Занятие 33. Ретроспективный анализ спортивной карьеры по средствам моделирования

Н. Л. Ильина

Вводные замечания.Когда речь заходит о здоровье человека, то в первую очередь приходит мысль о физическом здоровье. Обладаю­щий им человек представляется бодрым, подтянутым, с атлетическим телосложением, свободно владеющим собственным телом. В совре­менном обществе, где двигательная активность людей ограничена, воплощением физически здорового человека являются спортсмены (хотя подчас это весьма спорный аспект). Физическое самосовер­шенствование оказывается для спортсменов средством достижения высоких результатов, поэтому физическое здоровье для них — основ­ная ценность. Делая акцент на физическом развитии и совершенст­вовании, спортсмены и их тренер зачастую упускают из вида осталь­ные аспекты здоровья (интеллектуальный, личностный, социальный, творческий, духовный). Особенно на ранних этапах своей карьеры многие тренеры пытаются сами, вместо юного спортсмена, опреде­лять для него цели, искать пути их достижения, выявлять ошибки, оценивать ситуацию и самого спортсмена, организовывать систему его взаимоотношений в спорте и т. д. Это не позволяет юному атлету сформировать внутреннюю картину здоровья. Анализ спортивной карьеры по средствам моделирования может помочь ему в обрете­нии здоровья.

Моделирование — это исследование каких-либо объектов (кон­кретных или абстрактных) на моделях, т. е. условных образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных (подобных) исследуе­мому объекту. Модель отображает и воспроизводит в упрощенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элемен­тами исследуемого объекта, когда его непосредственное изучение за­труднено или просто недоступно. Исследуемый объект, по отношению к которому создается модель, называется оригиналом, прототипом, образцом (Кондаков Н. И., 1975).

В нашем случае прототипами выступают спортсмены, закончив­шие или продолжающие свою спортивную карьеру, а ее моделями —

условные образы или схемы, отображающие общие закономерности развития человека. Ретроспективное моделирование спортивной карьеры в данном случае не имеет сугубо научного характера, — это умозрительные модели спортивной карьеры. Именно такой подход к анализу проблемы оправдан с нескольких позиций: данное модели­рование карьеры похоже не на научное исследование, а на игру, что снимает ряд психологических барьеров и позволяет заглянуть в под­сознательный уровень.

Можно провести аналогию с древними моделями человеческой жизни — «Гора с плоской вершиной», «Времена года», «Лабиринт» и др. Описывая события своей спортивной карьеры отвлеченно, от третьего лица, или представляя ее как некое природное явление, или как сказочное действие и т. д., спортсмен может взглянуть на некоторые кризисные моменты с другой стороны, что намного об­легчает их решение. Такое повествование позволяет ослабить эмо-циональную включенность в решение проблемы, посмотреть на си-туацию более масштабно.

Кроме того, активное участие в обсуждении представленной мо-дели всеми участниками занятия помогает оценить спортивный путь с различных точек зрения, иногда неординарных и оригинальных. Участники занятия могут предложить интересные пути выхода из затруднительных ситуаций, помочь прояснить сложные карьерные моменты, скорректировать самооценку и др.

Спортивная карьера отличается рядом особенностей, и одна из них — ранняя специализация в спорте. Дети и подростки начинают активно заниматься выбранным видом, пребывая в процессе разви­тия, и в этом юном возрасте им приходится решать сложные задачи, которые иногда не под силу даже взрослым, опытным людям. Исход ситуации зависит в первую очередь от окружающих ребенка людей и его собственной жизненной и спортивной позиции. Неразрешенные противоречия на карьерном пути, неудачные выступления, конфлик­ты с тренером и т. д. могут существенно влиять на результат спор­тивной деятельности и успешность профессиональной деятельности по завершении выступлений в соревнованиях. Детское, эмоциональ­ное, часто искаженное восприятие событий, отношение к ним нередко сохраняются и в зрелом возрасте. Данный метод позволяет вскрыть проблемы спортивной карьеры, переосмыслить их и взглянуть на прошлые события с другой стороны. Кроме того, он позволяет при­дать спортивной карьере завершенность, помогает в осознании нужности, ценности и полезности осуществленной деятельности, способ­ствует прояснению слабых и сильных сторон личности.

Цель занятия.Ознакомление студентов с одним из методов анализа спортивной карьеры.

Оснащение.Для занятия необходима аудиторная доска, листы бу­маги формата А4, ручки или карандаши (можно цветные).

Порядок работы

1. Ознакомить студентов с существующими моделями жизненного пути, понятиями карьера, спортивная карьера, анализ спортивной карьеры, модели спортивной карьеры, этапы спортивной карье­ры. Привести примеры возможных моделей спортивной карьеры.

2. Дать задание разбить свою спортивную карьеру на ряд этапов, от­меченных определенными вехами. Попросить представить ее в ви­де некого образа или ряда образов, сменяющих друг друга. Мо­дель должна быть динамичная, развивающаяся во времени. В ней может присутствовать сам спортсмен, но повествование должно вестись от третьего лица. Реальные люди могут фигурировать в рассказе, но их профессии и имена должны быть заменены; воз­можно, чтобы они выступили в роли неодушевленных предметов или природных явлений. Все это должно быть представлено в ви­де рисунка или схемы на листе бумаги. На выполнения задания дается 10-20 мин.

3. Каждый участник представляет вариант своей модели спортивной карьеры, сопровождая его или показом рисунка, или воспроизве­дением рисунка на аудиторной доске. Остальные участники — активные слушатели и заинтересованные собеседники. После то­го как рассказ закончен, слушатели обязаны задавать докладчику разнообразные вопросы (не меньше трех каждый). Вопросы мо­гут иметь уточняющий, критичный, опровергающий, провоци­рующий характер и др. Докладчик обязан на них ответить; все от­веты на вопросы, касающиеся его спортивной карьеры, даются от третьего лица.

4. Если докладчик хочет в процессе ответа на вопросы что-то изме­нить в рисунке или добавить, а может, и вообще перерисовать свою модель, это только приветствуется. И по окончании ответов на вопросы докладчик по просьбе ведущего должен пояснить, что

спровоцировало желание изменить модель спортивной карьеры. В заключение, если группа не дала положительной оценки модели, ведущий обязательно задает вопросы, подводящие выступающего к осознанию значимости и ценности его деятельности. Примеры моделей спортивной карьеры (из практики)1. Альпинист, идущий с группой других альпинистов в гору, гора скользкая, идти тяжело, то и дело один за другим альпинисты скатываются к подножию, но группа самых упорных продолжает восхождение. На этом трудном пути альпинисты поддерживают друг друга. И вот вершина покорена, альпинисты слишком долго радуются этому и забывают, что нужно идти дальше, поэтому по одному начинают скатываться вниз, в то время как их инструктор не бросает им спасительный конец веревки, а наблюдает за тем, | что будет с ними дальше. Одному альпинисту удалось зацепиться | за выступ, он потихоньку начал карабкаться вверх на вершину. | Когда он на нее выбрался, основной группы с инструктором там | уже не было. Они покоряли уже другую вершину, более сложную. ' Альпинисту пришлось прилагать неимоверные усилия, чтобы j догнать их. На этом пути он сбил руки в кровь, повредил ногу, по­терял провизию, но так и не догнал идущих впереди. Возможные вопросы:

o Какие эмоции переживал альпинист, когда оказался на вершине?

o Когда еще в своей жизни он испытывал подобные эмоциональ­ные состояния?

o Почему инструктор не помогал соскальзывающим альпини­стам?

o Как к этому относились оставшиеся альпинисты?

o Почему альпинисту удалось зацепиться за выступ?

o Почему он решил снова забраться на скалу?

o Зачем он хотел догнать группу?

o Какие полезные навыки альпинист приобрел в этом походе?

o Какие личностные качества помогли ему все же покорить вер­шину второй раз?

2. В тихом лесу пробился маленький ручеек, ему было все интерес­но, и он побежал по лесу. Сначала все было гладко, он бежал, набирал силу, расширялся, в него вливалась чистая вода, и он креп. Но вот случилось несчастье: однажды в него вылили грязную, ма­зутную воду и ручеек начал болеть, но со временем ему удалось очиститься, и он снова стал искать новых приключений. Его путь был уже не так гладок, множество новых препятствий возникало на его пути, то поваленное дерево преградит путь, и его надо обе­гать, то дети специально построят дамбу, и ее надо пробивать. Все это ручеек преодолел, и только он подумал, что вот сейчас вы­рвется на свободный простор, как с нескольких сторон его под­хватили другие ручейки и понесли с двойной скоростью. Ручеек не успевал ничего замечать по сторонам, не мог остановиться, вы­рваться, следовать своим путем. Но со временем ручейку понра­вилась скорость, с которой его несло вперед, он чувствовал силь­ную направляющую струю. В этом потоке были нестрашны ни­какие препятствия, никакие пороги. И однажды этот веселый, бурный поток влился в спокойное тихое озеро. Ручеек был даже рад этому, так как очень устал бежать и уже много чего успел в жизни увидеть и преодолеть. Но иногда ему не хватает движения и хочется вырваться из спокойного озера, но это невозможно.

Возможные вопросы:

o Откуда взялись другие ручейки, влившиеся в него?

o Почему ручеек не мог вырваться из подхватившего его потока?

o При каких иных обстоятельствах он смог бы вырваться из об­щего потока?

o Почему ручейку понравилось в общем потоке?

o Что интересного видел ручеек в жизни?

o Что считает наиболее ярким впечатлением?

o Почему невозможно вырваться из озера?

o Какие преимущества существования в тихом озере перед бы­стрым бегом в общем потоке?

Контрольные вопросы

1. Что такое профессиональная карьера?

2. В чем состоят особенности спортивной карьеры?

3. Каковы возможности использования данного метода для анализа других профессиональных видов деятельности?

4. Каковы причины эффективности данного метода?

Рекомендуемая литература

Марасанов Г.И. социально-психологический тренинг. М.; Совершенство, 1998.

Психологи здоровья: Учебник для вузов/ под ред.Г.С.Никифорова. СПб; Питер, 2003.

Стамбулова Н.Б. Психология спортивноей карьеры: Учеб. Пособие.СПб.; Центр «Карьера», 1990.

[1] Детали такого расчета представлены в специальном литературе, например: Карпман В. Л., Белоцерковский 3. В., Гудков И. Л. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988

[2] Дробиее об этом см.: Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические Рекомецдации по проведению. СПб.: Речь, 2001

[3] Резльтаты адаптации и стандартизации теста Кеттелла предоставила канд. пснхол. наук доцент Л. В. Мургулец.

[4] Зелигман М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. М, 1999

[5] Schuller I. S., Comunian A. L. Cross-Cultural Comparison of Arousability and Optimism beale (AOS) // 18" International Conference of Stress and Anxiety Research Society, "usseldorf, 1997

[6] Данные дипломной работы О. Г. Новиковой «Оптимизм и сопиально-психологиче-20гн ;,лапта11ия». выполненной под руководством доцента Н. Е. Водопьяновой (СПб

[7] HobfoII St. Е. Stress, culture, and community. N.Y. and London, 1998

[8] Ресурс (от франц. ressonrse) - вспомогательное средство, используемое в особых или исключительных случаях для получения желаемого результата.

[9] Толерантность (устойчивость) — нереагирование на негативную ситуацию, факторы стресса в результате снижения чувственно-эмоционального реагирования на те или иные угрозы из социума

[10] Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального «выгорания» Дисс.канд. психол. наук. СПб., 2002

[11] Hobfoil S. Е. Stress, culture, and community. The psychology and philosophy of stress. 'New York, 1998

[12] Hobfoll S. Е. & Lilly R. S. Resource conservation as a strategy for community psychology //Journal of Community Psychology. 1993. № 21. P. 128-148.

[13] Eliot R. 5. From Stress to Strength. N.Y., 1993.

[14] Леей Л., Андерсон А. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. М., 1979

[15] Пономарева Г. А. Субъективная оценка как показатель здоровья работающих // ЗРФ. № 2. С. 44-45.

[16] Гундаров И. А., Полесский В. А. Принципы индивидуальной оценки и коррекции ко­личества здоровья и качества жизни // Сборник научи.-метод, материалов для службы ФЗОЖ. М., 1991.

[17] Зинкевич-Евстпшнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2001

[18] Цит. по: Бурно М Е. Самовнушение и аутогенная тренировка. М., 1975. С. 8.

[19] Sportpsychologie fur Sportier, Sportfunktionaren und Sportartzten. Leipzig, 1980

[20] Приведены общие принципы и подходы к проведению рациональной терапии с ли­цами, пострадавшими от воздействия психотравмирующих факторов, вызванных экстремальными ситуациями

[21] Приведен наиболее простой вариант AMP

[22] Приведен наиболее простой вариант ПМР

[23] Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Ни­кифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ 1991.

[24] Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образо­вании. М, 2001

[25] Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

[26] Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт-терапии. СПб., 2000.

Наши рекомендации