Раздел 1. Общее представление о методах психологии

Тема 1.1. Метод и его понятие в психологии

Актуальность развития психодиагностики в современной ситуации социального развития. Определение термина «психологическая диагностика». Психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность. Дифференциальная психодиагностика. Цели и задачи психологической диагностики в различных сферах деятельности (профессиональная; медицинская, производственная, педагогическая, социальная, экспертная и другие).

Взаимосвязь трех понятий: психологическая диагностика, психодиагностический метод, психологический диагноз, Три уровня психологического диагноза по Л.С. Выготскому (эмпирический, этиологический и типологический). «Диагностический обучающий эксперимент» и значение «зоны ближайшего развития» для точности установления психологического диагноза и прогноза.

Психодиагностический метод, его основная направленность и требования к нему (измерительно-испытательный алгоритм, проблема качественной и количественной квалификации изучаемого явления).

Методологические подходы в психодиагностике.

История возникновения психодиагностики как отдельной области знаний. Испытание различных способностей в Древнем Вавилоне, Древнем Египте, Древнем Китае, Индии, Иране как необходимый этап в подготовке к интеллектуальной, общественной и политической деятельности. Школа Пифагора.

Развитие психологической диагностики в работах Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бинэ, Ч. Спирмена. Стэнфордская шкала интеллекта.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение термина «психологическая диагностика» и расскажите о взаимосвязи данной отрасли психологии с другими и с практикой.

2. Назовите теоретические источники возникновения психодиагностики, поясните их взаимосвязь с психодиагностикой?

3. Раскройте взаимосвязь трех понятий: психологическая диагностика, психодиагностический метод, психологический диагноз.

4. Каковы особенности применения психодиагностики в профотборе и профконсультировании?

5. В чем специфика психологического обследования в медико-психологической консультации?

6. Развитие психологической диагностики в работах Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бинэ, Ч. Спирмена. Стэнфордская шкала интеллекта.

7. Психодиагностика и психоконсультирование.

Литература

Основная: (1 – 3).

Дополнительная: (1 – 9).

Тема 1.2. Классификации методов

Классификация психодиагностических методик: подходы к классификации, критерии классификации. Характеристика видов психодиагностических методов и методик, используемых в современной психодиагностической практике.

Тесты. Определение понятия тест. Тесты интеллекта, достижений, креативные тесты и др. Анкеты, личностные опросники. Проективные методы. Психофизиологические методы. Метод наблюдения в естественном эксперименте. Метод обучающего эксперимента. Контент-анализ. Биографические методы. Комплекс методик патопсихологического исследования (Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн). Комплекс нейропсихологических проб А.Р. Лурия (речь, праксис, гнозис). Основные психометрические характеристики теста: стандартизация, валидность, надежность. Статистические методы обработки тестов при сопоставлении 2-х и более групп испытуемых. Математические критерии достоверности, применяемые в психодиагностике. Проблема психодиагностики и математической обработки данных, полученных на больших выборках испытуемых (психодиагностика при массовых исследованиях в социальной психологии и массовые медико-психологические эпидемиологические исследования). Понятие нормы, контрольной группы, группы сравнения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое психодиагностический метод, их классификация?

2. Что такое надежность методики? Назовите виды надежности.

3. Что такое валидность методики? Назовите ее основные виды.

4. Дайте определение понятию «стандартизация методик».

5. Понятие нормы, контрольной группы, группы сравнения.

6. Анкеты, личностные опросники. Проективные методы. Психофизиологические методы. Метод наблюдения в естественном эксперименте. Метод обучающего эксперимента. Контент-анализ. Биографические методы.

7. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики?

8. Каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?

9. Составьте правила диагностирующего интервью.

Литература

Основная: (1 – 3).

Дополнительная: (1 – 9).

Тема 1.4. Уровни психодиагностического исследования

Введение представления о разноуровневости психодиагностического исследования. Определение понятий «индивид», «личность», «душа» как независимых психологических категорий и уровней психодиагностического исследования. Введение блоков – психологических понятий, последовательно раскрывающих уровни «индивид», «личность», «душа». Методическое обеспечение каждого из этих уровней.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы критерии разделения психодиагностирующих методов раскрывающих уровни «индивид», «личность», «душа».

2. Что значит разноуровневости психодиагностического исследования?

3. Определение понятий «индивид», «личность», «душа» как независимых психологических категорий и уровней психодиагностического исследования.

4. Диагностика и корреляция личной тревожности.

Литература

Основная: (1 – 3).

Дополнительная: (4 – 8).

Наши рекомендации