Наши технические изобретения
Их немного. И они не такие уж яркие. Но мне хочется о них рассказать – потому что они сыграли существенную роль в нашей семейной истории. И были важными элементами домашней развивающей среды.
Начну с простой штуки, которой и по сей день радуюсь. Она колоссально облегчила нашу жизнь в таком важном аспекте, как поддержание чистоты в квартире.
Когда к нам приходят гости, мы их сразу предупреждаем: «Обувь, пожалуйста, оставляйте до черты». И показываем на приколоченную к полу поперек коридора реечку. Все очень просто: уличная обувь с песком и грязью отделена от остальной части квартиры. Удобно потрясающе! Особенно когда в семье четверо детей и двое взрослых. Да и когда трое детей и один взрослый, тоже очень удобно.
Второе мое изобретение не столь радикально облегчило нашу семейную жизнь, но тоже помогло изрядно. И тоже совсем простая штуковина. Вроде бы, мелочь, но сейчас даже трудно представить себе наш дом без нее.
Я обратил внимание, что маленькому ребенку не дотянуться до выключателя света. Каждый раз, когда малышу нужно было в туалет или в ванную, или включить свет на кухне, ему приходилось просить о помощи кого-то из взрослых. И тогда я укрепил около выключателя палку на веревочке. Выключатели у нас клавишные, переключаются очень легко. Теперь детишкам стало удобно. И нам с женой теперь не надо было каждый раз ходить и включать-выключать свет. Да и забава новая появилась у крох: щелкать выключателем и наблюдать, как зажигается и как гаснет свет. Весьма развивающее занятие.
Освещение вообще штука интересная. Особенно если оно цветное. Мне как-то с самого начала казалось очевидным, что моим детям было бы интересно и полезно, если бы у нас в доме имелись цветные осветители. Типа как в цирке или в театре.
Удачно купив в магазине четыре фонаря для фоторабот, я заменил в них красные стеклянные светофильтры на светофильтры из цветного пластика (они не бьются, дают хорошие цвета и нормальную яркость). Куски тонкого цветного пластика мне подарил кто-то из друзей. И получилось четыре классных осветителя: красный, желтый, синий и зеленый.
Многие годы эти цветные фонари были очень важной частью обстановки. Ведь как интересно выключить общий свет и в темноте зажечь один или несколько цветных фонарей! В сумерках комнаты неяркое цветное освещение создает атмосферу таинственности, мистичности, загадочности. А если еще и музыку включить…
Со временем я смастерил пульт из четырех клавишных выключателей – чтобы дети могли включать-выключать фонари максимально удобно. Обычно осветители стояли на высокой полке, и поначалу мне самому приходилось щелкать выключателями.
Иногда мы снимали цветные фонари с полки и расставляли в разных местах квартиры – особенно когда устраивались театральные постановки. И для игр в космические путешествия они тоже годились.
Потом мы наигрались в цветное освещение – дети выросли. Фонари убраны в коробку и ждут – вдруг они снова кому-нибудь понадобятся, вдруг возникнут новые идеи по их применению… А может, их на дачу отвезти?
Магия пространства
Год за годом обустраивая свою квартиру, приспосабливая ее к нуждам моих детей, развиваясь как педагог и как художник, я учился все более тонко чувствовать нюансы расположения предметов, нюансы цветовых сочетаний, особенности функциональной организации игровой среды. Мне стали приоткрываться удивительные тайны пространства.
Когда я работаю над картиной, то все создаю сам – от общей идеи до мельчайших деталей. В квартире не так. Многое уже жестко задано: размеры и формы комнат, высота потолков, планировка всей квартиры, расположение окон, дверей, розеток, сантехники… Нужно вписаться в это пространство, использовав его максимально гармонично. Нужно учесть и функциональность, и эстетику, и психологическое воздействие интерьера, и специфику детского мироощущения…
Я подходил ко всему этому чисто практически – от собственных ощущений, от предложений детей, от наличных возможностей. И всегда старался выделять, что важно в первую очередь.
Скажем, хорошо бы покрасить окна. Хорошо бы, но не так уж это срочно и важно. А вот поскорее соорудить большой загон для любимого домашнего крысенка Шусика – это нельзя откладывать! И пораскрашивать стены – это тоже не будем откладывать (если пришло вдохновение).
Для себя я так сформулировал концепцию: мой дом – это детский развивающий центр. И строил все пространство исходя из данной концепции.
В нашем детском развивающем центре можно увидеть «части»: спортивный зал, мастерская, школьный класс, художественная студия, музыкальная студия, места для отдыха, спальни, папин рабочий кабинет (кухня), склад вещей, столовая, место для игр с водой и купания, игровая комната, компьютерный класс… И все сие в малогабаритной двухкомнатной квартире.
Когда я стал осмыслять устройство нашего дома, условно выделяя в нем только что перечисленные «части», мне стало гораздо удобнее видеть систему. Стало удобнее видеть и ощущать единство в организации помещения, в расположении предметов, в проведении учебных занятий, игр и спортивных тренировок. А системное видение дает большие преимущества. Мы уже не мечемся в хаосе разрозненных действий, а движемся в соответствии с достаточно четкой стержневой линией.
Много лет я переживал, что не могу обустроить наш дом так хорошо, как хотелось бы. Но потом как-то успокоился, поняв, что и в той реальной ситуации, в которой мы находимся, можно делать очень многое. А идеального совершенства не достичь никогда.
Наверное, многие люди, увидев наш дом, не заметили бы в нем никакой художественной или дизайнерской мысли. В коридоре и в кухне линолеум капитально состарился, оконные рамы и подоконники выглядят почти допотопно, во многих местах обои ободраны… Но тут же висят наши жизнерадостные картины, пол и стены разрисованы моими детьми, а за окном – прекрасный вид на запад (небо в Питере на заходе солнца всегда интересное).
Знаете, я вовсе не сторонник так называемой «эстетики безобразного». Но научился жить рядом со многими эстетическими и функциональными неурядицами. А кроме того, мы в процессе! Стены с ободранными обоями ждут нашего вдохновения. Да и сейчас они не такие ужасные. Их ободранность психологически не мешает. Вполне симпатично так ободрано.
На мой взгляд, магия интерьера зависит в первую очередь не от внешней «красивости», а от чего-то невыразимого, тонкого, волшебного. Этого не сказать словами, но это можно почувствовать. Законы магии пространства неформулируемы. Но они реально существуют.
Я могу день за днем наблюдать тончайшие нюансы освещения. Утром солнце приходит в выходящую на восток большую комнату. Там делается тепло и светло. Солнечные пятна медленно движутся по полу и по стенам. Когда-то, кстати, мы держали наших малышей в солнечном пятне от открытой форточки – так они понемногу загорали уже в феврале-марте. Холодный воздух от форточки идет вниз, а ребеночку тепло и удобно лежать на руках у папы или мамы, дрыгать ручками и ножками и принимать солнечные ванны.
Когда делается теплее, можно открыть все окно и устроить пляж прямо в комнате. Надо лишь закрыть дверь – чтобы не было сквозняка. Тем более удобно, что можно буквально ловить солнечные минуты – в нашем питерском климате это очень существенно.
Вообще-то раньше я был совсем невосприимчив к особенностям различных пространственных и цветовых соотношений в интерьере, к особенностям различных мест и различного освещения, к дизайну предметов… Но в процессе обустройства нашего домашнего развивающего центра я развил в себе такую чувствительность.
Когда говорят о педагогике, то часто употребляют такие слова, как «эффективность», «полезность», «порядок»… Но сейчас мне хочется посмотреть с другой позиции. «Магия пространства», «мистичность», «иррациональность», «психологическая глубина»… – вот какие слова хочется употребить. Чтобы быть правильно понятым, я пытаюсь более конкретно сформулировать, что же я понимаю под магией пространства. И нахожу такие слова: «безграничность возможностей».
В самом деле! Исследуя любую сферу деятельности, человек открывает в ней все больше и больше возможностей. Так физик благоговеет перед многообразными математическими методами и системой физических моделей. А музыкант погружается в стихию звуков, овладевая все более и более тонкими и точными их сочетаниями. Художник, изучая возможности красок и линий, вырывается на простор поистине космического масштаба – так много вариантов и сочетаний хочется воплотить. Кто-то расширяет свой диапазон движений – изучает танец или тай-цзи, или какой-то вид спорта…
При изучении пространства, при его чувственном постижении тоже происходит прорыв в безграничность – начинаешь осознавать и буквально физически ощущать неисчерпаемость его возможностей. Происходит уход от состояния с ограниченным набором стереотипных вариантов использования пространства в состояние постоянного творческого взаимодействия с пространственными соотношениями.
Вы, уважаемые взрослые, пробовали забраться с ребятенышем под стол? А проползти между ножками поставленных в ряд стульев? А лечь на пол посреди комнаты и задрать ноги к люстре? А посидеть на шкафу?
Все это практические методы исследования возможностей и особенностей пространства, методы развития в себе соответствующей чувствительности. Играя с детьми, очень легко «войти в тему». Это тренинг, усиливающий креативность. Можно и еще более умные слова придумать, чтобы оправдать пробуждающегося в себе ребенка, который начинает рваться наружу, ломая внутренние барьеры и привычные стандарты.
Недавно моя младшая дочка предложила снять висевшие в кухне уже, наверное, лет тридцать лески для сушки белья. Они располагались высоко и совсем не мешали, вроде бы. Их почти не было видно. Что в них такого? Я отрезал лески и порадовался: как же изменилось пространство кухни! Насколько стало свободнее, просторнее, легче, выше! А ведь такая, казалось бы, ерунда…
Из таких вот моментов и переживаний постепенно и выстраивается обстановка дома. Каждое место приобретает свою функциональность. Мы замечаем, что спать удобнее здесь, а читать – там, а учиться – за этим столом… Со временем что-то меняется в наших предпочтениях. И ведь всегда можно попробовать!
Чтобы ощутить магию пространства, с ним нужно экспериментировать. Например, старшая дочка одно время на ночь укладывалась спать каждый раз в разных местах квартиры: в комнатах, в кухне и даже в коридоре. А что?! Это интересный опыт, почти приключение для ребенка. Матрас можно положить куда угодно и повернуть как угодно. Надо лишь всех предупредить – чтобы ночью никто не наступил случайно.
Некоторые люди в ужасе восклицают: «Как?! Спать на полу?! Бедные дети!» Но что тут ужасного, я совершенно не понимаю. Вопросов здесь три: чтобы было тепло, чтобы было мягко, чтобы было чисто. Все три решаются без проблем. Кстати, как люди спят в туристических походах? И, между прочим, на пользу здоровью идет.
Другое дело, кому-то нравится спать на полу, а кому-то не нравится. Тут уж дело вкуса и привычки. В любом случае, по-моему, следует понимать, что спальное место – это не догма, а нечто, допускающее творческие трактовки. Да и где в маленькой квартире размещать развивающую среду, если поставить там кровати для шестерых человек?!
Был такой курьезный случай. У нас в гостях побывал мальчик одиннадцати лет. И очень воодушевился идеей спать на полу. На следующий же день, пока мама и папа были на работе, он вынес свою кровать на помойку. Вечером мама организовывала перенесение кровати с помойки обратно и объясняла сыну, что в их семейном пространстве подобные нововведения пока излишни.
А про себя я помню, как мне было интересно и необычно укладываться спать на разные места в частном детском развивающем центре, который я иногда сторожил по ночам. Берешь гимнастический мат и тащишь его куда-нибудь, поворачиваешь его как-нибудь – вот и постель. Два этажа со множеством залов и комнат открывают большой простор для экспериментов. Прекрасные впечатления!
Магию пространства можно изучать бесконечно и самыми разными методами. Для меня главным методом стала игра с детьми в этом самом пространстве. Данный способ прост и универсален. И рано или поздно пространство делается живым и творчески наполненным.