Предмет задачи и методы психологии труда и инженерной психологии. Научно-технический прогресс и роль человека в производственных процессах.

Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметом и орудиями труда, физической и социальной средой. Такое понимание предмета психологии труда, выдвигающее на первый план систему внутренних и внешних возможностей изучаемого объекта, возникло как следствие перестройки психологии на основе системного подхода.

Предметом психологиитруда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях, – это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание оптимальных условий для выполнения деятельности, развития личности и реализации ее способностей

Инженерная психология -Наука об объективных закономерностях взаимодействия человека и современной техники в единой системе «человек-машина»

Предмет инженерной психологии.Является деятельность человека-оператора как одного из звеньев СЧМ.

Задачи инженерной психологии.Задача приспособления человека к технике. Задача приспособления техники и условий труда к человеку.

Психология труда – это лишь часть разнообразных знаний о труде. Психология самостоятельно не в состоянии полностью познать такое глобальное явление культуры, как труд. Отсюда возникает проблема интеграции знаний различных наук о труде.

Психология труда в проведении исследований использует как общепсихологические методы, наполняя их специфическим содержанием, так и специальные приемы изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используется в трех самостоятельных направлениях:

− для психологического анализа профессиональной деятельности;

− проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профконсультации, рационализации труда и отдыха и т.д.)

− исследования личности работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько подходов к классификации методов психологии труда. Среди них можно выделить группы неэкспериментальных и экспериментальных методов.

К первой группе методов следует отнести:

−наблюдение внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение). Внешнее наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Оно проводится по определенному плану. Самонаблюдение может выступать как самоотчет профессионала и включенного наблюдения. Для повышения объективности и точности наблюдения применяют дополнительные приемы. Среди них наиболее распространенными является фотография рабочего дня, хронометраж и анализ продуктов деятельности;

−опросные методы могут быть представлены в двух формах: устного (беседы, интервью) и письменного опроса (анкетирования);

−метод экспериментальных оценок тех или иных элементов рабочей ситуации или личности работника осуществляется специалистом. В результате экспертизы составляется заключение, например, о причинах травмирования, аварии и т. п. Для групповой оценки применяется метод обобщения независимых характеристик, которые дают несколько экспертов. Специфическим методом экспериментальной оценки профессионала является метод критических инцидентов, которые формируются экспертами по результатам наблюдений и опроса;

−метод анализа предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта деятельности. Документальными источниками анализа могут быть личное дело, аттестационные документы (дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации, удостоверения, справки), знаки отличия и награды, фотографии, медицинская карта, трудовая книжка и т.д.

Ко второй группе методов следует отнести:

-лабораторный эксперимент;

−естественный эксперимент;

−тестовый метод.

Сущность эксперимента заключается в том, что явление изучается в специально созданной лаборатории или естественной обстановке (в цехе, кабине самолета или автомобиля), связанной с выполнением работником своих функций.

Тестовый метод используется только при изучении субъекта труда, его профессионально важных качеств, способностей, интеллекта и т.п.

Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности.

Общий интерес в историческом плане развития психологии труда представляет системный анализ американского исследователя Ж. Кристенсена. Автор в своих работах выделяет два этапа развития знания о взаимодействии человека и орудия (о человеческом факторе):

−«Век ручных орудий» – исторически длительный период омедленном накоплении примитивных знаний о взаимодействии человека и простого орудия;

−«Век машин» – это относительно короткий исторический период , началсявсерединеХVIIIв. и продолжается до настоящего времени. Он включает несколько периодов революционных преобразований в развитии знания о человеке в труде.

Период «Промышленнойреволюции», приходящийся на 1750–1870 гг., связан с появлением первых промышленных предприятий (мануфактур) и оформлением профессии инженера. Интерес к технике переносится и на изучение человека как системы, аналогичной технической. Эта тенденция в ряде случаев продолжается и сегодня, когда роль человеческого фактора явно занижена.

Период «Энергетическойреволюции»Охватываетпримерно 1870–1945гг., когда появление силовых машин изменило сознание людей о возможностях орудий труда. Активизируется проблема адаптации человека к трудовому процессу и оборудованию. Американский инженер, а впоследствии крупный бизнесмен Ф. Тейлор (1856–1915) разрабатывает свою знаменитую систему научной организации трудовой деятельности. Акцент делается на исследования в области профотбора, профобучения, тренировки. Активно разрабатывается идея о промышленной инженерии человеческого фактора. Происходит научное оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе. Ф. Тейлор считал, что важнейшим аспектом организации труда является стимулирование. Базовым принципом является материальная заинтересованность. По мнению Тейлора, в производственной системе нет места благотворительности. Каждый труд должен иметь свою цену и оплачиваться соответственно ей (принцип разумного эгоизма). Только при таких условиях возможно развитие и расширение производства. Такая постановка приводит к повышению индивидуальной ответственности работника за собственное благополучие и результативность своего труда. Ф. Тейлор выявил ряд социально-психологических феноменов, влияющих на трудовую деятельность (например, феномен «работы спрохладцей») – сознательное снижение выработки и т.П.

Наши рекомендации