Требования к выполнению контрольной работы
Если семинар – форма самостоятельной работы, подготовленной, организованной и осуществляемой под руководством преподавателя, то контрольная – форма самостоятельной работы, содержание которой определяется преподавателем, а организация и осуществление – студентом, что способствует формированию умений самостоятельной гностической деятельности и навыков её самоорганизации.
Контрольная работа (КР) по дисциплине являются важным звеном формирования у студентов заочной формы обучения навыков самостоятельного изучения науки, усвоения положений, выводов, в приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний. Для того чтобы подготовить контрольную работу, соответствующую требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания, но и владеть дополнительной информацией. КР выполняется в форме реферата и сдаётся преподавателю в указанные сроки. Стратегия выполнения заданий контрольной работы состоит в обязательном: самостоятельном изучении источников, представленных к каждой КР, всестороннем и глубоком теоретическом освещении изучаемых вопросов, поэтому написание КР необходимо начинать с постановки и изложения содержания проблемы каждого из вопросов. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных источниках. В КР должны быть представлены обязательные ссылки на источники, из которых взята информация. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ. Как правило, КР содержит и практическую часть, где студенту необходимо заполнить таблицы, решить конкретные практические задачи. Объём КР должен составлять 7-10 печатных страниц. КР проверяются и оцениваются преподавателем, выявленные ошибки обязательно исправляются студентом. Выполнение КР является допуском к экзамену.
Необходимые требования к оформлению КР: наличие титульного листа, развернутого плана (оглавления), сносок на использованные источники в тексте, заключения, списка использованных источников. Контрольная работа сдается на кафедру не позднее, чем за 10 дней до начала сессии.
Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает её. Условием положительной отметки является отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень раскрытия вопросов. Работа не может быть зачтена, если преподаватель обнаружит факт дословного списывания источника. Однако осмысленное переложение своими словами учебного текста вполне допустимо. Неудовлетворительно выполненная контрольная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя. К сдаче экзамена по дисциплине допускаются только студенты, имеющие положительные отметки по контрольным работам.
Критерии оценки контрольной работы
Оценка «отлично» ставится, когда в работе глубоко и всестороннее излагаются основные положения вопроса, используются не только основные, но и дополнительные материалы, логически последовательно осуществлён переход от одного вопроса к другому. Стиль изложения должен соответствовать уровню развития студента, свидетельствовать о высокой степени владения студентом соответствующими источниками. Основные положения подтверждаются ссылками на авторов, исторические и литературные источники. Работа написана грамотно, аккуратно оформлена. Работа содержит необходимые выводы и обобщения.
Оценка «хорошо» ставится, когда материал логически последовательно изложен в работе, присутствуют необходимые выводы и обобщения, качество оформления не вызывает существенных нареканий. Работа свидетельствует о самостоятельности автора, способности работать с соответствующими текстами. При этом используется только наиболее известные источники, некоторые выводы недостаточно аргументированы, но в целом отдельные погрешности не имеют принципиального характера.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если материал изложен логически не последовательно, выводы не конкретны, слабо аргументированы, в литературном стиле и оформлении работы имеются погрешности.
Оценка «неудовлетворительно» ставится тогда, когда студентом представлены материалы без соответствующего анализа и обобщения, когда работа не носит исследовательского характера, оформлена с грубыми нарушениями требований.
2. Реферат.
Темы рефератов
1. Мифология и наука в культуре традиционных и современных обществ.
2. Религия и наука в мире древних цивилизаций.
3. Религия и наука в средние века.
4. Религия и наука: возможности и границы диалога.
5. Философия и наука: формы диалога и опосредования в истории культуры.
6. Искусство и наука: общее и различное в духовном понимании мира.
7. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.
8. Древнегреческая натурфилософия как единство науки и философии.
9. Роль Сократа, Платона и Аристотеля в развитии методологии познания.
10. Первая научная революция и смена космологической картины мира (Дж. Бруно, Н. Коперник).
11. Вклад Л. да Винчи в развитие методологических оснований науки.
12. Вторая научная революция и возникновение механистической картины мира (Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон).
13. Вклад Ф. Бэкона, Р. Декарта в становление методологии науки.
14. Третья научная революция и создание развивающейся картины мира (И. Кант).
15. Субъективное и объективное знание в теории познания И. Канта.
16. Катастрофизм (Ж. Кювье) и эволюционизм (Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин).
17. Разработка проблем методологии науки в немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.Ф.В. Гегель).
18. Четвертая научная революция и квантово-релятивистские представления о мире (А. Эйнштейн, Э. Резерфорд, Н. Бор, Л. де Бройль).
19. Критика классической науки (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, С. Киркегор).
20. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники современной социологической науки.
21. Философия эмпириокритицизма и конвенционализма (Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре).
22. Философия сознания Б. Рассела и аналитическая философия.
23. Язык и познание в философии Л. Витгенштейна.
24. Концепция роста знания в философии науки К. Поппера.
25. Образ развивающейся науки в работе Т. Куна.
26. Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И. Лакатоса.
27. Концепция «эпистемологического анархизма» П. Фейрабенда.
28. Идея неявного знания в теории М. Полани.
29. Проблема динамики науки в концепции С. Тулмина.
30. Знание в философии постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар).
31. Ж. Деррида о природе гуманитарного познания.
32. Язык, речь, действительность: от репрезентации к конструированию (Р. Барт).
33. Синергетика и становление нелинейной методологии познания (И. Пригожин, И. Стенгерс).
34. Системный подход как методологическая программа (Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг).
35. Единство диалектики, логики и теории познания в творчестве Б.М. Кедрова.
36. Проблема единства научного знания в философии П.В. Копнина.
37. Эволюция типов научной рациональности в концепции В.С. Стёпина.
38. М.К. Мамардашвили о принципах классической рациональности.
39. Методологические идеи Г.П. Щедровицкого.
40. Развитие методологии науки как вида научной рефлексии: онтологизм, гносеология, методологизм.
41. Наука как форма осмысления и объяснения реальности.
42. Ненаучное и научное знание. Критерии истинности знания.
43. Закономерности и методологические ориентиры развития научного знания.
44. Теория как структурный элемент науки.
45. Научные принципы как средство организации знания.
46. Постулат – научная форма организации знания.
47. Законы как системообразующие элементы науки.
48. Роль личности учёного в формировании научного знания.
49. Роль научных сообществ в развитии личности учёного.
50. Особенности производства научного знания в современной науке.
51. Функции, виды и структура методологического знания.
52. Типология методологий в историческом контексте.
53. Методология естественных и гуманитарных наук.
54. Основные методы исследования в методологии науки: исторический и логический анализ научного знания, методологический эксперимент.
55. Основные методы современной науки: философские, общенаучные и конкретнонаучные методы.
56. Основные методы научного исследования: методы теоретического и эмпирического исследования.
57. Связь методов с теоретическими и прикладными аспектами науки.
58. Историческая динамика типов психологического знания.
59. Историческая динамика методов психологического исследования.
60. Историческая динамика основных достижений в психологической науке.
61. Теория Л.С. Выготского и деятельностный подход в психологии.
62. С.Л. Рубинштейн и его вклад в развитие психологической науки.
63. Антропологическая психология Б.Г. Ананьева.
64. А.Н. Леонтьев и его роль в развитии отечественной психологии.
65. Психология межличностных отношений В.Н. Мясищева.
66. Системный подход в психологии Б.Ф. Ломова.
67. Развитие П.Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии.
68. О развитии В.В. Давыдовым теории психического развития.
69. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина.
70. А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию.
71. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах П.И. Зинченко.
72. Л.И. Божович: вехи биографии и основные понятия концепции формирования личности.
73. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И. Лисиной.
74. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.
75. Естественнонаучная теория психической регуляции поведения И.М. Сеченова.
76. В.М. Бехтерев – родоначальник комплексного изучения человека.
77. Теория функциональных систем психики П.К. Анохина.
78. Теория системной динамической локализации А.Р. Лурии.
79. Формирование школы Б.М. Теплова как исследовательского коллектива.
80. Понятие установки в концепции Д.Н. Узнадзе.
81. Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия.
82. Психоаналитическая теория З. Фрейда.
83. Индивидуальная психология А. Адлера.
84. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
85. Проблема речи и мышления ребёнка в учении Ж. Пиаже.
86. Природа человека в концепции А. Маслоу.
87. Психолого-исторические особенности понимания человека в теоретическом наследии Леонардо да Винчи.
88. Развитие основных традиций и школ в психологии.
89. О критериях выбора теории в психологии.
90. Взаимосвязь научения и обучения в теории бихевиоризма.
91. Взаимосвязь «психотерапевт-клиент» в концепциях глубинной и гуманистической психологии.
92. Когнитивная схема и ее роль в регуляции поведения человека.
93. Проблема «инсайта» и подход к её изучению в гештальтпсихологии.
94. Методологические основания исследований различных психологических направлений.
95. Сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа и бихевиоризма.
96. Развитие методологических принципов культурно-исторической теории Л.С. Выготского в отечественной психологии.
97. Основные методологические принципы и особенности экспериментального исследования мышления в концепции Ж. Пиаже.
98. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологическом исследовании.
99. Типичные ошибки в планировании и организации психологических исследований.
100. Способы повышения объективности психологических исследований.