Общение как вид социальных отношений
Исторические феномены общения: исповедь, молитва, покаяние, симпатия, дружба, любовь, квазиобшение. ( М.С. Каган в работе «Мир общения»). Общение в переводе с греческого означает «диалог», субъект – субъектные [S=S], межличностные отношения, в результате которых происходит изменение субъектов. Если предметом коммуникации [S→O] выступает обмен информацией, то предметом общения [S=S] выступают духовные, нравственные, религиозные, художественные ценности, чувства и переживания. Виды общения.
1. Диалог [S =S] учителя и ученика, в котором рождается истина, от греческого майевтика.
2. Исповедь, молитва, покаяние, субъект – субъектные [S=S] светские или религиозные отношения, которые являются откровенным признанием и могут выступать в форме квазиобщения ( диалог с субъектом, созданным в воображении).
3.Дружеские [S=S] отношения, бескорыстные взаимоотношения между людьми. Приятельские [S=S] отношения, не связаны с глубокими чувствами, привязанностями и при таких отношениях отсутствуют взаимные обязательства. Товарищеские отношения определяются исключительно нормами целесообразности. Часто они складываются между людьми в процессе их совместной деятельности и сотрудничества Интимно-личностные: супружеские отношения, возникающие на основе симпатии. Симпатия чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к человеку. Симпатия, как правило, возникает на основе общих взглядов, интересов и ценностей, а также вследствие избирательной положительной реакции на внешность, поведение и черты характера другого человека. Симпатия одного человека к другому проявляется как инстинктивная склонность, чувство внутреннего родства между ними. Выражается в повышенном интересе к человеку, доброжелательности, оказании внимания и помощи.
4.Сотрудничество [S=S] отношения, при котором субъекты способствуют достижению индивидуальных и общих целей. Отношение сотрудничества предполагает признание профессиональной ценности другого человека. Деловые отношения – взаимоотношения, предметом которых выступает дело или общая цель.
Общие нормы деловых отношений. Вежливость – соблюдение принятых правил поведения (приличия). Тактичность - чувство меры. Любезность - предупредительность, готовность оказать внимание, услугу. Деликатность – чуткое отношение к коллегам. Справедливость – объективная оценка деловых качеств партнера. Порядочность – не способность к аморальным поступкам. Толерантность – терпимость к партнерам и подчиненным. Совесть - самооценка личности своих поступков сквозь призму нравственных ценностей. Понятия циник, скептик, ханжество, лицемерие, характеризуют отрицательное отношение к этическим нормам:
Визуальная схема общения - круг. В этой схеме человек, занимает позицию в центре, выступает в качестве дирижера, который не управляет, а согласует действие друзей, сотрудников. В этой схеме отношения строятся по принципу симфонизма, где каждый субъект является необходимым, важнейшим элементом, образующим единое целое. При этом гармоническое соединение множества субъектов происходит на основе профессиональных, этических, эстетических ценностей. Почему в общении возникают конфликты? Как только один из взаимодействующих субъектов становится объектом, возникает конфликт. Средства общения: невербальные 65% и вербальные 35%. Невербальные средства - это язык жестов и телодвижений. Структура невербальных средств: кинесика, такесика, проксемика. Кинесика от древнегреческого – движение, совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения. Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест, как способ передачи информации, может трактоваться по-разному. Такесика — невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.). Проксемика изучает организацию пространства человеком во время общения и коммуникации. Традиционно выделяют 3 зоны отношений. Интимная зона ( от 0 до 45 см). В такую зону допускаются только самые близкие люди. Если же в интимную зону вторгнется незнакомец, человек будет чувствовать себя крайне некомфортно и даже агрессивно. Персональная зона (расстояние между людьми от 45 до 120 см). В персональную зону могут входить не только близкие, но и знакомые люди. На таком расстоянии друг от друга обычно находятся люди, ведущие беседу. Социальная зона (120-140 см) соблюдается между незнакомыми людьми, которые собрались вместе по какому-то поводу. Это может быть пресс-конференция, лекция, семинар или торжественный приём. Публичная зона (от 140 см) – это расстояние, которое соблюдается при взаимодействии человека (выступающего) с большой аудиторией. На таком расстоянии не улавливаются мелкая жестикуляция и движения лица.
Функции общения. Креативная (творческая деятельность) – общение выступает эффективным средством решения творческих проблем. Компенсаторная – общение выступает средством преодоления одиночества. Гуманистическая (воспитательная) – общение выступает формой самосовершенствования личности, приобщение к ценностям другого человека. Праксиологическая – общение выступает эффективным средством деловых отношений.