Метафорический кризис помогает увидеть решение
Аналогичные обучающие ситуации как косвенное внушение
"Взять хотя бы нашего эквилибриста на велосипеде, — продолжал верблюд. — Помню то время, когда он на велосипеде и ездить-тоне умел. Бывало, заберетсяна свой велосипед и тут же упадет.Разумеется, кто-то должен был научить его, как правильно держать руль. Ему долго пришлось прак-
(Персонифицированные тиковаться> чт°бы держаться на велосипеде. А когда
аналогичные он НЛУЧЛЛСЯ держаться, тогда уж можно было рас-
обучающие ситуации) добиться и отпустить руль с чувством радости. Ты понаблюдайза ним сегодня вечером, Сэмми, и обрати внимание на выражениеего лица и на то удовольствие, которое ему доставляет умение владеть своим велосипедом. Рассказываютебе об этом, а сам вспомнил одного жонглера, что работал у нас в цирке, — задумчиво произнес верблюд. — Когда он пришел к нам, он едва управлялсяс двумя маленькими булавами. А теперь он жонглируетбольшими булавами и тарелками одновременно.[Пауза.] Он умеет теперь жонглироватьшарами, булавами и тарелками и делает все это, управляявелосипедом. У него безукоризненное чувство равновесия.
Вдруг Сэмми и верблюд услыхализвук сирен. Они погляделив сторону звука и увиделиогонь. "Похоже,вон там на ферме начался пожар, — встревожился верблюд. — Пожарные машины не смогут добраться сюда, потому что мост недавно смыло. Есть только один способ потушитьпожар: всем слонам надо носитьводу в своих хоботах и заливатьогонь. Но все они на окраине города с дрессировщиком и готовятся к вечернему представлению".
Малыш Сэмми вопросительно посмотрелна
верблюда: "Что же нам делать?" "Теперь вся надежда на тебя", — ответил тот. "Что ты имеешь в виду?" — спросил Сэмми. "Запомни одну очень важную вещь. Как ты знаешь, слоны очень долго могут удерживать воду в хоботе. Я тебя научу этому, и ты тоже сможешь долго-долго удерживать воду.
А когда ты этому научишься, то отправишься к озеру, опустишьхобот в воду и сам увидишьи услышишь,как вода будет втягиваться в него, и ты сможешь без труда удерживать ее в течение долгого времени. А теперь представь,как ты направляешьсяк месту пожара и тушишьего, выпустив всю воду в
(Метафорический кризис)
(Неизбежное решение)
(Репетиция)
самый нужный момент, не проронив ни капли ни за милю, ни за полмили, ни даже за несколько шагов до места пожара. Ты выпустишь водутолько, когда будешь совсем рядом и точно направишьсвой хобот". {Долгая пауза.]
"Просто вспомни какой-нибудь момент [пауза], когда ты был особенно счастлив и старался как можно дольше удержать это чувство [пауза]. Или вспомни, как долго ты сдерживал волнениев ожидании подарка ко дню рождения, гадая, что же это будет. Все знают, что слоны обладают хорошей памятью и всегда запоминают все важное [пауза]. Вот и ты вспомни то важное, чему ты когда-то научился и что прекрасно сохранилось в твоей памяти". [Долгая пауза.]
Сэмми становится участником кризисной ситуации. Отсутствие остальных слонов только подчеркивает важность посыла: "теперь вся надежда на тебя". Больше надеяться не на кого (нет рядом родителей, сверстников, учителей, друзей), надо выходить из кризиса (энурез) самому. Верблюд продолжает выполнять свое дело обучения, помогая слоненку освоить необходимый опыт. Перенос воды слоненком ассоциируется у Джона с физиологической способностью удерживать воду. Чтобы слоненок понял необходимость успешного обучения, верблюд предлагает ему увидеть в деталях все свои действия. Таким образом, методом репетиции (Эриксон, 1980) готовятся практические действия.
"Путешествие героя" — вторичный уровень восприятия
"Я выслушалвас, мистер Верблюд, и прямо ощущаю и вижу, как я все это делаю. [Пауза.] Я чувствую, что сейчас я справлюсь". [Долгая пауза.] Тогда верблюд и Сэмми отправились к озеру, где слоненок набралстолько воды, сколько удобно было держать [пауза].
А затем они долго шли к месту пожара. И Сэмми прошел весь путь так, как сказалему верблюд и выпустилвсю воду в нужном месте и в нужное время.
А когда он услышал звуквовремя ударившейв огонь струи, его охватило чувство радости и счастья.Лицо у него засияло,когда все вокруг стали хлопать в ладошии приветствовать его криками одобрения:"Ура, Сэмми, у тебя все получилось!"
Впервые за долгое время Сэмми ощутил,что он сделал что-то особенное.Местная газета писала о его удивительной способности, о таланте — [пауза] — очень долго удерживать воду, а потом вовремя выпустить ее в самом нужном месте.
Со временем Сэмми сумел открыть в себе и другие забытые было способности. Он подумал: "Раз я знаю, как удерживать воду [пауза], то и все остальное смогу удержать". Как раз в это время мимо проходил верблюд. Увидевего, Сэмми крикнул: "Посмотрите-ка!"А сам прошел туда, где ставили главный шатер, поднял тяжелыйдеревянный столб и отнес его к самому центру шатра, где ему и было место. Осторожноопустив столб, Сэмми почувствовал,как хорошостало у него на сердце. Он видел,как на-дежно опустилон столб и слышал,как мягко лег он на землю.Верблюд улыбнулсяслоненку и сказал: "Да, теперь ты научился этому и еще многим другим вещам. И пока ты остаешься частью этого цирка, очень важной его частью, с каждым днем ты будешь узнавать все больше и больше .
Прошло несколько недель. Сэмми игрална своей площадке, когда увиделпроходившего мимо верблюда. Тот напомнил слоненку: "Всякий раз, когда тебе захочется увидеть себя за каким-то новым занятием, просто вспомни все то важное, чему ты уже научился [пауза[. Ты можешь научиться всему, что нужно. Только не торопись и удерживайв себе те счастливыевоспоминания". Сэмми посмотрелна верблюда, согласно кивнулголовой и произнес: "Спасибо, мистер Верблюд, что помогли мне вспомнить то, что я давно знал".
Важно, что Сэмми теперь видит себя и все свои действия. Использование фраз типа — "вижу, как я все это делаю", "всякий раз,
когда тебе захочется увидеть себя за каким-то новым занятием," — преследует двоякую цель: (1) помогает представить зрителю репетируемое действие и (2) активизирует вторичный уровень восприятия (Рос-си), который служит мостиком между осознанием своих новых возможностей {'вижу, как я все это делаю) и воплощением их в жизнь ("теперь я могу это сделать").
Победа "героя в конце путешествия" служит отправным пунктом для освоения других навыков и знаний путем переноса уже приобретенного опыта. Возможно, было бы эффективнее закончить завершающую часть метафоры криками приветствия герою, но достигнутая победа должна быть основательно "закреплена" в повседневной практической деятельности, чтобы сработал эффект домино и Сэмми "мог бы успешно удерживать" все, что нужно.
на дом (хомячок). За неделю у мальчика был только один случай недержания. Значительно уменьшилось нервное напряжение. На втором занятии было рассказано несколько кратких метафор с использованием понятий контролировать, удерживать, отпускать и т.д. Дома поручалось поливать сад.
К третьему занятию у мальчика не было ни одной "мокрой" ночи, ребенок заметно повеселел. На третьем занятии терапевт продолжал закреплять достигнутый успех, чему также способствовало новое домашнее задание (запуск змея).
В последующий месяц, по сообщению матери, у мальчика был только один "мокрый" случай. Это был рекорд со времени появления болезни.
В следующие полгода признаки болезни полностью исчезли и больше не появлялись.