Дальновидение из морских глубин
А на другой стороне Тихого океана, разделяющего США и Японию, американские коллеги С.Отани продолжали искать подходы к решению, причём делали это с истинно американским прагматизмом. Известно несколько сообщений об этих работах. Американские парапсихологи отказались и от методики с использованием карт Зенара, и от плетизмографической методики. Они пошли по другому, более сложному, но и более многобещающему пути, использовав методику дальновидения.
У нас об этой методике и о результатах её испытаний в наземных условиях впервые стало известно в 1976 году, когда в «Трудах Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике» (издаваемых в переводе на русский язык) была опубликована статья «Перцептивный канал передачи информации на дальние расстояния». Её авторы — известные американские физики Г.Путхоф и Р.Тарг. По мнению другого специалиста в этой области, американского физика Р.Джана, эксперименты с использованием этой методики можно считать следствием нескольких поколений опытов по дальновидению и телепатии: например, ещё Парацельс в начале XVI века утверждал, что «Человек обладает также силой, позволяющей ему видеть своих друзей и обстоятельства, в которых они находятся, несмотря на то, что люди, о которых идёт речь, могут в это время находиться за тысячу миль».
Методика, способная выявлять эту «силу» или способность в условиях контролируемого лабораторного эксперимента, была разработана Р.Таргом и Г.Путхофом в начале 70-х годов. Они были руководителями финансируемой свыше 10 лет «многомиллионнодолларовой» программы парапсихологических исследований, проводимой Международным Стенфордским НИИ в Менло-Парке[54] (штат Калифорния). Целью этой программы было повысить точность и надёжность в практическом использовании той необычной способности человека, которую коллектив исследователей с 1972 года стал называть дальновидением. Оказалось, что некоторые люди — дальновидящие — могут воспринимать и описывать местонахождение и окружение хорошо знакомого им человека, находящегося вне пределов их видимости, нередко на расстояниях нескольких тысяч километров. Дальновидящие способны достаточно детально описать окружение знакомого им человека, например, здания, дороги, другие сооружения, указать особенности местности, характер объектов, окружающих такого человека, а также определить, чем он занят.
И на этот раз идея о том, чтобы разместить дальновидящего на борту погружённой подводной лодки, пришла в связи с экспериментом на «Наутилусе». И это несмотря на то, что Р.Тарг и К.Харари, немало сделавшие для реализации этой идеи, оценили историю с «Наутилусом» как совершеннейший вымысел. Вот что они написали в книге «Гонка умов», вышедшей в США в 1985 году: «За многие годы нашей интенсивной работы в области пси-исследований как внутри, так и вне правительства США, мы не смогли найти никакого доказательства реальности событий, стоящих за этой историей».
Как сообщили Р.Тарг и К.Харари, Стефан Шварц, специальный помощник руководителя ведомства военно-морских операций ВМС США, решил вместо того, чтобы только лишь удивляться сообщениям об экспериментах на «Наутилусе», провести их на самом деле. В начале 1973 года его обращение в ВМС США с предложением провести подобный эксперимент не увенчалось успехом. Коллектив исследователей феномена дальновидения из Стенфордского НИИ также потерпел неудачу в попытке заинтересовать ВМС США предложением провести эксперимент по дальновидению на погружённой подводной лодке. В конце концов усилиями С.Шварца подводная лодка была найдена. Её предоставила «Группа Мёбиус» из Лос-Анджелеса, которая также занималась исследованиями в области парапсихологии и к которой к тому времени уже принадлежал и сам С.Шварц, возглавивший проект «Глубинный поиск». В эксперименте, проведённом совместно с коллективом исследователей из Стенфордского НИИ, использовалась пятиместная подводная лодка «Таурус» канадского производства. Целью проекта «Глубинный поиск» было выяснить, блокируются ли пси-сигналы значительной толщей морской воды.
Дело в том, что до этого как в Стенфордском НИИ, так и в других лабораториях мира было показано, что размещение испытуемых в экранированных камерах не влияет на положительные результаты парапсихологического эксперимента. Такие камеры очень хорошо экранируют от радиоволн с частотой выше нескольких килогерц, но почти прозрачны для радиоволн крайне низких частот (КНЧ), т.е. порядка нескольких десятков герц. В этой связи проверить гипотезу о том, что парапсихологическая информация передаётся посредством электромагнитного излучения очень низкой частоты можно лишь при условии размещения испытуемого под толстым слоем морской воды. Известно, что морская вода экранирует электромагнитное излучение в самом широком диапазоне волн, что и объясняет значительные усилия, затрачиваемые на поиск надёжных способов связи с погружёнными подводными лодками.
Ещё до экспериментов на подводной лодке «Таурус» Шварц сообщил своим коллегам в Стенфордском НИИ об усилиях ВМС США построить гигантскую систему КНЧ-связи с подводными лодками в рамках проекта «Сангвин». В процессе исследования выяснилось, что радиоволны КНЧ проникают в толщу морской воды значительно глубже, чем излучения других частот, но для этого требуется огромная мощность и к тому же с их помощью удаётся передать за приемлемое время весьма малый объём информации. Поэтому предполагалось передавать лишь несколько цифр, которые служили бы ключом к набору команд, хранящихся на борту подводной лодки, например: «Номер 37 означает ОГОНЬ». С помощью исследователей из ВМС США оказалось возможным приспособить эту схему под проект «Глубинный поиск». Одновременно это позволило проверить гипотезу о причастности КНЧ радиодиапазона к передаче и приёму парапсихологической информации.
Как отмечали Тарг и Харари, эта схема ВМС США в приложении к их экспериментам по дальновидению сработала просто великолепно! Известно, что передать парапсихически слова или цифры чрезвычайно трудно. Поэтому каждое цифровое сообщение, передаваемое дальновидящему, было закодировано привязкой к определённой мишени — географическому месту или объекту. Воспринятые дальновидящим место или объект переводились в цифровое сообщение. Таким образом, если дальновидящий выбрал правильные мишени, это означало, что он получил правильное сообщение. Подобная методика получила название методики ассоциативного дальновидения.
Эксперименты с размещением дальновидящего на борту погружённой подводной лодки были проведены в июле 1977 года. Было выполнено два испытания с двумя дальновидящими, ещё от двух намеченных попыток пришлось отказаться по причинам, связанным с подводной лодкой. Дальновидящий вместе со «своим» экспериментатором отбуксировался на подводной лодке к месту погружения в районе острова Санта Каталина у южного побережья Калифорнии. Хорошо знакомый дальновидящему человек («маячок») вместе с группой «своих» экспериментаторов находился на расстоянии 500 миль от дальновидящего, в районе города Сан-Франциско. Дальновидящий знал, что в заранее оговорённое время в течение 15 минут «маячок» будет находиться в этом районе, в одном из шести возможных пунктов-мишеней, закодированных соответствующими цифрами. Перечень мишеней составлялся заранее. Во время эксперимента «маячок» и группа находящихся при нём экспериментаторов приезжали на 15 минут в, незадолго до того выбранный по жребию, пункт-мишень. В течение тех же 15 минут дальновидящий на погружённой подводной лодке надиктовывал на магнитофон свои впечатления и возникающие в уме образы, соответствующие предполагаемому местонахождению и окружению «маячка».
Во время первого сеанса «связи» подводная лодка находилась на глубине 170 метров, при этом до морского дна оставалось примерно столько же. При втором сеансе подводная лодка лежала на грунте на глубине 78 метров. В обоих случаях дальновидящего и «маячка» разделяла 500 миль расстояния.
После того, как дальновидящий сделал описания всех 6 возможных мишеней, ему давался запечатанный конверт с 6 картами, которые до этого момента были неизвестны никому на подводной лодке. Каждая карта содержала название и описание одного из возможных пунктов-мишеней, а также одно из возможных сообщений, соответствующее этой мишени. Дальновидящий решал, какая из карт содержала описание мишени, наиболее соответствующее описанию, надиктованному им в соответствующее время, располагая таким образом эти пары в определённой временной последовательности.
В этих двух сеансах «связи» оба дальновидящих сумели выбрать правильные карты, «получив» таким образом правильное «сообщение». Было оценено, что подобный результат мог наблюдаться случайно лишь 28 раз из 1000 таких экспериментов. Полученные результаты, считают Тарг и Харари, говорят о том, что мощный слой морской воды, во сто крат ослабляющий даже радиоволны крайне низких частот, не препятствует передаче парапсихологической информации. Следовательно, радиоволны КНЧ не могут быть переносчиками такой информации.
Спустя 10 лет после этих экспериментов Тарг подвёл некоторые итоги в понимании и использовании способности к дальновидению. Оказалось, что посредством дальновидения можно получать значительные объёмы точной описательной информации об отдалённых местах и объектах. Далее, увеличение расстояния в диапазоне от нескольких метров до десяти тысяч миль (Москва — Сан-Франциско) между дальновидящим и «маячком» не влияет на качество или точность получаемой информации. И, наконец, электрическое экранирование дальновидящего (его размещение в клетке Фарадея или на подводной лодке) также не препятствует высококачественному описанию дистантной мишени.
Однако С.Шварца — коллегу Тарга — продолжало беспокоить низкое отношение сигнала к шуму, наблюдаемое в экспериментах по дальновидению. Поэтому он продолжал тщательно разрабатывать проблему телепатической связи между береговой базой и глубоко погружённой подводной лодкой. Дальновидение, как известно, почти неприменимо для непосредственного решения аналитических задач, таких, как определение чисел или выбор одного из нескольких возможных исходов. Как только дальновидящий узнаёт о необходимости воспринимать цифры или буквы, он оказывается перед чрезвычайно трудной проблемой отношения сигнала к шуму: его собственные по отношению к этим буквам или цифрам ассоциации и воспоминания становятся более сильным раздражителем, чем паранормальные сигналы, приходящие от воспринимаемой мишени. В связи с этим Шварц сосредотачивает основные усилия на разработке средств, которые позволили бы «Группе Мёбиус» решить этот вопрос. В частности, он возлагает надежды на коллектив из нескольких дальновидящих, рекомендуя отыскивать общие элементы в описаниях одной и той же мишени.