Технические изобретения людей первых цивилизаций, постройка пирамид.

Владели парусом, знали колесо (гончарный круг), умели делать стеклянные изделия, изделия из меди (5 тыс. лет до н.э.), придумали бронзу, железо ( в конце 2 тыс-ия, первые использовали армяне), достижения в строительстве (храмы).

2 пол. 2 тыс.: храмы в Лукоре (Египет), Карнаке, Скалке.

3-4 век – китайцы построили Китайскую стену (4000 км – длина, высота 6 м, ширина 8 м).

2800 г. до н.э. – начало строительства пирамид (в основании квадрат со стороной 240 м, строились 20 лет и строило их 100 тыс. человек, высотой 147 метров, сложенное из многотонных каменных блоков).

Семь чудес света»

1)Пирамида Хеопса, великая пирамида в Гизе (Египет)

2)Висячие сады Семирамиды

3)Храм Артемиды в Эфесе

4)Статуя Зевса в Олимпии

5)Александрийский маяк

6)Колосс Родосский

7)Мавзолей Мавзола в Галикарнасе

СТАТУЯ ЗЕВСА В АФИНАХ

Это статуя бога, в честь которого проводились древние Олимпийские Игры. Она

располагалась в Олимпии, которая и дала свое название играм. Во время игр

войны прекращались, и атлеты приходили из Азии, Сирии, Египта, и Сицилии,

чтобы поучаствовать в Олимпийских играх и поклониться Зевсу.

Место: В древнем городе Олимпия, на западном побережье современной

Греции, около 150 км к западу от Афин.

История: Великолепный храм Зевса была задуман архитектором Либоном

и был построен около 450 г. до н.э. Из-за возрастающей мощности древней Греции,

простой стиль дорического храма казался слишком светским, и потребовались

некоторые изменения. Было решено поставить величественную статую. Афинский

скульптор Фидий был назначен главным архитектором осуществления этой задачи.

В течение нескольких лет храм привлёк посетителей и поклонников со всего

мира. В первом столетии римский император Калигула попытался переместить

статую в Рим. Тем не менее, его попытка потерпела неудачу. После того, как

Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием, храм был

закрыт.

Олимпию и далее подстерегали неудачи - землетрясения, обвалы, пожары и

наводнения, вследствие этого храм был значительно поврежден. Раньше этого

статуя была перемещена богатыми греками в дворец Константинополя. Там она

сохранялась, пока не была уничтожена серьезным пожаром в 462 году. Сегодня от

статуи осталась только пыль...

Фидий начал закладывать статую около 440 г. до н.э. Годом раньше, он

разработал технику, чтобы подготовить огромное количество золота и слоновой

кости для строительства. Там он ваял и резал части статуи, прежде чем они

могли быть собраны в единое целое в самом храме.

Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме.

Страбо писал: «.хотя сам храм - очень большой, скульптор критикуется за то,

что не учёл реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса

посаженным на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас

было впечатление, что если Зевс встанет, то упрётся головой в крышу храма».

Страбо был прав - этот впечатляющий размер сделал статую такой замечательной.

База статуи была почти 6,5 метров шириной и 1 метр высотой. Сама высота

статуя была высотой 13 метров, эквивалент современного 4-этажного здания.

Ножки трона были украшены сфинксами и крылатыми фигурами Победы. Греческие

боги и мифические персонажи также украсили сцену (Аполлон, Артемида, и дети

Ниобия). Грек Паусаниус писал: «На его голове венок из оливковых веток. Его

правая рука, в которой он держит фигуру Победы, сделана из слоновой кости и

золота... В левой руке он держит скипетр, инкрустированный несколькими типами

металла, и орла, усевшегося на скипетр. Его сандалии сделаны из золота, как и

его халат. Трон украшался золотыми, драгоценными камнями, черным деревом, и

слоновой костью».

Были сделаны и копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия). Ни

одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние

реконструкции, как например, Эрлаха, как теперь полагают, являются неточными.

ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ

Это единственное чудо света, сохранившееся по сей день и не требующее

описания ранними историками и поэтами.

Место: В городе Гиза, Некрополисе древнего Мемфиса в Египте.

История: Вопреки общему убеждению, только Пирамида Хеопса, а не

все три Великих Пирамиды, находится в «перечне» Чудес Света. Но всемирно

известны и остальные пирамиды фараонов (Хеопса, Хефрена и Микерина). Это их

греческие имена, настоящие же египетские соответственно - Хуфу, Хафра и

Менкаура. Время их сооружения относится к началу Древнего царства (2800-2250

годы до

н.э.). Сложные чувства охватывают путника при виде Великих пирамид. Они

кажутся гигантскими кристаллами, выросшими из окружающего их серовато-желтого

песка, хотя первоначально они символизировали собой помёт жука-скоробея.

Четко вырисовываются они на фоне бледного неба и безжизненной, бесконечной

пустыни. И кажется, что они стояли здесь всегда...

«Горизонт Хуфу» - так называется пирамида Хуфу. Нужно пройти целый километр,

чтобы обойти ее вокруг. Длина стороны основания пирамиды равна 233 метрам. Ее

высота - 146,6 метров! Вес этой громадины превышает 6,5 миллионов тонн!

Постройка пирамиды стоила невероятных трудов. Никакой механизации в то время

ещё не существовало. Инструменты для обработки камня делались из красной меди

и быстро тупились. Каменные блоки и плиты, а их понадобилось миллионы и

миллионы, изготавливались ужасающим своей трудоемкостью способом. На скале по

контуру будущей плиты медными сверлами, под которые непрерывно подсыпался

песок и подливалась вода, сверлились глубокие отверстия. В них загоняли

деревянные клинья, которые поливали водой. Дерево набухало и отрывало глыбу

от скалы. Глыбу обтесывали медными зубилами и шлифовали. И можно только

удивляться точности обтески и шлифовки камней, которой достигали древние,

имея такую технику. Камни пирамиды так пригнаны, что между ними невозможно

просунуть даже лезвие ножа.

Пирамида Хафра почти не уступает по высоте пирамиде Хуфу. Хотя длина стороны

ее основания - 215 метров, а высота равна 143 метрам, пирамида Хафра кажется

даже более высокой из-за большей крутизны склонов. Недалеко от пирамиды

высится и сейчас огромная фигура Большого Сфинкса. Размеры фигуры

колоссальны: высота ее - 20, а длина - 57 метров. Высеченная из цельной скалы

фигура изображает лежащего льва с человеческой головой. Загадочно и

таинственно смотрится Сфинкс. «Отцом трепета» называли Сфинкса кочевники-

бедуины. Преодолевая суеверный ужас, они уродовали, разрушали лицо Сфинкса.

Да и европейцы были не лучше. В Сфинкса стреляли из ружей и пушек солдаты

наполеоновской армии во время Египетской экспедиции 1798-1801 годов.

Пирамида Менкаура по объему раз в десять меньше пирамиды Хуфу. Ее высота

всего 66,4 метра. Но, несмотря на меньшие размеры, пирамида Менкаура выглядит

необыкновенно красиво. Менкаур не мог себе позволить сооружение большей

пирамиды. Страна была разорена постройкой пирамид Хуфу и Хафра. Начался

голод. Население, измученное непосильным трудом, роптало.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

Только один объект из семи нёс в себе не только архитектурную элегантность,

но и практическую функцию: Александрийский Маяк. Он гарантировал для моряков

безопасный возврат в Большую Гавань. Кроме того, он был самым высоким

сооружением на Земле.

Место: На древнем острове Фарос (сегодня это мыс в пределах города

Александрии в Египте).

История: После завоевания Египта в 332 году до н.э. Александр

Македонский решил основать там новую столицу. Так возникла Александрия. Много

удивительного и чудесного было в этом городе. Здесь находился и знаменитый

Мусейон (Музей-храм муз), где размещались астрономическая обсерватория, школа,

анатомический театр, мастерские. В разное время в Мусейоне жили и работали

многие гениальные греческие ученые - создатель геометрии Евклид, пионер

хирургии Герофил. Здесь получил образование и работал Архимед. Здесь трудился

многие годы замечательный механик Герон, построивший первые автоматы и

написавший о них увлекательную книгу Театр автоматов. И все же самой большой

достопримечательностью Александрии был маяк - истинный триумф техники того

времени. Он представлял собой гигантскую трехъярусную башню, стоящую на

огромном возвышении - подиуме. Общая высота маяка достигала трехсот локтей (то

есть почти 160 метров). По ночам его огонь высоко горел в небе, как звезда,

путеводная звезда Александрии.

Свет гигантского факела отражала сложная система огромных вогнутых бронзовых

зеркал. Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной

бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные

фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни

показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на

огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление

ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы

стояли и возле больших Водяных часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и

непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина,

предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал. В

ослепительном блеске маяка, как в фокусе, сконцентрировалась вся мудрость,

сила мысли и глубина знаний великих ученых Мусейона. И гением своим, и

искусством на небывалую высоту поднял его великий архитектор Греции - Сострат

- маяк, который и сейчас был бы самым высоким в мире. Но время и постоянные

войны сделали свое... В средние века остатки подиума Александрийского маяка

были встроены в турецкую крепость Кайт Бей. Сейчас она превращена в

египетский военный форт. Поэтому добраться до остатков маяка невозможно даже

ученым-археологам.

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ В ВАВИЛОНЕ

Фрукты и цветы... Водопады... Экзотические животные... Сады, растущие на

дворце... - Всё это можно было увидеть в Садах Семирамиды.

Место: На восточном берегу реки Евфрат, около 50 км. от южного Багдада, в Ираке.

История: Вавилонское королевство процветало под правлением

знаменитого короля, Хаммураби (1792-1750 до н.э.). Это произошло только после

того, как под правлением Набоплашара (625-605 до н.э.) Ново-Вавилонской

династии, Месопотамской цивилизацией была достигнута окончательная победы. Его

сын, Навуходоносор II (604-562 до н.э.) дал деньги на строительство Висячих

Садов. Известно, что Сады были построены Навуходоносором для своей жены или

наложницы.

Пока наиболее точные сведения о Садах исходят от Греческих историков как,

например, Вероссуса и Диодоруса (Сикулис), но описание материала довольно

скудное. Планшеты со времени Навуходоносора не имеют хотя бы единственную

ссылку на Висячие Сады, хотя описания дворца города Вавилона, и стены

обнаруживаются. Даже историки, которые дают подробные описания Висячих Садов

никогда не видели их. Современные историки доказывают, что когда солдаты

Александра достигли плодородной земли Месопотамия и увидели Вавилон, они были

поражены. После возвращения на свою износоустойчивой родину, они сообщили об

удивительных садах и деревьях в Месопотамии, о дворце Навуходоносора, о

Вавилонской башне и зиккуратах. Это и было воображением поэтов и древних

историков, которые смешали все эти рассказы в одно целое, чтобы произвести

одно из семи Чудес Света.

Это произошло только после того, как двадцатое столетие открыло некоторые

тайны, окружающие легенды о Висячих Садах. Археологи все еще борются, чтобы

собрать достаточно подтверждений перед достижением конечных выводов о

местоположении Садов, их системе орошения, и их истинном появлении.

Описание: Подробные описания Садов исходят из древних Греческих

источников, включая сочинения Страбо и Фило Византиума. Вот некоторые отрывки

из них:

«Сад - четырехугольный, и каждая сторона его - четыре плетры длиной. Он

состоит из дугообразных хранилищ, которые располагаются в шахматном порядке

наподобие кубическим основаниям. Восхождение к самой верхней террасе возможно

по лестнице...» «Висящий сад культивировал живые растения в уровень, и корни

деревьев росли в верхней террасе а не на земле. Целая масса поддерживается

каменными колоннами... Потоки воды, возникающей из надземного потока текут

вниз наклонных каналов источников... Эти воды орошают целый сад, насыщают

корни растений и сохраняют целую область влажной. Следовательно, трава -

вечнозеленая и деревья представляют собой твердые и гибкие ветки с

листьями... Это - произведение искусства и королевской роскоши».

Более поздние археологические раскопки в древнем городе Вавилона в Ираке

открыли фундаменты дворца. Другие сведения сообщают нам о сводчатом

построении с толстыми стенами и хорошим орошением около южного дворца. Группа

археологов исследовала область южного дворца и восстановила сводчатое

построение Висячих Садов. Тем не менее, Греческий историк Страбо установил,

что сады были расположены около Реки Евфрат. Был восстановлен центр дворца и

располагавшиеся Сады в этом месте, протягивающейся от реки до Дворца.

ХРАМ АРТЕМИДЫ

Этот великолепный храм был выстроен в честь Греческой богини охоты и дикой

природы Артемиды.

Место: Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции.

История: Хотя основание храма относится к седьмому столетию до

нашей эры, само здание было построено в 550 г. до н.э. Строительство было

субсидировано королем Лидианом Кросусом, а проект был разработан греческим

архитектором Персифоном. Здание было украшено бронзовыми статуями, сотворёнными

такими скульпторами, как Фидий, Поликлетис, Кресилус и Фрадмон. Храм служил в

качестве рынка и религиозного учреждения. Довольно долго святилище посещалось

торговцами, туристами, ремесленники, и королями, которые приносили дары богине.

В ночь 21 июля 356 до н.э., человек по имени Герострат поджег храм. Римский

историк Плутарх писал позже по этому поводу: «Богиня была слишком занята

заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм». В следующие два

десятилетия, храм был восстановлен археологами. И когда Александр Великий

завоевал Азию, он помог воссоздать разрушенный храм.

Позже Эфес был покинут, и только в последнем девятнадцатом столетии начались

раскопки. Археологи обнаружили основу храма и несколько колонн, что позволило

начать реставрацию.

Описание: Фундамент храма был прямоугольным в форме, аналогично

другим храмам того времени, но в отличие от них, он был сделан из мрамора, с

украшенным фасадом. Колонны были 20 м высотой с ионическим ордером и

каннелюрами. Нет подтверждения, что сама статуя богини была установлена в

центре святилища, но нет причины и отвергать это.

Ранние подробные описания храма помогли археологам восстанавливать строение.

Многие реконструкции, как, например, Х.Ф. вон Эрлаха, изображают фасад с

четырьмя колоннами и крыльцом, которое никогда не существовало. Выражаясь

точнее, реконструкции могут дать нам только представление об общем виде

храма. Тем не менее, истинная красота лежит в архитектурных и художественных

деталях, которые навсегда останутся неизвестными.

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАССЕ

Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики

является гробница в городе Бодрули в Турции.

Гробница была воздвигнута в IV веке до нашей эры царицей Артемисией - женой и

родной сестрой царя Мавсола. По словам римского историка Авла Геллия, «царица

питала к своему супругу необыкновенную любовь, неподдающуюся описанию».

В архитектуре Галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре нашли

отражение все три знаменитых ордера: дорический, ионический и коринфский.

Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны

верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В мавзолее

сочеталась строгая геометричность, массивная простота, исполненная внутренней

силой, и стремление к декоративности и легкости форм, плавности линий.

Аналогов этому сооружению в греческой архитектуре нет. Во многом, сохраняя

греческие традиции и строительные приемы, Галикарнасский мавзолей несет явное

влияние восточной архитектуры.

Галикарнасский мавзолей состоит из трёх ярусов. Первый ярус опоясывала лента

рельефа из белого мрамора. Здесь размещался заупокойный храм площадью в 5

тысяч квадратных метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала

стройная мраморная колоннада (здесь хранились жертвоприношения), а третий -

четырёхскатная мраморная кровля. Здание венчала четырехколесная колесница,

которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение

достигало 40-50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и

скачущих всадников.

Строили мавзолей зодчие Сатир и Пифей, а его скульптурное устройство было

поручено нескольким мастерам, в том числе великому Скопасу.

Гробницу царя, которую несколько повредило землетрясение, снесли рыцари-

иоаниты, построив из нее каменный монастырь-крепость.

Статуи Мавсолиса и Артемисии, а также несколько других деталей мавзолея

хранятся сейчас в Британском музее. Память о Галикарнасском мавзолее

отразилась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии

возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в остальных мавзолеях.

КОЛОСС РОДОССКИЙ

От его появления до разрушения прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял

своё место среди остальных архитектурных памятников. «Даже будучи

расположенным на земле, это является чудом», - сказал Плиний Старший. Колосс

Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей,

населявшим этот Средиземноморский остров - Родес.

Место: При входе в гавань Средиземноморья (остров Родес) в Греции.

История: Древняя Греция состояла из городов-государств, власть

которых не распространялась за их пределы. На маленьком острове Родес было три

из них: Ялосос, Камирос и Линдос. В 408 г. до н.э., эти полисы были объединены

в один - Родес. Город процветал коммерчески и имел сильные экономические связи

с их главным союзником, Птоломеем Сотэром из Египта. В 305 г. до н.э.,

конкуренты Птолемея, осадили Родэс в попытке разрушить Родосско-египетский

союз.

Строительство Колосса заняло 12 лет и было закончено в 282 г. до н.э. В

течение нескольких десятилетий статуя стояла при входе в гавань, пока сильное

землетрясение не разрушило Родес в 226 г. до н.э. Город был ужасно поврежден,

а Колосс был сломан в колене. Оракул запретил новый монтаж. Предложение

Птолемея о реконструкции было отклонено.

В 654 арабы вторглись в Родес и продали остатки статуи евреям.

Описание: Долго полагалось, что Колосс стоял перед гаванью

Мандраки, одной из многих в городе Родес. Учитывая высоту статуи и ширины входа

гавани, это соображение невозможно. Кроме того, Колосс блокировал бы вход в

гавань. Недавние исследования говорят, что Колосс был установлен или на

восточном мысе гавани Мандраки, или даже у неё внутри. Проект был разработан

скульптором Фодианом, а отделочные работы - Линдосом. База была сделана из

белого мрамора. Сперва были установлены ноги статуи, а затем и сама статуя.

Бронзовая форма была укреплена железными и каменными конструкциями. Чтобы

строители могли достичь более высоких частей статуи, вокруг статуи был построен

земной холм и после удален.

Хотя мы не знаем истинную форму и историю появление Колосса, современные

реконструкции статуи, стоящей вертикально более точны, чем ранние рисунки.

Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например

Французского скульптора Августа Бартолди, известного своей работой «Статуя

Свободы».

Новых чудес света»

1)Великая китайская стена Азия Китай

Великая Китайская стена – одно из самых грандиозных сооружений всех времен и народов – стала символом Китая, о котором наслышаны буквально все цивилизованные люди.

Чудо света, самая длинная в мире, “Вань ли чан чэн” ("Стена в десять тысяч ли") - так в разные времена называли Великую стену. И хотя по последнему названию можно предположить настоящий размер древней Китайской стены (1 ли равен 576 м), разные источники называют разные цифры. По одним предположениям ее длина не превышает 4 тысяч километров, по другим — она более 5 тысяч километров. Высота стены в среднем 6,6 м (на отдельных участках до 10 м), ширина нижней части около 6,5 м, верхней - около 5,5 м. Эта ширина позволяла разъехаться двум конным повозкам. На всём протяжении Великой Китайской стены сооружены казематы для охраны и сторожевые башни, а у главных горных проходов выстроены крепости.

История Китайской стены началась с эпохи правления первого императора Китая. Цинь Шихуанди приказал построить Великую китайскую стену после того, как придворный предсказатель изрек фразу о том, что “погубят Цинь хусцы, что на севере”. Чтобы оградить империю Цинь от “северных дикарей”, император повелел возвести невиданные по своей масштабности оборонительные укрепления. Для строительства огромной стены были согнаны сотни тысяч рабов, военнопленных и крестьян. День и ночь они утрамбовывали землю, укладывали огромные камни и кирпичи, замешивали раствор для их скрепления. Многие из создателей этого грандиозного сооружения, так и не вернулись по своим домам.

По одной из версий, строительство началось еще до правления императора Цинь Шихуанди. Еще с 300 года до н. э., правители северного Китая строили отрезки стены вдоль своих границ. Состояли они в основном из уплотненной земли, и имели общую протяженность около 2000 километров. Император Ши Хуанди задумал укрепить уже построенные отрезки и соединить их, чтобы сделать стену в виде непрерывной линии для защиты от северной угрозы.

Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор. И это единственное рукотворное сооружение на нашей планете, которое видно даже из космоса. Китайская стена тянется вдоль городов, через пустыни, долины, глубокие ущелья — через весь современный Китай. Когда она была построена, она превратила страну, расположенную южнее, в огромную, хорошо защищенную крепость.

Но ни Великая стена, ни жестокость правления не помогли династии Цинь. Через несколько лет после смерти первого китайского императора династия Цинь была свергнута.

Однако государственный опыт империи Цинь был развит и приумножен новой империей Хань, образовавшейся в конце 3 века до н. э. и просуществовавшей более четырехсот лет. В империи Хань китайцы в полной мере осознали себя единым народом, и сегодня они называют себя ханьцами. Основная часть стены была возведена во времена правления династии Минг в 1368-1644 годах.

Сегодня Великая Китайская стена привлекает туристов со всего мира. Никакое описание китайской столицы не может обойтись без упоминания о ней. Китайцы утверждают, что история этой стены - половина истории Китая и нельзя понять Китай, не побывав на стене. По подсчетам ученых, если все материалы, использованные при постройке Великой Стены периода династии Минг, сложить в стену толщиной в один и высотой в пять метров, то ее длины хватит, чтобы опоясать Земной Шар. Если также поступить со всеми материалами, использованными династиями Цинь, Хань и Минг, то такая импровизированная "стенка" сможет опоясать землю более10 раз.

2)Колизей Европа Рим, Италия

Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей.

Официальное название этого гигантского сооружения – амфитеатр Флавиев, в честь Тита Флавия – сына императора Веспасиана. Начавшееся в 72 году н.э. и растянувшееся на много лет строительство Колизея проходило при трех императорах из рода Флавиев: Веспасиане, Тите и Домициане. До этого на месте постройки находилось искусственное озеро. Рядом с озером возвышался "Золотой Дворец", роскошная резиденция Нерона, печально известного тирана.

С Нероном непосредственно связано название Колизея. Перед амфитеатром есть площадка на которой когда-то возвышалась тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, именовавшаяся как "Колосс". Считается, что название Колизей – огромный, колоссальный, связано именно с колоссом Нерона.

В честь открытия амфитеатра в 80 году были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои многих тысяч гладиаторов, а в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. По размаху празднеств с открытием амфитеатра мог лишь сравниться тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда по преданиям на арене Колизея было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных – лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 году, однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI века.

На своем веку Колизей успел побывать и крепостью, когда влиятельные римские семьи деи Фраджипане и дельи Аннибальди фактически превратили амфитеатр в своеобразную семейную крепость.

Ущерб нанесенный амфитеатру сильными землетрясениями был усугублен самими римлянами, когда глыбы травертина со стен Колизея вывозились для использования при строительстве других римских дворцов, таких как Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа, и даже собора св.Петра.

К истории Колизея была причастна даже римская католическая церковь. В 1750 году папа Бенедикт XIV придал Колизею статус святого места, поскольку, как считала церковь, амфитеатр был местом гибели "за Христа" многих мучеников языческого Рима.

Вход в Колизей

Каждый арочный пролет первого яруса являлся входом в амфитеатр, 76 из этих входов были пронумерованы. Над арками и сегодня можно видеть римские цифры нумерации входов. Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа: для императора и его окружения, для весталок, судей и для почетных гостей.

Колизей снаружи

Четырехярусный, облицованный травертином амфитеатр имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной – 156 метров и высотой – 57 метров.

Три нижних яруса выполнены в виде арочных пролетов, разрезанных полуколоннами в строго выдержанной строителями Колизея канонической последовательности: на первом ярусе – дорические полуколонны, на втором – ионические, а на третьем – коринфские. Четвертый ярус был достроен позже и примечателен тем, что и сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для растяжки над ареной амфитеатра специального тента, защищавшего зрителей от зноя.

Так выглядел великолепный фасад Колизея в древности

В средние века Колизей сильно пострадал от того, что травертин, ценный строительный материал, использовался при строительстве римских дворцов и базилик. Кроме того, прочность амфитеатра пострадала из-за того, что металлические скрепы, соединявшие между собой блоки травертина, были сняты, оставив зияющие и по сей день отверстия.

Внутри Колизея

Колизей мог вместить до 70 тысяч зрителей, для которых были предусмотрены места согласно их социальному статусу.

Места сенаторов (часть первых рядов, выложенных из белого мрамора) предназначалась для римских сенаторов. На месте каждого сенатора было высечено его имя.

Широкие проходы для зрителей позволяли зрителям быстро заполнять многотысячные трибуны Колизея. В случае необходимости, все зрители могли покинуть Колизей в течение 5-10 минут.

В то время Колизей являлся уникальным сооружением не только по своим размерам, но и по своей функциональности.

На огромной арене Колизея проходили не только гладиаторские бои и конные состязания, но и морские битвы – "навмахии".

Под ареной находился лабиринт помещений для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников. Сегодня, когда арена амфитеатра отсутствует, а на ее месте проложены специальные настилы для туристов, можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный "закулисный мир" Колизея.

3)Мачу-Пикчу Южная Америка Перу

Мачу-Пикчу, что в переводе означает «старая вершина», — один из самых необыкновенных городов. Зажатый между двумя островерхими пиками и обрамленный короной покрытых лесами высоких гор, он расположен на высоте 2280 м на крутом склоне над долиной «реки Солнца» Урубамбы и утопает в белоснежных облаках и густых туманах.

Почему инки решили обосноваться в этом труднодоступном месте высоко в Андах, неясно до сих пор. Из населенных пунктов, расположенных вдоль дорог империи, осуществлялось управление территориями, наделенными полной автономией. Возможно, Мачу-Пикчу был создан для того же, но исключительное географическое положение города, более всего подходившее для ведения астрономических наблюдений, вскоре сделало его привилегированным. Инки считали, что самые красивые пейзажи, подаренные природой, наделены сверхъестественной силой. В этом отношении Мачу-Пикчу был идеальным и даже мистическим местом, где встречались небо и земля. Возможно, его и выбрали для того, чтобы быть как можно ближе к Солнцу и ежечасно служить своему верховному божеству.

Долгое время считалось, что эту местность люди заселили задолго до появления инков и каменные сооружения и мегалитические стены были творениями представителей доисторической цивилизации. Самые смелые ученые приписывали авторство построек инопланетным зодчим. Однако современные исследователи выяснили, что город был построен по приказу правителя инков Пачакути Юпанкуи в 1450 году. Мачу-Пикчу вполне мог быть второй летней резиденцией государя и его двора, поскольку в столице Куско климат был намного жарче. В 1533 году Куско был покорен испанцами под предводительством Франсиско Писарро, а в 1572 году пала последняя столица инков Вилкабамба. Между двумя этими датами обезлюдел и Мачу-Пикчу, но какова была конкретная причина, не знает никто.

Исследователи отвергают гипотезу о внешнем вторжении: ни следов насилия, ни разрушений они не обнаружили. Есть предположение, что население скосила эпидемия оспы. А быть может, жители оставили свой город в наказание за бесчестье, нанесенное одной из священных дев солнца. По свидетельству Гарциласа де Веги, сына инкской принцессы и испанского аристократа, насилие над священной девой каралось смертью виновного, всех его родственников, соседей и даже всей общины. вдобавок на оскверненном месте уже нельзя было жить даже животным. Как бы то ни было, а исследователи не теряют уверенности в том, что когда-нибудь смогут разгадать этот секрет.

Мачу-Пикчу часто называют потерянным городом инков. Совсем немного времени понадобилось на то, чтобы джунгли поглотили дома, храмы и стены. Город погрузился в 300-летний сон, пока совершенно случайно не был обнаружен американцем Хайрамом Бингемом, организовывавшим археологические экспедиции в Южную Америку. В одной из поездок он встретил индейца, который показал ему город, затерянный в лесах. Ученый, убежденный в том, что обнаружил Вилкабамбу, вернулся сюда через год, заручившись поддержкой Национального географического общества и правительства Перу. Участникам экспедиции удалось расчистить от растительности здания, площади и искусственные террасы Мачу-Пикчу. Исследования Х. Бингема приоткрыли завесу тайны жизни древнего города, но до сих пор наши знания об этом удивительном месте очень ограниченны.

Попасть в город-крепость Мачу-Пикчу было непросто. Безопасность была главной заботой населявших его людей. К нему вела одна из мощеных дорог, часть обширной дорожной сети, опоясывающей всю территорию государства инков от побережья до Анд. Чем ближе к горам, тем опаснее становился путь: во многих местах узкая дорога, по которой мог передвигаться только один человек, проходила вдоль устрашающих пропастей и обрывов. С одной стороны от поселка был перекинут подъемный мост над бездной, а с другой, юго-восточной, не защищенной отвесными скалами, были сооружены стены высотой в пять метров и толщиной в метр. На всех окрестных холмах стояли дозорные башни.

Многие постройки Мачу-Пикчу частично вырублены в скале, частично сложены из умело подогнанных каменных глыб. Всевозможные выступы и ложбины древние перуанцы приспосабливали под строительные нужды: горы и скалы издревле являлись для них олицетворением предков, поэтому их никогда не пытались видоизменить. Магическое значение имел и камень, который добывали в окрестностях. Там же располагались хижины мастеров, архитекторов, опытных строителей и простых рабочих.

Вероятно, тем, что многие камни почитались у инков как священные, можно объяснить столь тщательную подгонку блоков. Ведь между некоторыми из них нельзя просунуть и лезвия! Правда, высочайшей степенью обработки отличались только те камни, которые шли на постройку храмов и домов богатых и знатных горожан. Известно, что инки шлифовали блоки с помощью бронзовых и каменных инструментов, а иногда терли их друг о друга до тех пор, пока они идеально не соприкасались между собой. Здешние мастера умели изготавливать камни-скобы и многогранные камни-гвозди, придававшие конструкции устойчивость. Еще одна примета инкской архитектуры — трапециевидные окна и дверные проемы, которые часто перекрывали многотонными монолитами.

Устройство города

Мачу-Пикчу был разделен на три сектора. В одном располагались королевская резиденция, дома знати и храмы. Большая Священная площадь отделяла этот район от квартала простых обывателей, мастерских, лавок и кладбища, устроенного в Погребальной скале. Ниже, в южной части города, были дома крестьян с кладовыми и загонами для скота. Двускатные крыши своего жилья инки покрывали соломой, которую стелили на деревянные балки, а их крепили к каменным опорам с помощью лиан. Несколько подобных строений ученые попытались реконструировать. Результаты их работы могут увидеть современные туристы.

На юге и на западе Мачу-Пикчу были устроены ступенчатые сельскохозяйственные террасы, защищенные стенами из грубо обработанных камней. Они назывались «анденес» (отсюда и пошло название горного массива Анд). Такое расположение угодий облегчало искусственное орошение и предотвращало подмыв почвы. Анденес наполняли плодородной землей, привозимой из долины Урубамбы. Здесь выращивали маис, картофель, целебные травы и цветы. Однако для пропитания тысячного населения Мачу-Пикчу одних террас явно недоставало. В радиусе пяти километров от города обнаружено множество мест, предназначенных исключительно для земледелия и скотоводства. Крестьяне, жившие там, были людьми «второго сорта» — представителями разрозненных древних племен, некогда вытесненных инками со своих земель.

Между собой отдельные части города, которые к тому же находились на разном уровне, соединяла разветвленная сеть каменных лестниц, вырубленных прямо в скале. Высоким уровнем инженерного и строительного искусства отличалась и система водоснабжения. Вода подавалась в город из горных источников по искусственно созданным каналам. Водопровод древнего народа сегодня действует так же, как и 500 лет назад.

Священные

Наши рекомендации