Формализация экономического эффекта образовательных программ для наиболее одаренной части населения

Теперь заложены необходимые основания, чтобы оценить экономическую эффективность программ, направленных на образование наиболее одаренной части населения. Теоретически можно допустить два пути действия этих программ.

Во-первых, можно пытаться достичь повышения способностей участников, т.е. как бы сдвинуть вправо на графике наиболее способную часть населения. Хотя повышение способностей очень заманчиво и многие программы декларируют его в качестве своей цели, все же сегодня не существует убедительных данных о том, что эта цель реально достижима. Независимая оценка так называемых программ когнитивного обучения (cognitive education), направленных на повышение когнитивного уровня людей, не выявляет того эффекта, на который рассчитывают их разработчики (Loarer, Chartier, Huteau, Lautrey, 1995; Shayer, 1987).

Сказанное не означает, что интеллект в принципе не поддается развитию. Психогенетические исследования показывают, что, хотя интеллект и является в значительной степени генетически обусловленным свойством, все же от 20 до 50% его дисперсии определяет окружающая среда (Егорова, 1995; Bouchard, 1997). Однако сегодня психологи еще недостаточно владеют средствами целенаправленного воздействия на него, поэтому такой вариант в модели рассматриваться не будет. Понятно, что принятие этого варианта повысило бы итоговые оценки эффективности программ.

Во-вторых, программы работы с одаренными могут быть нацелены на увеличение возможностей реализации их потенциала при неизменном уровне интеллекта. В модели это может быть представлено в виде смещения в сторону более высоких значений продуктивности наиболее способной части населения.

Этот вариант является более реалистичным, поскольку хорошо поставленное образование одаренных, даже не повышая их способности, тем не менее позволяет вступить на путь устойчивой профессионализации и добиться на нем успехов.

Если увеличить эффективность 5% наиболее одаренного населения на 50%, то увеличение экономических достижений может быть посчитано следующим образом.

Найдем 95% квантиль нашего распределения

Формализация экономического эффекта образовательных программ для наиболее одаренной части населения - student2.ru

Тогда:

Формализация экономического эффекта образовательных программ для наиболее одаренной части населения - student2.ru

Таким образом, можем сказать, что если увеличить эффективность Формализация экономического эффекта образовательных программ для наиболее одаренной части населения - student2.ru наиболее одаренного населения на Формализация экономического эффекта образовательных программ для наиболее одаренной части населения - student2.ru , то увеличение экономических достижений составит Формализация экономического эффекта образовательных программ для наиболее одаренной части населения - student2.ru для всей страны в целом.

Количественная оценка экономического эффекта программ развития одаренных детей произведена для различных сценариев по охвату населения и по эффективности программ в плане реализации потенциала одаренных людей. Расчеты осуществлены для охвата от 0 до 5% населения и для трех вариантов образовательной эффективности. Результаты приведены на Рис. 1.8.

Формализация экономического эффекта образовательных программ для наиболее одаренной части населения - student2.ru Формализация экономического эффекта образовательных программ для наиболее одаренной части населения - student2.ru Формализация экономического эффекта образовательных программ для наиболее одаренной части населения - student2.ru

Рис. 1.8. Количественная оценка экономической эффективности образовательных программ для наиболее одаренной части населения

Насколько велики полученные численные значения эффекта? Эти цифры представляются очень существенными и заведомо превышают все разумные расходы на программы образования одаренных детей и даже на все образование страны в целом. Конечно, они не настолько велики, чтобы ликвидировать отставание России от ведущих стран в плане экономического развития, однако в абсолютном выражении составляют десятки миллиардов рублей в год.

Очевидно, что вторая производная функции прироста ВВП при увеличении охвата населения является отрицательной, то есть при увеличении охвата отдача от программ в пересчете на душу населения снижается. Это означает, что наибольшего экономического эффекта следует ожидать от работы с достаточно узкой прослойкой интеллектуальной элиты. Тем не менее при пятипроцентном охвате экономическая эффективность программ продолжает оставаться очень высокой.

Наши рекомендации