И зарубежной психологии
Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Личностное сознание – сознание, присущее личности. Личноcтное сознание – это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Личностное сознание как психический процесс рождается, развивается и умирает вместе с личностью
Самосознание – высший уровень развития психики ч-ка, заключающийся в осознании и оценке ч-ом своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе.
Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мира, познание своего внутреннего мира. Важным фактором формирования отношения ч-ка к самому себе явл. др. люди. Самосознание формируется в результате общения с др. людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия возникают такие образования самосознания, как профессиональное, религиозное и национальное самосознание.
Самосознание личности выражается в её Я-концепции.
Я-концепция – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с др. людьми и относится к себе.
Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.
13.Современные исследования Я-концепции
Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента:
• когнитивный – «образ Я»;
• эмоционально-ценностный, аффективный;
• поведенческий.
Понятие Я-концепции родилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности (Э. Эриксон). Однако первые разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу (1991), разделившему глобальное личностное «Я» (Self) на взаимодействующее Я-сознающее (I) и Я-как объект (Me).
Я-концепция – целостное образование, имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты, отличается сложным уровневым строением, по-разному понимаемое различными авторами.
В современной психологии личности можно выделить четыре основных подхода к теоретическим моделям Я-концепций:
• номотетический (A. Ross; M. Parker; L. M. Soares & A. J. Soares) – Я-концепция рассматривается как одномерный конструкт, описательные характеристики которого в различных сочетаниях используются для объяснения поведения;
• иерархический (Р. Бернс; А. В. Захарова; И. И. Чеснокова; R. J. Shavelson; R. Bolus) – различные грани Я-концепции выстраиваются следующим образом: в основании находятся частные Я-концепции, вершиной является общая Я-концепция. Общая Я-концепция наиболее стабильна;
• таксономический (B. A. Bracken; K. K. Howell) – Я-концепция выстроена как серия нескольких высокоспецифических факторов, причем грани Я-концепции относительно независимы друг от друга, хотя существует и некий основной фактор;
• компенсирующий или уравнивающий (L. M. Soares & A. J. Soares) – поддерживается предположение о существовании общего фактора Я-концепции. Более низкий статус одной грани может быть компенсирован более высоким статусом другой (например, отсутствие восприятия успеха в одной области связано с восприятием успеха в другой).
Отечественные и зарубежные авторы едины во мнении, что развитие Я-концепции характеризуется двумя чертами:
• возрастающей концентрацией на внутреннем мире, отражающей растущую способность и интерес к рефлексии личных чувств и мыслей,
• дифференциацией граней Я-концепции в процессе развития.
Таким образом, развитие Я-концепции идет в направлении от физического и конкретного к психологическому и абстрактному, от ситуационных объяснений поведения к стабильным личностным диспозициям.
8. Свойства ощущений и восприятия, их учет в журналистской практике
Характеристика восприятия , этапы: 1) ощущение 2) восприятие 3) мышление . ощущение - первое соприкосновение чел с действительностью, одна сторона предмета.Восприятие - не фотографичное ощущение предмета.в восприятие в действие вступает специфика чел., оно субъективно и уникально на него влияют факторы. апперцепция - зависимость восприятия от психологии жизни. Восприятие может быть искаженным и неисхоженным. Фильтр восприятия - пропускает и перерабатывает инф.В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. Мышление—посредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними..Сознание чел.- может быть рассмотрено как единство 3х сторон: 1) реальность 2) социокультурных 3) знания кот. обладает индивид.Соц установка - определяет отношение поведения чел. Факторы : 1)соц. фактор - идеологические нормы и социальные ценности .Материал проход через фильтр соц... установок.Соц. установка - это первый фильтр препятствующий проникновению лишней информации. стереотипы - вид соц.... установки где знание носит не полный характер. Предрассудки - вид соц... установки , извращенный или не соответствующий действительности с низким уровнем критичности. сбить соц.... установку ( рассматривание установки-сомнений- конвергенция взглядов). а) разоблачение взглядов б) новое знание о предмете в) шоко терапия г)целенаправленная пропаганда. Этапы установки: 1) поисковые операции, возник. предварительная оценка инф.2) собственное восприятие установок ( принцип настороженности). 3) принцип резонанса(резонанс - стимулы, релевантные потребностям или ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответственные им?????? ) 4) принципы защиты - несвязная инф осознает медленно или отвергается.Парадокс ля Пьера : при общности соц... установок люди, тем не менее , по разному воспринимают материал , по причине социально -психологических и социальных факторов :1) национальный фактор 2) социально-психологический фактор 3) психофизиологический фактор( это психа физиолог. свойства личности).
9 Внимание и память
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности. Еще в большей степени это относится к памяти. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности. В более развитых формах — образной и логической — деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Следовательно, всякая деятельность — это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
Внимание
-процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой информации. Отбор информации зависит от наших потребностей и интересов.
Внимание может быть:
1.Непроизвольное- возникает само собой, вызывает степень неожиданного раздражителя, сильный эмоциональный отклик.
2.Произвольное- сосредоточение на определенной информации, требующее усилие.
3. Послепроизвольное- вызывается через вхождение в деятельность и возникает всвязи с этим интересом. При этом снижается напряжение, усталость. Внимание может так же быть:
1. Концентрированное- степень сосредоточенности внимания на объекте.
2. Переключающееся- намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Объем внимания у человека обычно ограничен количеством объектов.
3. Распределяющееся- возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов или выполнять несколько видов деятельности.
4. Устойчивое- выражается в длительности сосредоточенного внимания на объекте. Исследования Теплова и Небылицына показали, что устойчивость внимания зависит от качества нервной системы (со слабой нервной системой трудно сосредоточиться). Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию, тренировкам.
Память.
Память относится к одной из основ психической жизни личности. Без памяти невозможно мышление.
Память – это система, включающая в себя процессы запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации.
Виды памяти:
— образная (зрительная, слуховая);
— словесно-логическая (сохранение системных понятий, связанных логической цепочкой);
— эмоциональная (память на чувства);
— двигательная.
По времени действия память бывает:
— кратковременной;
— долговременной.
Запоминание бывает 3 форм:
— запечатление — прочное и точное сохранение в памяти в результате одноразового представления материала, связано с сильными эмоциями (стресс, аффект). Образ, который запечатлевается, называется эйдетическим (одновременно и в деталях и общий);
— произвольное запоминание – ведущая форма запоминания. Связано с формированием навыков, умений. Разновидностью произвольного запоминания является заучивание – специально организованное мнемозическое действие. Заучивание:
? механическое;
? смысловое.
Также заучивание бывает:
? дословное;
? близкое к тексту;
? смысловое;
— непроизвольное запоминание (сохранение информации в памяти в результате многократного повторения).
Забывание
– это либо безвозвратная утрата инф-ции, либо невозможность её извлечения. При обычных условиях инф-ция в здоровом мозге хранится очень долго. Забывание может быть временным, ситуационным, внезапным, …, частичным или избирательным.
Факторы забывания:
1.Время. Меньше часа требуется половину механически заученного материала. Чем больше времени инф-ция находится в психике, тем глубже забывание. Но парадокс: пожилые люди могут помнить давние события, но не помнить о только что произошедших. Это закон Пито – закон обратного хода памяти.
2.Активное использование имеющейся инф-ции. Забывается то, в чём нет постоянной потребности.
3.Работа защитных механизмов психики. Защ. механизмы вытесняют из сознания в подсознание травмирующие впечатления, то что нарушает психич. равновесие.
Процесс забывания (по-разному, 2 аспекта):
1.Для сенсорной памяти – интерференция, т.е. стирание следов ушедшей инф-ции и появление новой.
2.Для долговременной памяти – нарушение … в рез-те воздействий. Забывание часто связано с невозможностью извлечь инф-цию из…(спец.ср-ва: гипноз, электр.раздражение)
10Интеллект: структура, функции, индивидуальные особенности.
Мышление и интеллект.
Мышление – это самый сложный высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи).
Социальная сущность мышления – преемственность накопленных человечеством знаний.
Формы мышления:
Понятие отражает единичное и особенное, являющееся всеобщим. Это и форма мышления, и особое мыслительное действие (предметное действие). Бывает интерическим (конкретным) и абстрактным (теоретическим). Формируется в общественной жизни.
Сужение – это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение либо отрицание чего-либо истинное или ложное.
Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии. Индуктивный–логический вывод от частному к общему. Дедуктивный – вывод от общего к частному.
Механизм и способы мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение.
Сравнение – это наиболее элементарный процесс. Индивидуально определяет сходства и различия.
Анализ – мысленное разделение предметов на части, свойства.
Абстракция – выделение общ.признаков и отличие их от других.
Общение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Интеллект – это способность к мышлению. Подразделяют на сенсомоторный (первично) и символический.
Интеллект:
1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
2) система всех познавательных способностей;
3) способность к решению проблем без проб и ошибок в уме;
4) Векселлер: глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами;
5) способность индивида адаптироваться к окружающей среде;
6) Р. Хаббард: способность постигать, ставить и решать проблему.