Требования к выполнению контрольной работы. Вариант контрольной работы студента определяется преподавателем

Вариант контрольной работы студента определяется преподавателем. Объем работы – в пределах 24 страниц ученической тетради или 12-14 страниц машинописного текста через 2 интервала. Контрольная работа может быть написана от руки (разборчивым почерком и без сокращений) или набрана на компьютере. Страницы должны быть пронумерованы. В случае использования технических средств, сканирование или монтаж при помощи копировальной техники запрещается.

Контрольное, письменное задание представляет собой набор 5 вопросов, взятых из разных тем курса. Студент должен стремиться дать чёткий и развернутый ответ на все сформулированные вопросы, которые должны соответствовать предлагаемому перечню. Вопросы контрольной работы соответствуют содержанию типовой программы по философии.

Оформление работы предполагает следующие требования:

*наличие титульного листа;

*указание варианта и формулировки вопросов;

*список использованной литературы.

ПРИМЕЧАНИЕ: вопрос 5 контрольной работы является практическим заданием, предполагающим самостоятельный анализ философской проблемы.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ВАРИАНТ 1

1. Выделите и охарактеризуйте основные элементы в структуре мировоззрения.

2. Сформулируйте основные идеи философии марксизма. В чём состояла их принципиальная новизна?

3. Выделите и охарактеризуйте основные этапы эволюции понятия «материя».

4. Каковы особенности социального познания по сравнению с познанием естественнонаучным?

5. В чём выражается основная цель «восьмеричного пути спасения» в буддизме? Выделите основные ступени этого пути.

ВАРИАНТ 2

1. Когда и где возникла философия и в чём заключается специфика философского мировоззрения?

2. В чём заключается существенное отличие диалектики К.Маркса от диалектики Г.В.Ф. Гегеля?

3. В чём смысл понятия «субстанция»? Каковы основные свойства субстанции?

4. Выделите основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

5. Какими качествами должен обладать благородный муж по мнению Конфуция?

ВАРИАНТ 3

1. Определите проблемное поле философии и основные разделы философского знания.

2. В чём заключается специфика марксистского осмысления проблемы отчуждения человека?

3. Выделите и характеризуйте уровни структурной организации материи.

4. Каковы особенности белорусского национального самосознания?

5. Проанализируйте знаменитые апории Зенона.

ВАРИАНТ 4

1. Определите предмет философии и раскройте его историческую динамику.

2. В чём сущность материалистического понимания истории?

3. Выделите и охарактеризуйте основные типы и формы движения.

4. Раскройте основные положения теории социального действия М.Вебера.

5. Объясните исходный принцип софистов «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют и в том, что они не существуют».

ВАРИАНТ 5

1. Каковы основные методы философии. В чём их особенности?

2. Выделите характерные черты неклассической западноевропейской философии.

3. В чём заключается сущность основных концепций понимания пространства и времени?

4. Раскройте основные положения марксистской концепции общества.

5. Из каких частей состоит человеческая душа по мнению Платона? Раскройте смысл мифа о «крылатой колеснице».

ВАРИАНТ 6

1. В чём сущность гносеологического оптимизма и агностицизма?

2. Раскройте сущность иррационализма современной философии?

3. Выделите и охарактеризуйте исторические формы диалектики.

4. Дайте характеристику модели общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса.

5. Раскройте смысл тезиса Парменида (представителя школы элеатов) «Бытие есть, небытия нет».

ВАРИАНТ 7

1. Каковы общие и специфические черты философии и науки?

2. Определите особенности философии постмодернизма.

3. В чём суть гегелевского понимания диалектики?

4. Выделите общие и специфические черты теорий общественного договора (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

5. Прокомментируйте доказательства бытия Бога, сформулированные Фомой Аквинским.

ВАРИАНТ 8

1. Определите философские основания и социальный смысл конфуцианства.

2. Каково отношение О. Конта к традиционной философии?

3. Охарактеризуйте принципы диалектики как философской теории развития.

4. Почему общество в современной социальной философии рассматривается как открытая, сложная, самодостаточная и саморазвивающаяся система?

5. Объясните тезис «Философия – служанка богословия». Кто из философов эпохи средневековья его сформулировал и почему?

ВАРИАНТ 9

1. В чём проявляется космоцентризм античного философского мышления?

2. Раскройте сущность принципа верификации в философии позитивизма?

3. Назовите основные понятия закона взаимопроникновения противоположностей и раскройте их смысл.

4. Какие стадии в развитии общества и науки выделял О. Конт? Соотнесите эти стадии с историческими эпохами.

5. В чём смысл тезиса Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно»?

ВАРИАНТ 10

1. В чём заключается специфика философского учения Сократа?

2. Раскройте сущность принципа фальсификации в философии позитивизма?

3. Назовите основные понятия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений и раскройте их смысл.

4. Выделите основные сферы общественной жизни и покажите их взаимосвязь.

5. Охарактеризуйте идеал человека эпохи Возрождения.

ВАРИАНТ 11

1. Почему Платона считают родоначальником объективного идеализма в философии?

2. Выделите основные проблемы постпозитивистской философии.

3. Каковы специфические черты закона отрицания отрицания?

4. Раскройте смысл понятий «социальная структура», «социальная общность», «социальная группа», «социальный статус», «социальный престиж».

5. Приведите примеры, свидетельствующие о том, что многие философы Нового времени были одновременно и учёными.

ВАРИАНТ 12

1. Как решалась проблема соотношения материи и формы в философии Аристотеля?

2. Какие стадии развития человека выделяет С. Кьеркегор?

3. Выделите и охарактеризуйте основные формы отражения на различных уровнях организации материи.

4. Раскройте основные положения марксистского учения о классах и классовой борьбе.

5. Объясните смысл высказывания Дж. Беркли «Существовать – значит быть воспринимаемым».

ВАРИАНТ 13

1. В чём сущность проблемы истинного знания в философии скептицизма (эпоха эллинизма)?

2. В чём выражается пессимистический характер философских рассуждений А. Шопенгауэра?

3. Раскройте связь мышления и языка.

4. Выделите основные положения теории социальной стратификации.

5. В чём смысл основной идеи теории «разумного эгоизма» (эпоха Просвещения)?

ВАРИАНТ 14

1. Охарактеризуйте основные принципы средневековой философии.

2. Раскройте смысл понятия «жизнь» в философии иррационализма.

3. Каковы особенности психики и сознания человека?

4. Что представляет собой социальная мобильность? Каковы её виды?

5. В чём особенность отношения Ж.-Ж. Руссо к современной ему цивилизации?

ВАРИАНТ 15

1. Раскройте проблему соотношения разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр).

2. В чём заключается суть идеи «сверхчеловека» в философии Ф. Ницше?

3. Как решается проблема познаваемости мира в марксистской философии?

4. Охарактеризуйте феномен власти в жизни общества.

5. Какая новая религия, по мнению Л. Фейербаха, должна прийти на смену христианству? В чём сущность этой религии?

ВАРИАНТ 16

1. Кого из мыслителей эпохи средневековья и почему называют первым философом истории?

2. Какая проблема и почему занимает центральное место в философии экзистенциализма?

3. Каковы специфические черты и основные формы чувственного познания?

4. Выделите причины возникновения и признаки государства.

5. Раскройте смысл высказывания Г.В.Ф. Гегеля: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Позиции какого философского направления отражает это высказывание?

ВАРИАНТ 17

1. Каковы особенности понимания человека в философии средневековья?

2. Раскройте суть понятия «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма.

3. Каковы специфические черты и основные формы логического (рационального) познания?

4. Выделите и охарактеризуйте основные формы государства.

5. Прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха «Человек приписывает Богу то, что он отрицает в себе».

ВАРИАНТ 18

1. В чём сущность гуманизма в философской мысли эпохи Возрождения?

2. Выделите основные понятия христианской философии XX века.

3. Какова роль воображения и интуиции в познавательном процессе?

4. Что представляет собой гражданское общество и какова его связь с государством?

5. В чём отличие марксистского понятия «общественно-экономическая формация» от понятия «цивилизация»?

ВАРИАНТ 19

1. Выделите общие и специфические черты пантеистических учений Н. Кузанского и Дж. Бруно.

2. Каковы основные проблемы философии неотомизма?

3. Раскройте суть классической концепции истины. Каковы её альтернативы?

4. Охарактеризуйте феномен идеологии в политической жизни общества.

5. Объясните смысл тезиса позитивизма «Наука – сама себе философия».

ВАРИАНТ 20

1. Каким должен быть глава государства с точки зрения Н. Макиавелли?

2. В чём заключается своеобразие понимания человека в постструктурализме?

3. Раскройте смысл понятий «объективная истина», «относительная истина», «абсолютная истина».

4. Выделите отличительные черты правового государства.

5. Объясните, почему, по мнению Э. Финка, игра является специфическим человеческим феноменом?

ВАРИАНТ 21

1. В чём сущность новых подходов к осмыслению социальных процессов в философии эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла)?

2. Выделите основные понятия философии структурализма и раскройте их смысл.

3. Охарактеризуйте специфические признаки научного познания.

4. Раскройте особенности идеологии современного белорусского государства.

5. В чём, по мнению Ф. Ницше, состоит различие «морали рабов» и «морали господ»?

ВАРИАНТ 22

1. Выделите и объясните правила рационалистического метода Р. Декарта.

2. В чём заключается особенность интерпретации истории в философии М. Фуко?

3. Какова основная цель эмпирического познания? Какие существуют методы эмпирического познания?

4. Раскройте суть основных концепций происхождения государства.

5. Почему, согласно философии экзистенциализма, существование человека предшествует его сущности?

ВАРИАНТ 23

1. В чём суть эмпиризма Ф. Бэкона?

2. Определите основополагающие темы русской философии.

3. В чём заключается основная цель теоретического познания? Каковы методы теоретического познания?

4. Каковы основные закономерности общественного развития?

5. Раскройте смысл высказывания А. Камю «Я бунтую, следовательно, мы существуем».

ВАРИАНТ 24

1. Объясните смысл тезиса Ф. Бэкона «Знание – сила».

2. Что понимал под смыслом жизни человека Е.Н. Трубецкой?

3. Раскройте смысл понятий «научный факт», «проблема», «гипотеза», «теория», «концепция», научная картина мира».

4. Какова роль революции и эволюции в общественной динамике?

5. Проанализируйте образ человека, созданный философией неотомизма.

ВАРИАНТ 25

1. Объясните смысл теории «врождённых идей». Назовите сторонников и противников этой теории.

2. В чём суть учения о Софии в русской философии всеединства?

3. Какое место занимает наука в системе ценностей современного общества?

4. В чём суть теории ненасилия? Назовите её основных представителей.

5. Раскройте смысл высказывания Н.А. Бердяева «Я страдаю, значит я существую».

ВАРИАНТ 26

1. Почему в философии XVII века особую актуальность приобретают проблемы теории познания?

2. Охарактеризуйте основные идеи русской философии всеединства.

3. Выделите основные этапы в эволюции философских и научных представлений о природе.

4. Каковы особенности феномена массового общества?

5. Сравните образ государя А.Волана и Н. Макиавелли.

ВАРИАНТ 27

1. Выделите основные достижения материалистической философии XVIII века (К.Гельвеций, П. Гольбах, Ж.-O. Ламетри).

2. В чём сущность западничества и славянофильства (основных направлений в русской философии XIX века)?

3. Раскройте смысл понятий «природа», «биосфера», «ноосфера», «коэволюция».

4. Выделите и охарактеризуйте основные факторы социальной динамики (геоклиматический, демографический, технико-технологический и др.)

5. Почему, согласно диалектике, в природе не существует абсолютного тождества?

ВАРИАНТ 28

1. Какие социальные идеи отстаивала философия эпохи Просвещения?

2. Раскройте основные положения космизма Н.Ф. Фёдорова.

3. Каковы причины, признаки экологического кризиса и возможные варианты его преодоления?

4. В чём заключается особенность линейных интерпретаций исторического процесса?

5. Покажите на примерах проявление законов диалектики в различных сферах деятельности человека.

ВАРИАНТ 29

1. Что понимал Дж. Локк под первичными и вторичными качествами?

2. В чём заключается особенность подхода Н.А. Бердяева к решению проблемы личности и её свободы?

3. Каковы основные стратегии осмысления природы человека в классической философии?

4. Какова особенность нелинейных интерпретаций исторического процесса?

5. Почему человек не в состоянии приобрести абсолютно истинные знания о мире?

ВАРИАНТ 30

1. Какую роль в истории Западной Европы сыграло учение Дж. Локка о природе общества и государства?

2. Почему философская мысль Беларуси имеет ярко выраженный нравственный характер?

3. Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке.

4. В чём смысл понятия «общественно-экономическая формация»?

5. Какую роль в познавательном процессе выполняют «ложь», «дезинформация», «заблуждение», «правда»?

ВАРИАНТ 31

1. В чём смысл учения Ф. Бэкона о «призраках познания»?

2. Выделите основные принципы белорусской ренессансно-гуманистической философии.

3. В чём суть синтетической концепции человека в философской антропологии (М.Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер)?

4. Охарактеризуйте типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный).

5. Приведите конкретные примеры, раскрывающие противоречивую роль науки в современном обществе.

ВАРИАНТ 32

1. В чём заключается сущность деизма в философии эпохи Просвещения?

2. Какие главные критерии поведения человека выделял Ф. Скорина?

3. В чём сущность процесса социализации личности?

4. Назовите представителей цивилизационного подхода к объяснению исторического процесса и сопоставьте их теории.

5. Прокомментируйте высказывание В.И. Ленина «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

ВАРИАНТ 33

1. В чём суть критического характера философии И. Канта?

2. Какова сущность идеологии антитринитаризма?

3. Назовите основополагающие феномены бытия человека и раскройте смысл некоторых из них ( 2-3 феномена по выбору).

4. В чём заключается роль техники в жизни общества?

5. Покажите на конкретных примерах роль личности и народных масс в истории.

ВАРИАНТ 34

1. В чём суть категорического императива И. Канта?

2. Почему в Беларуси широкое распространение получило учение физиократов?

3. Каковы особенности марксистской концепции личности?

4. В чём сущность глобализации современного общества?

5. Объясните, почему человек в современном обществе, с одной стороны, обречён на свободу, а с другой – довольно часто не хочет быть свободным, бежит от свободы?

ВАРИАНТ 35

1. Выделите и раскройте основные этапы развития абсолютной идеи в философии Г.В.Ф. Гегеля.

2. Какое место отводил С. Полоцкий философии в жизни человека и общества?

3. Какие основные ответы на вопрос о смысле жизни человека даёт философия?

4. Охарактеризуйте основные черты информационного общества.

5. В чём заключается различие между классами и стратами? Приведите примеры классов и страт, существующих в современном белорусском обществе.

Литература

Основная:

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.:ТЭИС, 1996.

2. Асмус, В.Ф. Античная философия. – М.: Высш. шк. 2005. – 408 с.

3. Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд.2-е. – М.:ФАИР-Пресс, 1999.

4. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / Под ред. И.Т.Фролова. Ч.1,2. – М.: Политиздат, 1989.

5. Гiсторыя фiласофii / Пад рэд. Ч.С.Кiрвеля. - Гродна, 1997.

6. Зотов, А.Ф. Западная философия ХХ века: Учеб. пособие. – М.: «Высшая школа», 2005. – 781 с.

7. Ивин, А.А. основы социальной философии: Учебное пособие для вузов / А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2005. – 440с.

8. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

9. История философии. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 576 с.

10. История философии: Учебник. Под ред.Ч.С.Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001.

11. Калмыков, В.Н. Философия: учебн.пособие /В.Н.Калмыков. – Мн.: Высш.шк., 2006.

12. Канке, В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: «Логос», 1996.

13. Кармин, А.С., Бернацкий, Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – Спб: Питер, 2006. – 560 с.

14. Козел, А.А. Философская мысль Беларуси: Учеб. пособие / А.А.Козел. – Мн.: Амалфея, 2004 – 352 с.

15. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. – М.; 1989.

16. Курбатов, В.И. История философии. – Ростов-н/Д, 1997.

17. Курбатов, В.И. История философии. Конспект. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 448с.

18. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: Политиздат, 1991.

19. Моторина, Л.Е. Философская антропология: Учебник для вузов – М.: Академический проект, 2009. – 270 с.

20. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.; 1976.

21. Современная западная философия: Учебное пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Мн: Высш. шк., 2000. – 493 с.

22. Солопов, Е.Ф. Философия6 Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. – 400 с.

23. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова; под ред. А.П. Алексеевой, Л.Е. Яковлевой. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 336 с.

24. Философия: Курс лекций: Учеб. пос. / Под ред. В.Л.Калашникова. – 2-е изд. – М.: Владос, 2004.

25. Философия: Уч.пос./ Под ред. О.С.Тернового. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998.

26. Философия: Учеб. для высш.уч.завед. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

27. Философия: Учеб. пос. В 2-х ч. / Под общ.ред. Я.С.Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004.Ч.1.: Философия в исторической динамике культуры.

28. Философия: Учеб. пос. В 2-х ч. / Под общ.ред. Я.С.Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2005. Ч.2.: Философия бытия, человека, общества.

29. Философия: Учеб.пос. /Под.общ.ред. В.К.Лукашевича. –Мн.: БГЭУ, 2001; 2002.

30. Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М.: Юрайт-Издат, 2004 . -520 с.

31. Философия: Учебник / В.Г.Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В.Миронов, К.Х.Момджян. –М.: ИНФРА-М, 2000.

32. Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996.

33. Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Акакдемический проект, 2007. – 688с.

34. Философия: Учебник для вузов / Отв.ред. В.П.Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

35. Философия: Учебник для вузов /Под ред.В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. –М.: ЮНИТИ, 2001 – 510 с.

36. Философия: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 1996. – 512 с.

37. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования [Текст]: учебник. –Москва: ИНФРА-М, 2006.

38. Чанышев, А.Н., Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев –М. : «Высш. школа», 1981 – 374 с.

39. Шишков, И.З. Современная западная философия: очерки истории. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 336 с.

40. Яскевич, Я.С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2005. – 420 с.

41. Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах/ Я.С. Яскевич. – Мн: Новое знание, 2003. – 400с.

42. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки: Учеб. пособие/ Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич, - Минск: БГЭУ, 2009. – 475 с.

Справочники и энциклопедии:

1.История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпресссервис «Книжный дом», 2002.

2. Новейший философский словарь – Минск: Книжный Дом. Интерпрессервис, 2003. – 1280с.

3. Новейший философский словарь / Сост. А.Л. Грицанов. – Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998; 2002.

4. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

5. Современная западная философия: Словарь. – М., 1998.

6. Современная западная философия: Словарь/ Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Политиздат. 1991 – 414 с.

7. Современный философский словарь /Под. ред В.Е. Кемерова. – М., 1996. – 602 с.

8. Современный философский словарь. / Под ред. В.Е. Кемерова. – М., Бишкек, Екатеринбург: Publisher Odissei, 1996.

9. Философия: 100 экзаменационных вопросов (эспресс-справочник для студентов вузов): Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 1999.

10. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСР: Слово, 2000.

11. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М. – Гардарики, 2004. – 860 с.

12. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – 840с.

13. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Наши рекомендации