Тема 1. Общее представление о методологии науки и ее методах

Раздел 1. Методология науки и специфика психологического знания

Тема 1. Общее представление о методологии науки и ее методах

Активными исследовательскими методами являются:
*1) беседа, эксперимент
Воспроизводящее исследование проводится с целью:
*4) точного повторения эксперимента
Идеализированный объект теории представляет собой знаково-символическую модель части:
3) реальности
4) сознания
Исследование, направленное на познание реальности без учета его практического эффекта, называется:
*4) фундаментальным
Исследование, направленное на решение конкретной практической задачи:
*4)
Исследование, охватывающее максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности, называется:
*4) комплексным
Исследование, проводящееся в рамках отдельной науки, называется:
3) монодисциплинарным
4) идеальным
Исследование, требующее участия специалистов различных областей и проводящееся на стыке нескольких научных дисциплин:
3) междисциплинарное
4) критическое
Исследование, целью которого является установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности, называется:
*4) уточняющим
Ключевой в психологии является проблема:
*1) психофизиологическая
Компонент теории, представленный множеством правил логического вывода:
1) базис
2) логика теории
Компонент теории, представленный основным теоретическим знанием:
3) множество выведенных в теории утверждений
4) логика теории
Компонент теории, представленный фактами и эмпирическими закономерностями:
*4) исходная эмпирическая основа
Метод исследования:
*2) путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления
Методика исследования:
*2) конкретное воплощение метода на основе конкретного материала и процедуры


Методология - это:
*2) способ достижения и построения знания
Методология исследования:
*2) система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности
На втором этапе становления психологии как науки ее понимали как науку о:
*1)
На первом этапе становления психологии как науки ее понимали как науку о:
*1)
На третьем этапе становления психологии как науки ее понимали как науку о:
*1)
На четвертом этапе становления психологии как науки ее понимали как науку о:
*1) закономерностях и механизмах психики
Наука – это деятельность, направленная на получение новых знаний о:
*4) действительности
Один из основных компонентов теории, представленный множеством первичных условных допущений (аксиом, гипотез):
*3) базис
Опровержение существующей теории, гипотезы, закона является целью проведения исследования:
*1) критического
Поисковое исследование проводится с целью:
*4) решения новой проблемы
Положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений:
3) гипотеза
4) парадигма
Последовательность классификации научных методов по Б.Г. Ананьеву:
1) организационные
2) эмпирические
3) интерпретационные
4) способы обработки данных
Последовательность конкретизации проблем методологии и методов психологии:
1) определение методологических основ психологических исследований
2) изучение возможностей применения общенаучных методов исследования в психологии
3) разработка собственных методов исследования
4) выявление специфики применения экспериментального метода в психологии
5) измерение в психологии
6) проблема разработки диагностических методик
Последовательность конкретизации уровней методологических знаний:
1) философский
2) специально-научный
3) общенаучный
4) конкретных методик
Последовательность конкретизации уровней психологического исследования:
1) методология
2) методика
3) метода
Последовательность стадий процесса научного исследования:
1) выдвижение гипотезы
2) планирование исследования
3) проведение исследования
4) интерпретация данных
5) опровержение или неопровержение гипотезы
6) В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы
Последовательность шкалы «эмпирическое – теоретическое знание»:
1) единичный факт
2) теория
3) модель
4) закономерность
5) закон
6) эмпирическое обобщение
Постановка научной проблемы влечет за собой:
3) формулировку гипотезы
4) выбор метода
Психологическое исследование по цели может быть:
3) поисковым
4) фундаментальным
Психология эволюционировала как наука о:
1) душе
2) сознании
3) поведении
4) психике
Результат научной деятельности, являющийся идеалом научного поиска:
*3) открытие законов
Результатом научной деятельности является:
*1) описание реальности
*2) объяснение и предсказание явлений
Систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления:
*1) теория
Соответствие источника получения информации и его характеристика:
1) результаты наблюдения жизни человека, экспертные оценки L-данные
2) результаты опросников и других методов самооценок  
3) результаты объективных тестов T-данные  
    Q-данные
Соответствие названия группы и входящего в нее метода:
1) сравнительный  
2) эксперимент эмпирические
3) математико-статистические способы обработки данных
    организационные
Становление психологии как научной дисциплины включает следующее количество этапов:
3)
4)
Существование парадигмы является следующим признаком научной дисциплины:
1) консервативность
2) зрелость
Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, совокупность научных, философских, политических и других идеалов людей:
*1) мировоззрение
Функции методологии дескриптивного типа:
*1) функция катализации
*2) функция развития науки
Путь познания, направляющий организацию исследования и предполагающий использование соответствующих приемов и процедур исследования - ...
   
   
Соответствие основных категорий и их характеристик:
1) обобщенная сиситема взаглядов человека на мир в целом, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества мировоззрение
2) высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систематической форме  
3) один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание, на процесс его получения рефлексия
    философия
Функция катализации методологического анализа:
*1) расширяет кругозор, воспитывает культуру мышления личности ученого

Наши рекомендации