А) для студентов очной формы обучения
Семинар 1 (Тема 3).
Доклад «Особенности вербальной коммуникации в деловом общении»
Вопросы для обсуждения:
1. Основы устного общения.
2. Культура деловой речи.
3. Виды речи. Стратегии ведения речи.
4. Использование законов риторики в деловом общении.
5. Особенности убеждающей речи: содержание, риторические приемы.
*Примечание: форма проведения занятия форма проведения занятия - семинар - «круглый стол». Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6
Семинар 2 (Тема 4).
Доклад «Логическая и психологическая аргументация в деловом общении».
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности речевого делового этикета.
2. Социально-этические нормы речевого этикета и их значение. Использование этикетных норм (их типы). Психологические аспекты речевого делового общения.
3. Функции норм профессиональной речи: оценочная и экспрессивная.
4. Использование эвфемизмов и дисфемизмов в деловой речи; их функции.
5. Использование риторических стратегий в деловом общении. Имиджевая функция речевого этикета. Фольклорные правила речевого этикета. Принципы делового воздействия.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар - «круглый стол». Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6.
Семинар 3 (Тема 5).
Вопросы для обсуждения:
1. Психологические особенности делового общения. Основные психологические правила эффективного общения.
2. Классические правила ведения диалога: правила, требования, содержание.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар - «круглый стол». Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6.
Семинар 4 (Тема 6).
Доклад «Особенности невербальной коммуникации: специфика невербальной стороны делового общения».
Вопросы для обсуждения:
1. Позы, мимика, жесты делового человека.
2. Формирование имиджа и стиля делового человека. Требования к внешнему виду делового мужчины и деловой женщины. Значение аксессуаров в деловом костюме. Атрибуты делового общения.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар – дискуссия. Эта форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-19.
Семинар 5 (Тема 7).
1. Внешний вид офиса; характеристики создания и поддержания имиджа фирмы. Соответствие имиджа фирмы и корпоративной философии.
2. Специфика формирования корпоративной культуры; ее значение для эффективной работы организации.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар – дискуссия. Эта форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-19.
Семинар 6. (Тема 8).
Доклад «Особенности конфликтов в сфере делового общения и особенности их разрешения».
Вопросы для обсуждения:
1. Личное общение. Правила делового общения (принципы знакомства и представления; правила обращения и правила приветствия. Отношения на работе: сотрудник - сотрудник, начальник - подчиненный, сотрудник - клиент, проситель; специфика делового общения между мужчинами и женщинами в зависимости от занимаемого положения).
2. Использование мотивации сотрудников и разрешение мотивационных конфликтов; внутриколлективное сотрудничество.
3. Особенности деловой беседы. Подготовка и организация деловой беседы. Виды деловых бесед, типы собеседников. Беседа как средство разрешения конфликта. Нормы использования комплиментов.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар – дискуссия. Эта форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-19.
Семинар 7 (Тема 9).
1. Деловые переговоры: их характер. Виды переговоров. Определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; процесс переговоров и его этапы. Планирование, тактика и порядок ведения переговоров.
2. Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций во время переговоров. Принятие решений во время переговоров. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар – дискуссия. Эта форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-19.
Семинар 8 (Тема 11).
Доклад «Общие принципы и нормы этики делового общения. Составляющие деловой этики (речевой этикет, деловое поведение, деловой стиль). Деловой и бытовой этикет».
Вопросы для обсуждения:
1. Основы этики и этикета. Профессиональная этика.
2. Деловой завтрак, обед, ужин (состав приглашенных; место и время встречи; денежные отношения; как рассаживаться за столом; что и как едят; что и как пьют). Искусство делать деловые подарки. Развлечения и бизнес (специфика приглашений; угощения и приемы в деловом мире). Приемы поддерживания эффективных деловых отношений.
3. Специфика международного и межрелигиозного этикета. Содержание понятия «национально-психологические типы». «Протокол», «международный протокол». Особенности ведения международных переговоров и бизнес-протокола. Универсальные этические и психологические нормы и принципы.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар – дискуссия. Эта форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-19.
Семинар 9 (Тема 12).
1. Психология и общество. Психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии; профессиональная психология. Психология бизнеса.
2. Этические проблемы бизнеса. Этика бизнеса. Последствия неэтичного поведения в бизнесе. Моральные стандарты. Личностные качества бизнесмена.
3. Классификация типов людей, встречающихся в деловом мире; их психологические особенности и специфика соблюдения делового этикета.
4. Индивидуальные характеристики преуспевающего человека и их формирование.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар – дискуссия. Эта форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-19.
Практическое занятие 1 (Тема 6).
1.Рассмотрение проблемной ситуации «Особенности невербальной коммуникации: специфика невербальной стороны делового общения».
2. Решение индивидуальных заданий студентами (видеосьемка выступлений студентов; анализ видеоматериалов «Позы, мимика, жесты делового человека»).
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-19.
Практическое занятие 2 (Тема 8).
1.Рассмотрение кейс-стади «Принципы знакомства и представления; правила обращения и правила приветствия. Отношения на работе: сотрудник - сотрудник, начальник - подчиненный, сотрудник - клиент, проситель; специфика делового общения между мужчинами и женщинами в зависимости от занимаемого положения».
2. Решение индивидуальных заданий студентами (видеосьемка выступлений студентов; анализ видеоматериалов «Особенности деловой беседы»).
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-19.
Практическое занятие 3 (Тема 9).
1.Рассмотрение проблемных ситуаций «Деловые переговоры: их характер».
2. Решение индивидуальных заданий студентами (видеосьемка игровых ситуаций – деловых переговоров студентов; анализ видеоматериалов «Деловые переговоры студентов»).
Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-19.