Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Направление подготовки: 050100.62 «Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: «Психология образования».

Квалификация (степень) выпускника:бакалавр

Форма обучения:очная

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Целью освоения учебной дисциплины «Психологическая служба в системе образования» студентами 4 курса является сформирование представления о службе практической психологии в образовании, видах деятельности практического психолога образования, а также формирование навыков работы практического психолога образования.

1.2. Для реализации поставленной цели в процессе освоения учебной дисциплины «Психологическая служба в системе образования»решаются следующие задачи:

- изучение теоретических основ организации службы практической психологии образования;

- научить студентов критически оценивать различные практические школы, занимающиеся проблемами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей и подростков;

- уметь применять теоретические знания в работе педагога-психолога.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Психологическая служба в системе образования» относится к циклу Б 3.2.3.2 базовой части дисциплин общенаучного цикла ООП ВПО.

2.2. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, формируемые предшествующими дисциплинами: «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Основы психологии труда и профессиональной психологии», «Психодиагностика в сфере образования», «Развитие психологической культуры детей и подростков».

3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

- способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).

В результате освоения дисциплины «Психологическая служба в системе образования» студент должен:

Знать:

- стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи ПКПП-2);

- методы и технологии сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- основы деятельности по организации и проведению психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- методы и технологии взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

- понятие «развивающие учебные ситуации» (ПКПП-7).

Уметь:

- осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- планировать и проводить психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- организовать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

- выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).

Владеть:

- навыком организации стандартных методов и технологий, позволяющих решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи ПКПП-2);

- методами и технологиями сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- основами деятельности по организации и проведению психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- методами и технологиями взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

4. Структура и содержание дисциплины«Психологическая служба в системе образования»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

Наименование разделов, тем дисциплины Содержание разделов, тем
4 курс
Раздел 1Психологическая служба в системе образования
Тема 1. Роль психологической службы в образовании. Служба практической психологии как структура обеспечения развивающего характера образования. Перспективные направления деятельности психологической службы. Уровни управления службой. Факторы развития службы. Основные цели и задачи службы. Структура службы.
Тема 2 Становление психологической службы в системе образования за рубежом. История психологической службы образования Основные цели и задачи службы. Структура службы. Место службы практической психологии в системе образования.
Тема 3 Становление психологической службы в системе образования России. История психологической службы образования в России. Место службы практической психологии в системе образования. Место психолога в образовании. Определение функций психолога образования: нормы и проблемы.
Тема 4 Концепции психологической службы образовательного учреждения. Концепция психологической службы образовательного учреждения И.В. Дубровиной. Концепция психологической службы образовательного учреждения В.Э. Пахальян. Концепция психологической службы образовательного учреждения М.Р. Битяновой. Концепция психологической службы образовательного учреждения Реан.
Тема 5 Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа Психологическая служба дошкольного образовательного учреждения. Психологическая служба специального (коррекционного) образовательного учреждения. Психологическая служба школы. Психологическая служба ВУЗа.
Раздел 2 Деятельность практического психолога образования
Тема 1 Деятельность педагога-психолога в психологических службах образования с различной организационной структурой. Виды образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). История создания психологических центров. Современное положение и тенденции развития. Клиенты ППМС-центров: категории, проблемы, формы обращения. Виды и формы помощи. Вопросы взаимодействия ППМС-центров с образовательными учреждениями и социальными институтами. Эффективность работы и качество услуг ППМС-центров. Виды ППМС – центров. Особенности деятельности педагогов-психологов ППМС – центров. Деятельность педагога-психолога образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Роль педагога-психолога в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Тема 2 Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога. Психологическое просвещение. Психологическая профилактика. Психологическая консультация. Психологическая диагностика. Психологическая коррекция. Психологическое развитие. Экспертная деятельность педагога-психолога. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы педагога-психолога.
Тема 3 Психолого-медико-педагогический консилиум как функциональная единица психологической службы образовательного учреждения. Понятие о ПМПк, его цели и задачи. Этапы психолого-педагогического сопровождения ребенка в рамках деятельности ПМПк. Виды ПМПк. Подготовка к проведению ПМПк.Организация деятельности педагога-психолога в составе ПМПк.
Тема 4 Психолого-медико-педагогическая комиссия как форма психологической службы образования. Современные тенденции работы ПМПК. Цели и задачи ПМПК. Организация работы ПМПК.
Тема 5 Роль педагога-психолога в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Специфика деятельности педагога-психолога ПМПК. Определение функций психолога.
Тема 6 Модели деятельности педагога-психолога. Основные принципы определения приоритетов в работе педагога-психолога. Психолог как субъект практической службы образования. Деятельность педагога-психолога и его социальный статус. Деятельность педагога-психолога и задачи гуманизации образования. Позиция педагога-психолога. Роль специфики образовательного учреждения в разработке модели деятельности педагога-психолога.
Раздел 3 Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
Тема 1 Организационно-правовые аспекты работы психолога в образовательном учреждении. Практический психолог как специалист образования. Должностные обязанности педагога-психолога. Документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога. Нормативные документы об использовании рабочего времени педагога-психолога. Обоснование необходимости расчета временных затрат в деятельности психолога. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога.
Тема 2 Документация психологической службы. Принципы ведения документации. Документы отчета и учета работы: план работы педагога-психолога образовательного учреждения; заключение по результатам проведенного психодиагностическо­го исследования; журнал консультаций психолога; журнал учета групповых форм работы; карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.Программа работы педагога-психолога с группой. Программа коррекционно-развивающих занятий.Документы анализа деятельности: Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год. Статистический отчет о работе педагога-психолога за полугодие (год). Аналитическая справка о продуктивности деятельности педагога-психолога. Документы конфиденциального характера
Тема 3 Специфика организации рабочего кабинета психолога образования. Общие положения о кабинете педагога-психолога. Методическое обеспечение работы педагога-психолога. Организационное и материально-техническое оснащение. Организация пространства. Температурный режим. Звукоизоляция. Световое и цветовое оформление. Специфическое оформление интерьера. Музыкальное оформление.
Раздел 4Практический психолог как профессионал и как личность
Тема 1 Требования, предъявляемые к личности педагога-психолога. Современные требования к психологу. Личностные качества, несовместимые с работой психолога. Основные типы психологов. Трудности адаптации молодого специалиста. Профессиональный статус психолога. Правовой статус педагога-психолога. Ответственность, права и обязанности работника психологической службы. Возможности повышения статуса практических психологов.
Тема 2 Требования, предъявляемые к профессиональным умениям педагога-психолога. Психограмма профессии психолога. Модель необходимых знаний, умений и профессионально важных качеств. Специальные требования, предъявляемые к психологу-консультанту во время различных видов психологического консультирования. Динамика профессионального самосознания психолога-практика.
Тема 3 Профессионально-этические принципы работы практического психолога образования. Этические проблемы работы психолога. Профессионально-этические принципы работы практического психолога образования. Этические стандарты психолога.  

Содержание самостоятельной работы и формы ее контроля

Наши рекомендации