Раздел 1. Методология науки и специфика психологического знания
Тема 1. Общее представление о методологии науки и ее методах
Активными исследовательскими методами являются: | |
Воспроизводящее исследование проводится с целью: | *4) | точного повторения эксперимента | |
Идеализированный объект теории представляет собой знаково-символическую модель части: | 3) | реальности | 4) | сознания | |
Исследование, направленное на познание реальности без учета его практического эффекта, называется: | |
Исследование, направленное на решение конкретной практической задачи: | |
Исследование, охватывающее максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности, называется: | |
Исследование, проводящееся в рамках отдельной науки, называется: | 3) | монодисциплинарным | 4) | идеальным | |
Исследование, требующее участия специалистов различных областей и проводящееся на стыке нескольких научных дисциплин: | 3) | междисциплинарное | 4) | критическое | |
Исследование, целью которого является установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности, называется: | |
Ключевой в психологии является проблема: | |
Компонент теории, представленный множеством правил логического вывода: | 1) | базис | 2) | логика теории | |
Компонент теории, представленный основным теоретическим знанием: | 3) | множество выведенных в теории утверждений | 4) | логика теории | |
Компонент теории, представленный фактами и эмпирическими закономерностями: | *4) | исходная эмпирическая основа | |
Метод исследования: | *2) | путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления | |
Методика исследования: | *2) | конкретное воплощение метода на основе конкретного материала и процедуры |
|
Методология - это: | *2) | способ достижения и построения знания | |
Методология исследования: | *2) | система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности | |
На втором этапе становления психологии как науки ее понимали как науку о: | |
На первом этапе становления психологии как науки ее понимали как науку о: | |
На третьем этапе становления психологии как науки ее понимали как науку о: | |
На четвертом этапе становления психологии как науки ее понимали как науку о: | *1) | закономерностях и механизмах психики | |
Наука – это деятельность, направленная на получение новых знаний о: | |
Один из основных компонентов теории, представленный множеством первичных условных допущений (аксиом, гипотез): | |
Опровержение существующей теории, гипотезы, закона является целью проведения исследования: | |
Поисковое исследование проводится с целью: | *4) | решения новой проблемы | |
Положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений: | |
Последовательность классификации научных методов по Б.Г. Ананьеву: | 1) | организационные | 2) | эмпирические | 3) | интерпретационные | 4) | способы обработки данных | |
Последовательность конкретизации проблем методологии и методов психологии: | 1) | определение методологических основ психологических исследований | 2) | изучение возможностей применения общенаучных методов исследования в психологии | 3) | разработка собственных методов исследования | 4) | выявление специфики применения экспериментального метода в психологии | 5) | измерение в психологии | 6) | проблема разработки диагностических методик | |
Последовательность конкретизации уровней методологических знаний: | 1) | философский | 2) | специально-научный | 3) | общенаучный | 4) | конкретных методик | |
Последовательность конкретизации уровней психологического исследования: | 1) | методология | 2) | методика | 3) | метода | |
Последовательность стадий процесса научного исследования: | 1) | выдвижение гипотезы | 2) | планирование исследования | 3) | проведение исследования | 4) | интерпретация данных | 5) | опровержение или неопровержение гипотезы | 6) | В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы | |
Последовательность шкалы «эмпирическое – теоретическое знание»: | 1) | единичный факт | 2) | теория | 3) | модель | 4) | закономерность | 5) | закон | 6) | эмпирическое обобщение | |
Постановка научной проблемы влечет за собой: | 3) | формулировку гипотезы | 4) | выбор метода | |
Психологическое исследование по цели может быть: | 3) | поисковым | 4) | фундаментальным | |
Психология эволюционировала как наука о: | 1) | душе | 2) | сознании | 3) | поведении | 4) | психике | |
Результат научной деятельности, являющийся идеалом научного поиска: | |
Результатом научной деятельности является: | *1) | описание реальности | *2) | объяснение и предсказание явлений | |
Систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления: | |
Соответствие источника получения информации и его характеристика: | 1) | результаты наблюдения жизни человека, экспертные оценки | L-данные | 2) | результаты опросников и других методов самооценок | | 3) | результаты объективных тестов | T-данные | | | Q-данные | |
Соответствие названия группы и входящего в нее метода: | 1) | сравнительный | | 2) | эксперимент | эмпирические | 3) | математико-статистические | способы обработки данных | | | организационные | |
Становление психологии как научной дисциплины включает следующее количество этапов: | |
Существование парадигмы является следующим признаком научной дисциплины: | 1) | консервативность | 2) | зрелость | |
Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, совокупность научных, философских, политических и других идеалов людей: | |
Функции методологии дескриптивного типа: | *1) | функция катализации | *2) | функция развития науки | |
Путь познания, направляющий организацию исследования и предполагающий использование соответствующих приемов и процедур исследования - ... | |
Соответствие основных категорий и их характеристик: | 1) | обобщенная сиситема взаглядов человека на мир в целом, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества | мировоззрение | 2) | высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систематической форме | | 3) | один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание, на процесс его получения | рефлексия | | | философия | |
Функция катализации методологического анализа: | *1) | расширяет кругозор, воспитывает культуру мышления личности ученого | |