Предмет психологии, ее задачи и методы

ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Курск, 2012

УДК 159.9 (075)Печатается по решению

ББК 88я7методического совета

Л 33Курской ГСХА

Рецензент:

Соболева О.В. - доктор психологических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии Курского государственного университета

Л 33 П.В. Лебедчук, О.В. Чернышова Психология: Учебное пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2012. - 192 с.

ISBN

В учебном пособии представлен теоретический материал по всем темам курса «Психология», вопросы и задания для самоконтроля, способствующие успешному усвоению предмета, на формирование навыков свободного оперирования психологическими знаниями.

Предназначено для студентов обучающихся по УГН 020000 Естественные науки; 030000 Гуманитарные науки; 080000 Экономика и управление; 110000 Сельское и рыбное хозяйство; 140000 Энергетика и энергетическое машиностроение; 190000 Транспортное средство; 220000 Автоматика и управление; 230000 Информатика и вычислительная техника, изучающих дисциплину «Психология».

УДК 159.9 (075)

ББК 88я7

ISBN

© ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», 2012

© Лебедчук П.В., Чернышова О.В., 2012

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед высшей школой стоит задача реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования. Переход на международные стандарты в подготовке высококвалифицированных специалистов предполагает совершенствование содержания образования, использование инновационных форм и методов обучения студентов с целью формирования их профессиональной компетентности.

Дисциплина «Психология» направлена на формирование ряда общекультурных компетенций, создает содержательную психологическую основу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, способствует формированию общепрофессиональных компетенций.

Целью освоения учебной дисциплины «Психология» являетсяповышение психологической культуры как важнейшей составляющей профессиональной и общекультурной подготовки специалистов, формирование целостного представления о психологических особенностях человека.

Задачи изучения дисциплины:

· знакомство с историей и основными направлениями развития научной психологии;

· овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психики;

· знакомство с современными направлениями развития теории личности, формирование навыков самоанализа, самооценки и саморазвития личности;

· освоение основных положений психологии общения, развитие навыков межличностного и делового общения, взаимодействия с людьми в различных условиях, ситуациях;

· знакомство с основными положениями психологии групп, психологии конфликтов, формирование стратегий поведения в конфликтных ситуациях;

· развитие навыков критического мышления, умения самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;

· овладение культурой мышления, формирование когнитивных умений и навыков обработки информации, аргументированного выбора и принятия решения;

· анализ и формирование профессионально-важных качеств.

Компетенции, формируемые в процессе изучения

Дисциплины «Психология».

В результатеосвоения курса студенты должны обладать:

- способностью к восприятию, обобщению, анализу, критической оценке информации, владеть навыками самостоятельной, творческой работы, умением организовать свой труд;

- готовностью к постановке цели и выбору путей ее достижения, критическому анализу своих возможностей, личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю;

- навыками эффективного делового общения, публичных выступлений, переговоров, умением логично, верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- готовностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;

- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений.

Предлагаемое учебное пособие содержит вопросы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Психология», задания для самоконтроля знаний, творческие задания, способствующие более глубокому освоению дисциплины. Его использование в самостоятельной работе обучающихся будет способствовать качественному усвоению учебного материала по дисциплине «Психология», успешной подготовке к сдаче зачета.

Раздел 1. Психология, ее основные категории

Предмет психологии, ее задачи и методы

«По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее логос»

Гераклит из Эфеса.

Психология – одна из самых современных, интересных, увлекательных наук. Проблемы души, душевных явлений и процессов, сознания и бессознания всегда интересовали людей, во все века и времена.

В рамках отдельных философских систем сформировались и утвердились многие представления и понятия, описывающие сущность и функции элементов душевной жизни и души в целом. Это принцип единой основы природных и душевных явлений (Демокрит, Б.Спиноза), идея о двойственной природе человека как сознающей и материальной субстанции (Р.Декарт), представление об ассоциативном механизме мышления (Аристотель и др.), учение о воле (А.Шопенгауэр) и многие другие концепции и понятия.

Что же является предметом изучения современной психологии? А.В.Петровский дает следующее определение психологии (греч. psyche -душа, logos - учение, наука): это наука о закономерностях развития и функционирования психики человека как особой формы жизнедеятельности.

Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни человека, проявляющиеся в его сознании или поведении. Рассмотрим научное определение психики.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Итак, психика – это не материя, а ее свойство. Свойство материального объекта проявляется только при его взаимодействии с другими объектами. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи. По мнению Б.Ф. Ломова, первый уровень этой системы – уровень живой материи, клетки. Второй, более высокий уровень – это нервная система, которая включает в себя первый уровень. Третий уровень психики – надорганизменный, социальный уровень живой материи.

Основное свойство психики – активное отражение окружающей действительности, построение образа окружающего мира. Каковы особенности этого отражения? Предметы внешнего мира действуют на органы чувств и отражаются в сознании человека в виде образов этих предметов. Это познание индивидуально, оно зависит от опыта, возраста и воспитания. То есть психика есть субъективное отражение объективного мира в его связях и отношениях, субъективный образ объективного мира. Это психические образы, потребности, мотивы, воля, эмоции, сама личность человека.

Учеными выделеныиндивидуальные (внешние и внутренние) и групповые (внешние и внутренние) свойства психики и ее особенности: Отражение мозгом реальной действительности проявляется у человека в трех видах психических явлений:

* психические процессы – процессы, которые происходят в психике человека (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, воля). По мнению психолога А.В. Петровского, психическое существует прежде всего как процесс, живой, пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия, чувства, решения задачи и т.д.);

* психические состояния – состояние человека в данный момент времени (сосредоточенности или рассеянности, спокойствия или раздражительности, восторга или сочувствия, творческого подъема или апатии, уверенности или сомнения, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, хорошего или плохого настроения и др.). Это понятие предполагает выделение в психике индивида относительно статического момента, подчеркивающего динамические моменты психики;

* психические свойства личности - устойчивые проявления психики индивида, закрепленные и повторяющиеся в структуре личности (темперамент; черты характера, например, общительность, настойчивость, эмоциональность, способности; а также интересы, убеждения, склонности, знания, умения, навыки и привычки).

Вышеперечисленные психические явления легко могут переходить одни в другие, так как взаимосвязаны. Так, психические процессы и свойства темперамента предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние человека (к примеру, раздраженность), часто проявляясь, может стать чертой характера личности человека (раздражительность). Психическое состояние может также обуславливать то или иное протекание психических процессов. Например, состояние бодрости и активности обостряет внимание, подавленность и пассивность ведут к рассеянности, невнимательности. Вместе с тем психические процессы могут включаться один в другой: ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятие сопровождается представлениями воображения, эмоции могут вызывать или подавлять произвольную (волевую) активность человека, познавательную деятельность.

Психические процессы, свойства и состояния человека, общение и деятельность тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. Изучая психологию и поведение людей, ученые пытаются дать им объяснение, с одной стороны, с учетом влияния биологических факторов, с другой – с влиянием законов общества, социума, в котором живет человек.

Таким образом,объектом психологииявляется человек и группы людей. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как субъекта деятельности и общения.

Психология изучает закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Психология имеет свои научные принципы, которые лежат в основе научных исследований, концепций и теорий.

Принципы отечественной психологии:

- принцип системности (рассмотрение психических явлений и процессов в системе, в соответствии с их местом в структуре целой психики: психические процессы, психические состояния и свойства);

- принцип детерминизма(детерминация, то есть причинная обусловленность, лежит в основе развития, возникновения новых объектов, явлений и их свойств, в том числе психики);

- принцип единства сознания и деятельности(сознание образует внутренний план деятельности человека, развитие сознания происходит в процессе деятельности и общения);

- принцип развития личности в процессе деятельности и общения(при изучении психических явлений необходимо учитывать особенности их возникновения, формирования и непрерывного развитии, как процесс и результат деятельности и общения).

Основные задачи психологии:

· изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и свойств отражательной деятельности мозга, изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее возрастного развития, определение оптимальных условий, форм и методов обучения и воспитания;

· разработка теоретической основы практики психологической службы;

· использование научных знаний в повышении эффективности отраслей практики, на пересечении с которыми находятся уже оформившиеся науки и отрасли (например, инженерная психология, педагогическая психология) и др.

Отрасли психологии

Инженерная психология –отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной (аппаратом, ЭВМ и т.п.).

Психология управления -отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности, способы эффективного управления персоналом, предприятием.

Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Начало ее разработке положил Ф.Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий. Первыми крупными представителями нового направления были А.Бине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттелл и др.

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Первым подробно и последовательно описал психическое развитие ребенка психолог Тидеман в работе “Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка”. В России психолого-педагогические основы закономерности развития детей изучали К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.С. Выготский и др.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Эта отрасль зарождалась внутри конкретных наук - психологии и социологии, антропологии, этнографии. Началом существования социальной психологии считают 1908 год, когда одновременно появились работы У.Макдугалла и Э.Росса, в названиях которых содержался этот термин.

Психотехника- ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Возникла в начале ХХ века и получила теоретическое оформление в работах немецких психологов В.Штерна, Г.Мюнстерберга и др. Основными задачами психотехники признавалось осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации; изучение утомления и упражнения в процессе труда; приспособление человека к машине и машины к человеку; выяснение различных средств воздействия на потребителя (реклама).

На основе философских категорий сформировался и развивается собственный понятийный аппарат психологической науки.

Основные категории психологической науки: мотив, личность, деятельность, общение, сознание и самосознание.

Мотив –1) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;2) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет.

Личность –1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2)субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Деятельность –динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности.

Общение -сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия, и понимание другого человека.

Сознание –высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Эмпирически оно выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Самосознание -осознание человеком самого себя, своих способностей, возможностей, своего места, роли и значения в системе отношений с другими людьми, с обществом.

Наши рекомендации