этой относительности, который как нельзя более точно описывает триадный характер построения и любых хроматических систем.
«Так, — пишет Ю. П. Платонов, — в работах, посвященных русскому национальному характеру, часто называется, например, такое качество, как эмоциональная сдержанность. Но по сравнению с кем русские кажутся эмоционально сдержанными? По сравнению с итальянцами? Да. Но не по сравнению с финнами или эстонцами. Утверждения, относящиеся к чертам национального характера и высказанные в абсолютной форме, без указания того, с кем сравнивается данная группа, неизбежно порождают путаницу». Поэтому
В основу фонда национальной символики легли элементы, издавна и исподволь накапливавшиеся на донационалъном этапе. Это подтверждает мысль Ю. М. Лотмана, что символ никогда не принадлежит какому-нибудь одному синхронному срезу культуры — он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения[clxxxiv].
Вместе с тем, передавая эту память от поколения к поколению, лишь в эпоху становления и развития наций этнокультурная символика приобретала для соответствующего народа общеэтническое значение, становясь в полном смысле национальным девизом. Он мог быть сходным для большинства народов региона либо выражать специфические, актуальные для данного народа, заботы. Часть подобных символов со временем заменялась, другие обретали длительную значимость, прочно входя в сознание народов, интересам которых они отвечали.
Так, например, в библиотеке Зимнего дворца «национальным цветом» обозначались даже переплеты книг: русские — коричневые, французские — синие, английские — красные, немецкие — зеленые[clxxxv].
Согласно В. Г. Кульпиной[clxxxvi], к основному признаку цветовых этнопредпочтений относятся такие цвета, которые позволяют проявиться романтическим чувствам человека. Это цвет воды и неба, цвет глаз и цвет растений и других объектов, более всего волнующих человека и идеализируемых им. В качестве основных критериев выделения этноцвета В. Г. Кульпиной отмечена также его способность выступать в качестве цветового определителя абстракций и обязательное присутствие в фольклорной традиции.
Гипотеза В. Г Кульпиной состоит в том, что определенные цветообозначения чрезвычайно важны для данного этноса, так как в каждом языке есть свой этнически предпочтительный цвет (этноцвет), обладающий качеством доминантности и этноприоритетности. Как мы убедимся, такие предпочтения действительно проявляются в религии, политике, общественной жизни и других сферах человеческой деятельности, о которых речь пойдет далее.
Символика цвета была призвана наглядно, визуально подчеркнуть этническую и связанную с ней государственную, региональную, социальную, профессиональную и иную маркировку людских коллективов и индивидуумов. При этом наиболее универсализирующими возможностями обладала прежде всего цветовая символика.
В этнографической литературе отмечалось, что в качестве элементов такой символики у славянских народов чаще всего выступали красный и белый цвета. Наряду с ними, в крестьянской среде пользовались популярностью также желтый и синий или зеленый цвета. Впрочем, как заключает А. С. Мыльников (после анализа этого вопроса[clxxxvii]), едва ли здесь возможна абсолютизация подобной привязки. И дело заключалось не столько в локальном многообразии культуры каждого этноса, сколько в их контактах и взаимовлияниях в повседневной жизни.