Место дисциплины в структуре ооп
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра управления персоналом
РЕКОМЕНДОВАНА | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании кафедры управления персоналом Протокол № 4 от 17 февраля 2015 г. | Учебно-методическим советом факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления – филиала РАНХиГС Протокол № _____ от __________ 2015 года |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная психология
Для направления 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
квалификация (степень) бакалавр
Для очной, заочной и очно-заочной формы обучения
Составители:
Доцент, к.психол.н. Усова О.В.
Доцент, к.психол.н. Вавилова А.Г.
Ассистент Кузнецова Ю.М.
Екатеринбург
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная психология как научная и учебная дисциплина преимущественно формируется на стыке двух фундаментальных наук: психологии и социологии. В развитии современной социальной психологии сложилось два основных полюса, к которым тяготеет исследовательская мысль.
Первый полюс связан с социоцентрической установкой и использованием специалистами, прежде всего, категориального аппарата и инструментария социологии для анализа любой социальной общности, включая и изучение личности. Полагается, что системный характер социального целого задает и системность отдельно взятой личности.
Другой полюс носит антропоцентрический характер и свое прямое выражение находит в установке, что только личность выступает исходным пунктом социальных изменений, включая трансформацию системного начала любого уровня социальной общности. Внутренний мир человека и его поведение – не только ключ к анатомии социального целого, но и главный источник его изменения.
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе антропоцентрического подхода.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Антропоцентрический характер настоящей рабочей программы находит свое прямое выражение в достижении следующих целей:
· развитие социально-психологической основы профессиональной культуры будущего государственного и муниципального служащего;
· повышение его психологической культуры для успешной реализации профессиональной деятельности и эффективной самореализации в профессиональной сфере;
· самостоятельному нахождению и построению эффективных жизненных стратегий и умению продуктивно преодолевать сложные жизненные ситуации.
Антропоцентрический характер целей учебной программы определяют и особенности решаемых задач:
· овладеть методологией системного анализа межгруппового, внутригруппового и личностного пространства с акцентом на развитие поведенческих технологий;
· уметь социально-психологическими средствами обеспечивать результативность государственной и муниципальной кадровой политики;
· учитывать психологические особенности поведения людей в различных сферах жизни, знать специфику социализации личности и продуктивно решать конфликтные ситуации;
· стремиться на научно-концептуальной основе организовывать управленческий труд и социально-психологическими средствами поддерживать должный уровень его эффективности;
· уметь анализировать сферу делового и обыденного общения, продуктивно ее развивать и эффективно контролировать;
· обеспечивать и поддерживать должный уровень своей социально-психологической компетентности и уровень своих сотрудников.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
(основной образовательной программы)
Место учебного курса «Социальная психология» в системе подготовки бакалавра в области государственного и муниципального управления.
Являясь логическим продолжением базового курса «Общая психология», учебная дисциплина «Социальная психология» раскрывает перед студентами непростую картину существования людей в мире себе подобных, описывает и объясняет сложные коммуникативные феномены взаимодействия человека и общества, вскрывает социальную природу происхождения личности и развития ее самосознания.
Курс ориентирован как на знакомство студентов с фундаментальными социально-психологическими идеями и концепциями, методами социально-психологического исследования, воздействия, классическими экспериментами, так и на знакомство с методами работы социального психолога. Реализации последней задачи служат практические занятия (практикумы) с использованием активных средств обучения (постановка проблемы, анализ ситуаций, кейс-стади, социально-психологические тренинги, групповые дискуссии).
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны обладать базовыми знаниями по общей психологии, антропологии и философии, а также:
· владеть знаниями о предмете, методологии и методах общепсихологического исследования;
· разбираться в феноменологии личности и принципах её изучения;
· владеть навыками исследовательской работы с научным текстом, групповой работы, устных докладов и письменных работ.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных:
способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению своих профессионально-практических познаний, умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля (ОК-11).
б) профессиональных:
1. способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11).
2. способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29).
В результате изучения дисциплины студентдолжен знать:
· ориентироваться в феноменах социальной психологии;
· знать базовые социально-психологические категории и понятия, основные научные школы и направления социальной психологии, а также персоналии и классические эксперименты;
· иметь представление о предмете и объекте социальной психологии, методах социально-психологического исследования, социальной психологии личности,психологии группы и групповой динамики, социально-психологических процессах, закономерностях функционирования малых и больших социальных групп.
Студент должен уметь:
- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе в целом и использовать данные знания для личностного и профессионального самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, самоорганизации (ОК-13);
- определять тенденции в развитии отношений в группе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);
- уметь самостоятельно пользоваться социально-психологическим понятийным инструментарием, применять полученные знания для анализа конкретных ситуаций.
Студент должен владеть:
- навыками использования методов и различных средств познания, обучения и самоконтроля (ОК-13);
-навыками организации работы в группе (ПК-11);
- навыками организации межкультурных и групповых коммуникативных процессов (ПК-29).
Предполагается, что студент будет стремиться совершенствовать навыки самостоятельной работы с литературой (критический анализ, структурирование материала), для использования данных при работе в аудиториях и при написании курсовых, дипломных проектов, оформлении научных работ и статей.
Кафедра Управления персоналом Уральского института-филиала РАНХиГС в соответствии со ст. 55 ФЗ «Об образовании», ст. 20 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ в установленном порядке может уточнять перечень изучаемых вопросов, вводить новые актуальные темы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и научные источники информации.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ