Место дисциплины в структуре ооп

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра управления персоналом

РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании кафедры управления персоналом Протокол № 4 от 17 февраля 2015 г. Учебно-методическим советом факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления – филиала РАНХиГС Протокол № _____ от __________ 2015 года

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология

Для направления 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

квалификация (степень) бакалавр

Для очной, заочной и очно-заочной формы обучения

Составители:

Доцент, к.психол.н. Усова О.В.

Доцент, к.психол.н. Вавилова А.Г.

Ассистент Кузнецова Ю.М.

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология как научная и учебная дисциплина преимущественно формируется на стыке двух фундаментальных наук: психологии и социологии. В развитии современной социальной психологии сложилось два основных полюса, к которым тяготеет исследовательская мысль.

Первый полюс связан с социоцентрической установкой и использованием специалистами, прежде всего, категориального аппарата и инструментария социологии для анализа любой социальной общности, включая и изучение личности. Полагается, что системный характер социального целого задает и системность отдельно взятой личности.

Другой полюс носит антропоцентрический характер и свое прямое выражение находит в установке, что только личность выступает исходным пунктом социальных изменений, включая трансформацию системного начала любого уровня социальной общности. Внутренний мир человека и его поведение – не только ключ к анатомии социального целого, но и главный источник его изменения.

Предлагаемая рабочая программа составлена на основе антропоцентрического подхода.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Антропоцентрический характер настоящей рабочей программы находит свое прямое выражение в достижении следующих целей:

· развитие социально-психологической основы профессиональной культуры будущего государственного и муниципального служащего;

· повышение его психологической культуры для успешной реализации профессиональной деятельности и эффективной самореализации в профессиональной сфере;

· самостоятельному нахождению и построению эффективных жизненных стратегий и умению продуктивно преодолевать сложные жизненные ситуации.

Антропоцентрический характер целей учебной программы определяют и особенности решаемых задач:

· овладеть методологией системного анализа межгруппового, внутригруппового и личностного пространства с акцентом на развитие поведенческих технологий;

· уметь социально-психологическими средствами обеспечивать результативность государственной и муниципальной кадровой политики;

· учитывать психологические особенности поведения людей в различных сферах жизни, знать специфику социализации личности и продуктивно решать конфликтные ситуации;

· стремиться на научно-концептуальной основе организовывать управленческий труд и социально-психологическими средствами поддерживать должный уровень его эффективности;

· уметь анализировать сферу делового и обыденного общения, продуктивно ее развивать и эффективно контролировать;

· обеспечивать и поддерживать должный уровень своей социально-психологической компетентности и уровень своих сотрудников.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

(основной образовательной программы)

Место учебного курса «Социальная психология» в системе подготовки бакалавра в области государственного и муниципального управления.

Являясь логическим продолжением базового курса «Общая психология», учебная дисциплина «Социальная психология» раскрывает перед студентами непростую картину существования людей в мире себе подобных, описывает и объясняет сложные коммуникативные феномены взаимодействия человека и общества, вскрывает социальную природу происхождения личности и развития ее самосознания.

Курс ориентирован как на знакомство студентов с фундаментальными социально-психологическими идеями и концепциями, методами социально-психологического исследования, воздействия, классическими экспериментами, так и на знакомство с методами работы социального психолога. Реализации последней задачи служат практические занятия (практикумы) с использованием активных средств обучения (постановка проблемы, анализ ситуаций, кейс-стади, социально-психологические тренинги, групповые дискуссии).

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны обладать базовыми знаниями по общей психологии, антропологии и философии, а также:

· владеть знаниями о предмете, методологии и методах общепсихологического исследования;

· разбираться в феноменологии личности и принципах её изучения;

· владеть навыками исследовательской работы с научным текстом, групповой работы, устных докладов и письменных работ.

1.4.​ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных:

способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению своих профессионально-практических познаний, умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля (ОК-11).

б) профессиональных:

1. способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11).

2. способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29).

В результате изучения дисциплины студентдолжен знать:

· ориентироваться в феноменах социальной психологии;

· знать базовые социально-психологические категории и понятия, основные научные школы и направления социальной психологии, а также персоналии и классические эксперименты;

· иметь представление о предмете и объекте социальной психологии, методах социально-психологического исследования, социальной психологии личности,психологии группы и групповой динамики, социально-психологических процессах, закономерностях функционирования малых и больших социальных групп.

Студент должен уметь:

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе в целом и использовать данные знания для личностного и профессионального самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, самоорганизации (ОК-13);

- определять тенденции в развитии отношений в группе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

- уметь самостоятельно пользоваться социально-психологическим понятийным инструментарием, применять полученные знания для анализа конкретных ситуаций.

Студент должен владеть:

- навыками использования методов и различных средств познания, обучения и самоконтроля (ОК-13);

-навыками организации работы в группе (ПК-11);

- навыками организации межкультурных и групповых коммуникативных процессов (ПК-29).

Предполагается, что студент будет стремиться совершенствовать навыки самостоятельной работы с литературой (критический анализ, структурирование материала), для использования данных при работе в аудиториях и при написании курсовых, дипломных проектов, оформлении научных работ и статей.

Кафедра Управления персоналом Уральского института-филиала РАНХиГС в соответствии со ст. 55 ФЗ «Об образовании», ст. 20 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ в установленном порядке может уточнять перечень изучаемых вопросов, вводить новые актуальные темы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и научные источники информации.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации