Основные противоречия, обусловливающие кризисы спортивной карьеры

Проанализируем основные противоречия, характерные для каж­дого из этапов развития СК.

Кризис начала спортивной специализациисвязан с поступлени­ем в спортивную школу или началом занятий в группе специали­зации у профессионального тренера. Суть данного кризиса состав­ляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основными противоречиями здесь оказались:

• несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тре­нировочному процессу, что нередко ведет к разочарованию, сни­жению мотивации. Можно выделить три аспекта «обмана ожида­ний»: а) между типичным для детей представлением о спорте как празднике (почерпнутом из просмотра телепередач, посещения соревнований) и реальной «черновой работой» спортсмена; б) между представлением будущего спортсмена, заключающемся в том, что на тренировках сразу начнется освоение основных специальных упражнений вида спорта, и традиционным акцентом на общей подготовке в начале обучения; в) между привычкой детей (осо­бенно дошкольников и младших школьников) руководствоваться в двигательной деятельности «принципом удовольствия» и реаль­ным требованием спортивной тренировки работать «через не могу» и «не хочу»;

• необходимость весьма быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физичес­кой подготовленности, т.е. демонстрации высокой обучаемости, способностей к виду спорта;

• необходимость положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях при полном отсутствии соревновательного опыта. Выяснилось, например, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о пра­вилах соревнований, проведении предсоревновательной размин­ки, настройке на выступление.

Таким образом, уже на этапе начальной спортивной специа­лизации перед юным спортсменом встают достаточно сложные задачи. Здесь впервые решается вопрос о его «перспективах» в спорте, проверяются способности, сила и устойчивость мотива­ции. Преодолевшие кризис переходят к углубленной тренировке

в избранном виде спорта, а не справившиеся с ним обычно пе­реориентируются на другой вид спорта или другие виды деятель­ности.

Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спортаначинается с появления новой установки — работать «на резуль­тат». Перед спортсменом ставятся новые, более высокие цели, не­уклонно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значительного увеличения физических нагрузок, повыша­ется ранг соревнований, а значит, и уровень конкуренции в них. Отсюда — новые проблемы спортсмена, которые предстоит ре­шить на данном этапе СК:

• необходимость адаптации к новым, более высоким физичес­ким нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подго­товку и быстрее достичь запланированных результатов. Последнее создает предпосылки для травм, заболеваний, хронического пере­напряжения (перетренировки), заставляя спортсмена «приобретать опыт лечения, реабилитации и «возвращения в строй»;

• обновление технического арсенала спортсмена, совершенство­вание техники уже освоенных двигательных действий, что требу­ется почти во всех видах спорта;

• возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта поражений, что порождает проблему психологической под­готовки к стартам;

• требование надежности и стабильности соревновательных выступлений, что психологически связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов са­морегуляции психических состояний;

• сочетание спорта и других видов деятельности (учения, хобби).

О выходе из данного кризиса свидетельствует достижение пер­вых больших успехов в соревнованиях, по сути поднимающее спорт­смена на уровень спорта высших достижений. Спортсмены, не пре­одолевшие кризис, но сохраняющие высокую мотивацию, либо остаются в массовом спорте (продолжают тренироваться «для себя»), либо выбирают профессию, связанную со спортом, и на­чинают подготовку к ней. Значительная же часть спортсменов на этом этапе уходит из спорта.

Кризисы перехода из массового спорта в спорт высших достиже­ний и из юношеского спорта во взрослый спорттесно связаны друг с другом, так как спортсмен, вышедший на уровень спорта высших достижений, обычно как бы автоматически начинает участвовать во взрослых соревнованиях, независимо от своего паспортного воз­раста. На данном этапе кульминации СК спортивные цели стано­вятся главными жизненными целями, что определяет необходи­мость перестройки образа жизни в целом. Более конкретно перед спортсменом встают следующие проблемы:





• необходимость согласования спортивных целей с другими жизненными целями (выбором профессии, например); соответ­ствующая перестройка образа жизни, его подчинение целям СК;

• необходимость отказа от подражания кому-либо и переориен­тация на творческий поиск индивидуального пути в спорте, новых резервов повышения спортивных результатов, включая фундамен­тальную теоретическую подготовку, обобщение собственного опы­та, формирование индивидуального стиля деятельности;

• «пресс отбора» при подготовке к главным соревновательным стартам, необходимость распределения сил на весь сезон, что свя­зано психологически с освоением спортсменом разных стратегий выступления в соревнованиях;

• необходимость завоевания престижа — авторитета в собствен­ной команде, среди соперников, судей, зрителей; испытание сла­вой и необходимость выработки адекватного отношения к ней;

• возможность кризиса взаимоотношений тренер-спортсмен, а также отношений внутри спортивной команды.

Данные кризисы являются, пожалуй, самыми тяжелыми для большинства спортсменов. Именно здесь происходит разделение на «достигнувших среднего уровня» и «спортивную элиту». Выход из них связан с обретением не только спортивной, но и личност­ной зрелости.

Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спортявляется относительно новым для рос­сийских спортсменов. По данным опроса 18 профессиональных спортсменов, работающих по контракту, удалось выяснить встаю­щие перед ними следующие проблемы:

• необходимость высокой самоорганизации, новой дисциплины
спортсмена, подчиненной условиям профессионального контракта;

необходимость приобретения новых знаний (спортивных, юридических, экономических, иностранного языка и др.), требу-мых для самостоятельной тренировочной работы и общей ориен-[ровки в мире профессионального спорта;

• поиск новых выразительных средств, совершенствование ис-
юлнительского мастерства с учетом того, что профессиональный
порт в большой степени является спортом для зрителей и предъяв-
!яет высокие требования к зрелищности выступлений;

• поиск эффективных средств поддержания работоспособное-
не связанных с применением допинга, что позволяет продлить

знь спортсменов в профессиональном спорте;

• необходимость завоевания авторитета в среде профессионалов;

• необходимость социокультурной адаптации для тех, кто зак-
ючил контракт с зарубежным клубом.

О выходе из данного кризиса свидетельствуют стабильно высо-ie результаты в турнирах профессионалов, социальное призна­ке и высокие гонорары спортсмена.





Наши рекомендации