Метафорический кризис помогает увидеть решение



Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru Аналогичные обучающие ситуации как косвенное внушение

"Взять хотя бы нашего эквилибриста на вело­сипеде, — продолжал верблюд. — Помню то время, когда он на велосипеде и ездить-тоне умел. Быва­ло, заберетсяна свой велосипед и тут же упадет.Разумеется, кто-то должен был научить его, как правильно держать руль. Ему долго пришлось прак-

(Персонифицированные тиковаться> чт°бы держаться на велосипеде. А когда
аналогичные он НЛУЧЛЛСЯ держаться, тогда уж можно было рас-

обучающие ситуации) добиться и отпустить руль с чувством радости. Ты понаблюдайза ним сегодня вечером, Сэмми, и об­рати внимание на выражениеего лица и на то удо­вольствие, которое ему доставляет умение владеть своим велосипедом. Рассказываютебе об этом, а сам вспомнил одного жонглера, что работал у нас в цирке, — задумчиво произнес верблюд. — Когда он пришел к нам, он едва управлялсяс двумя малень­кими булавами. А теперь он жонглируетбольшими булавами и тарелками одновременно.[Пауза.] Он умеет теперь жонглироватьшарами, булавами и та­релками и делает все это, управляявелосипедом. У него безукоризненное чувство равновесия.

Вдруг Сэмми и верблюд услыхализвук сирен. Они погляделив сторону звука и увиделиогонь. "Похоже,вон там на ферме начался пожар, — встре­вожился верблюд. — Пожарные машины не смогут добраться сюда, потому что мост недавно смыло. Есть только один способ потушитьпожар: всем сло­нам надо носитьводу в своих хоботах и заливатьогонь. Но все они на окраине города с дрессиров­щиком и готовятся к вечернему представлению".

Малыш Сэмми вопросительно посмотрелна

верблюда: "Что же нам делать?" "Теперь вся надеж­да на тебя", — ответил тот. "Что ты имеешь в виду?" — спросил Сэмми. "Запомни одну очень важную вещь. Как ты знаешь, слоны очень долго могут удер­живать воду в хоботе. Я тебя научу этому, и ты тоже сможешь долго-долго удерживать воду.

А когда ты этому научишься, то отправишься к озеру, опустишьхобот в воду и сам увидишьи ус­лышишь,как вода будет втягиваться в него, и ты сможешь без труда удерживать ее в течение долгого времени. А теперь представь,как ты направляешьсяк месту пожара и тушишьего, выпустив всю воду в




(Метафорический кризис)

(Неизбежное решение)

(Репетиция)





       
    Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru
  Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru
 

Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru самый нужный момент, не проронив ни капли ни за милю, ни за полмили, ни даже за несколько шагов до места пожара. Ты выпустишь водутолько, когда будешь совсем рядом и точно направишьсвой хо­бот". {Долгая пауза.]

Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru "Просто вспомни какой-нибудь момент [пауза], когда ты был особенно счастлив и старался как мож­но дольше удержать это чувство [пауза]. Или вспом­ни, как долго ты сдерживал волнениев ожидании подарка ко дню рождения, гадая, что же это будет. Все знают, что слоны обладают хорошей памятью и всегда запоминают все важное [пауза]. Вот и ты вспомни то важное, чему ты когда-то научился и что прекрасно сохранилось в твоей памяти". [Долгая пауза.]

Сэмми становится участником кризисной ситуации. Отсутст­вие остальных слонов только подчеркивает важность посыла: "те­перь вся надежда на тебя". Больше надеяться не на кого (нет рядом родителей, сверстников, учителей, друзей), надо выходить из кри­зиса (энурез) самому. Верблюд продолжает выполнять свое дело обучения, помогая слоненку освоить необходимый опыт. Перенос воды слоненком ассоциируется у Джона с физиологической спо­собностью удерживать воду. Чтобы слоненок понял необходимость успешного обучения, верблюд предлагает ему увидеть в деталях все свои действия. Таким образом, методом репетиции (Эриксон, 1980) готовятся практические действия.

"Путешествие героя" — вторичный уровень восприятия

Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru "Я выслушалвас, мистер Верблюд, и прямо ощущаю и вижу, как я все это делаю. [Пауза.] Я чув­ствую, что сейчас я справлюсь". [Долгая пауза.] Тогда верблюд и Сэмми отправились к озеру, где слоне­нок набралстолько воды, сколько удобно было дер­жать [пауза].

Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru А затем они долго шли к месту пожара. И Сэмми прошел весь путь так, как сказалему вер­блюд и выпустилвсю воду в нужном месте и в нужное время.

А когда он услышал звуквовремя ударившейв огонь струи, его охватило чувство радости и счастья.Лицо у него засияло,когда все вокруг стали хло­пать в ладошии приветствовать его криками одоб­рения:"Ура, Сэмми, у тебя все получилось!"

Впервые за долгое время Сэмми ощутил,что он сделал что-то особенное.Местная газета писала о его удивительной способности, о таланте — [пау­за] — очень долго удерживать воду, а потом вовремя выпустить ее в самом нужном месте.

Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru Со временем Сэмми сумел открыть в себе и другие забытые было способности. Он подумал: "Раз я знаю, как удерживать воду [пауза], то и все ос­тальное смогу удержать". Как раз в это время мимо проходил верблюд. Увидевего, Сэмми крикнул: "Посмотрите-ка!"А сам прошел туда, где ставили главный шатер, поднял тяжелыйдеревянный столб и отнес его к самому центру шатра, где ему и было место. Осторожноопустив столб, Сэмми почувство­вал,как хорошостало у него на сердце. Он видел,как на-дежно опустилон столб и слышал,как мягко лег он на землю.Верблюд улыбнулсяслоненку и сказал: "Да, теперь ты научился этому и еще многим другим вещам. И пока ты остаешься частью этого цирка, очень важной его частью, с каждым днем ты будешь узнавать все больше и больше .

Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru Прошло несколько недель. Сэмми игрална своей площадке, когда увиделпроходившего мимо верблюда. Тот напомнил слоненку: "Всякий раз, когда тебе захочется увидеть себя за каким-то но­вым занятием, просто вспомни все то важное, чему ты уже научился [пауза[. Ты можешь научиться все­му, что нужно. Только не торопись и удерживайв себе те счастливыевоспоминания". Сэмми посмот­релна верблюда, согласно кивнулголовой и про­изнес: "Спасибо, мистер Верблюд, что помогли мне вспомнить то, что я давно знал".

Важно, что Сэмми теперь видит себя и все свои действия. Ис­пользование фраз типа — "вижу, как я все это делаю", "всякий раз,





Метафорический кризис помогает увидеть решение - student2.ru когда тебе захочется увидеть себя за каким-то новым занятием," — преследует двоякую цель: (1) помогает представить зрителю репетиру­емое действие и (2) активизирует вторичный уровень восприятия (Рос-си), который служит мостиком между осознанием своих новых воз­можностей {'вижу, как я все это делаю) и воплощением их в жизнь ("теперь я могу это сделать").

Победа "героя в конце путешествия" служит отправным пунктом для освоения других навыков и знаний путем переноса уже приобре­тенного опыта. Возможно, было бы эффективнее закончить заверша­ющую часть метафоры криками приветствия герою, но достигнутая победа должна быть основательно "закреплена" в повседневной прак­тической деятельности, чтобы сработал эффект домино и Сэмми "мог бы успешно удерживать" все, что нужно.

на дом (хомячок). За неделю у мальчика был только один случай не­держания. Значительно уменьшилось нервное напряжение. На вто­ром занятии было рассказано несколько кратких метафор с использо­ванием понятий контролировать, удерживать, отпускать и т.д. Дома поручалось поливать сад.

К третьему занятию у мальчика не было ни одной "мокрой" ночи, ребенок заметно повеселел. На третьем занятии терапевт продолжал закреплять достигнутый успех, чему также способствовало новое до­машнее задание (запуск змея).

В последующий месяц, по сообщению матери, у мальчика был только один "мокрый" случай. Это был рекорд со времени появления болезни.

В следующие полгода признаки болезни полностью исчезли и больше не появлялись.

Наши рекомендации