Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Направление подготовки: 050100.62 «Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки: «Психология образования».
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Форма обучения:очная
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Целью освоения учебной дисциплины «Психологическая служба в системе образования» студентами 4 курса является сформирование представления о службе практической психологии в образовании, видах деятельности практического психолога образования, а также формирование навыков работы практического психолога образования.
1.2. Для реализации поставленной цели в процессе освоения учебной дисциплины «Психологическая служба в системе образования»решаются следующие задачи:
- изучение теоретических основ организации службы практической психологии образования;
- научить студентов критически оценивать различные практические школы, занимающиеся проблемами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей и подростков;
- уметь применять теоретические знания в работе педагога-психолога.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Психологическая служба в системе образования» относится к циклу Б 3.2.3.2 базовой части дисциплин общенаучного цикла ООП ВПО.
2.2. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, формируемые предшествующими дисциплинами: «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Основы психологии труда и профессиональной психологии», «Психодиагностика в сфере образования», «Развитие психологической культуры детей и подростков».
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:
- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
- способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
- способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).
В результате освоения дисциплины «Психологическая служба в системе образования» студент должен:
Знать:
- стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи ПКПП-2);
- методы и технологии сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
- основы деятельности по организации и проведению психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
- методы и технологии взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
- понятие «развивающие учебные ситуации» (ПКПП-7).
Уметь:
- осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
- планировать и проводить психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
- организовать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
- выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).
Владеть:
- навыком организации стандартных методов и технологий, позволяющих решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи ПКПП-2);
- методами и технологиями сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
- основами деятельности по организации и проведению психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
- методами и технологиями взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).
4. Структура и содержание дисциплины«Психологическая служба в системе образования»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
Наименование разделов, тем дисциплины | Содержание разделов, тем |
4 курс | |
Раздел 1Психологическая служба в системе образования | |
Тема 1. Роль психологической службы в образовании. | Служба практической психологии как структура обеспечения развивающего характера образования. Перспективные направления деятельности психологической службы. Уровни управления службой. Факторы развития службы. Основные цели и задачи службы. Структура службы. |
Тема 2 Становление психологической службы в системе образования за рубежом. | История психологической службы образования Основные цели и задачи службы. Структура службы. Место службы практической психологии в системе образования. |
Тема 3 Становление психологической службы в системе образования России. | История психологической службы образования в России. Место службы практической психологии в системе образования. Место психолога в образовании. Определение функций психолога образования: нормы и проблемы. |
Тема 4 Концепции психологической службы образовательного учреждения. | Концепция психологической службы образовательного учреждения И.В. Дубровиной. Концепция психологической службы образовательного учреждения В.Э. Пахальян. Концепция психологической службы образовательного учреждения М.Р. Битяновой. Концепция психологической службы образовательного учреждения Реан. |
Тема 5 Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа | Психологическая служба дошкольного образовательного учреждения. Психологическая служба специального (коррекционного) образовательного учреждения. Психологическая служба школы. Психологическая служба ВУЗа. |
Раздел 2 Деятельность практического психолога образования | |
Тема 1 Деятельность педагога-психолога в психологических службах образования с различной организационной структурой. | Виды образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). История создания психологических центров. Современное положение и тенденции развития. Клиенты ППМС-центров: категории, проблемы, формы обращения. Виды и формы помощи. Вопросы взаимодействия ППМС-центров с образовательными учреждениями и социальными институтами. Эффективность работы и качество услуг ППМС-центров. Виды ППМС – центров. Особенности деятельности педагогов-психологов ППМС – центров. Деятельность педагога-психолога образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Роль педагога-психолога в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). |
Тема 2 Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога. | Психологическое просвещение. Психологическая профилактика. Психологическая консультация. Психологическая диагностика. Психологическая коррекция. Психологическое развитие. Экспертная деятельность педагога-психолога. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы педагога-психолога. |
Тема 3 Психолого-медико-педагогический консилиум как функциональная единица психологической службы образовательного учреждения. | Понятие о ПМПк, его цели и задачи. Этапы психолого-педагогического сопровождения ребенка в рамках деятельности ПМПк. Виды ПМПк. Подготовка к проведению ПМПк.Организация деятельности педагога-психолога в составе ПМПк. |
Тема 4 Психолого-медико-педагогическая комиссия как форма психологической службы образования. | Современные тенденции работы ПМПК. Цели и задачи ПМПК. Организация работы ПМПК. |
Тема 5 Роль педагога-психолога в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). | Специфика деятельности педагога-психолога ПМПК. Определение функций психолога. |
Тема 6 Модели деятельности педагога-психолога. Основные принципы определения приоритетов в работе педагога-психолога. | Психолог как субъект практической службы образования. Деятельность педагога-психолога и его социальный статус. Деятельность педагога-психолога и задачи гуманизации образования. Позиция педагога-психолога. Роль специфики образовательного учреждения в разработке модели деятельности педагога-психолога. |
Раздел 3 Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования | |
Тема 1 Организационно-правовые аспекты работы психолога в образовательном учреждении. | Практический психолог как специалист образования. Должностные обязанности педагога-психолога. Документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога. Нормативные документы об использовании рабочего времени педагога-психолога. Обоснование необходимости расчета временных затрат в деятельности психолога. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога. |
Тема 2 Документация психологической службы. | Принципы ведения документации. Документы отчета и учета работы: план работы педагога-психолога образовательного учреждения; заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования; журнал консультаций психолога; журнал учета групповых форм работы; карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.Программа работы педагога-психолога с группой. Программа коррекционно-развивающих занятий.Документы анализа деятельности: Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год. Статистический отчет о работе педагога-психолога за полугодие (год). Аналитическая справка о продуктивности деятельности педагога-психолога. Документы конфиденциального характера |
Тема 3 Специфика организации рабочего кабинета психолога образования. | Общие положения о кабинете педагога-психолога. Методическое обеспечение работы педагога-психолога. Организационное и материально-техническое оснащение. Организация пространства. Температурный режим. Звукоизоляция. Световое и цветовое оформление. Специфическое оформление интерьера. Музыкальное оформление. |
Раздел 4Практический психолог как профессионал и как личность | |
Тема 1 Требования, предъявляемые к личности педагога-психолога. | Современные требования к психологу. Личностные качества, несовместимые с работой психолога. Основные типы психологов. Трудности адаптации молодого специалиста. Профессиональный статус психолога. Правовой статус педагога-психолога. Ответственность, права и обязанности работника психологической службы. Возможности повышения статуса практических психологов. |
Тема 2 Требования, предъявляемые к профессиональным умениям педагога-психолога. | Психограмма профессии психолога. Модель необходимых знаний, умений и профессионально важных качеств. Специальные требования, предъявляемые к психологу-консультанту во время различных видов психологического консультирования. Динамика профессионального самосознания психолога-практика. |
Тема 3 Профессионально-этические принципы работы практического психолога образования. | Этические проблемы работы психолога. Профессионально-этические принципы работы практического психолога образования. Этические стандарты психолога. |
Содержание самостоятельной работы и формы ее контроля