Тема: »Типология конфликтов»
Типология конфликтов предусматривает разделение на множество разнообразных конфликтов на классы или типы по какому-нибудь признаку, т.е. основанию классификации. Таким основанием может быть: состав участников, причины, по продолжительности, результату, способу разрешения. В зависимости от цели анализа выбирается тот или иной признак классификации. Наиболее распространенный признак классификации конфликтов – состав участников.
В этот тип входят следующие виды конфликтов:
а) внутреличностные конфликты;
б) межличностные конфликты;
в) групповые конфликты;
г) конфликты в организации;
д) конфликты в больших группах.
f
Групповые конфликты – это конфликты между неформальными группами.
С 60-х годов прошлого столетия проблема классификации конфликтов привлекает социальных психологов и социологов.
Так в работах ряда западных специалистов в основу типологии конфликтов положен характер объективности ситуации противоречия и понимания данной ситуации сторонами как:
a. Подлинный конфликт;
b. случайный или условный конфликт;
c. Смещенный конфликт;
d. Неверно приписанный конфликт;
e. Латентный или скрытый конфликт4
f. Ложный конфликт.
Подлинный конфликт – это конфликт, который существует объективно и воспринимается адекватно.
Ложный конфликт – это случай, когда отсутствуют объективные основания для конфликта, и который возникает в силу ошибок восприятия неправильного понимания одной из сторон сложившейся ситуации.
Смещенный конфликт – это конфликт, за которым скрывается конфликт.
Случайный конфликт – существование этого типа конфликта зависит от легко изменяющихся обстоятельств, что не осознается сторонами конфликта.
Наиболее обобщенный подход к классификации межличностных, групповых и социальных конфликтов дал русский ученый Здравомыслов. Он исходит из того, что существуют 2-е точки зрения на природу конфликта:
a. ресурсная;
b. ценностная.
В 1-й теории доминирует экономическое объяснение конфликта, т.е. он всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности:
i. территории;
ii. сырьевых и энергетических ресурсов;
iii. сферы политического давления.
Во 2-ой теории на первый план выступает система верований и убеждений, несовместимые признаки организации общественного устройства, взаимоисключающие культурные стереотипы.
Здравомыслов сделал попытку объединить 2-а этих подхода.
Из процесса взаимодействия противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция:
а) к тому, что жизненно необходимо, т.е. к потребностям;
б) к тому, что представляет собой вариации средств и методов удовлетворения потребностей, т.е. интересы;
в) к тому, что важно с точки зрения сохранения собственной идентичности, ценности;
г) к тому, что общепринято, является нормой, освещено обычаями, т.е. нормы.
движущие силы | сферы | ||
экономическая | политическая | духовная | |
потребности | варианты использования ресурсов | варианты самоорганизации | рациональный- эмоциональный |
интересы | институты распределения | раскол– интеграция общества | тип культуры |
ценности | ориентация на рынок- государство | власть как средство или самоцель | разнообразие интерпритации высших ценностей |
нормы | договор- выгода | закон- манипуляция | долг- удовольствие |
Разграничение между потребностями, интересами, ценностями и нормами представляет собой первую линию разделения или классификацию конфликтов. Одна совокупность потребностей, интересов, ценностей, норм противостоит другой, выдвигаемой противоположной стороной.
Вторая линия разграничения конфликтов связана с тем, в какой сфере жизнедеятельности она проявляется, а именно: экономика, политика, духовная жизнь.
Из наиболее распространенных оснований классификации выделим следующее:
1. По степени остроты возникающих противоречий, т.е. от эмоционального состояния:
а) недовольство;
б) разногласие;
в) противодействие;
г) раздор;
д) вражда.
т.е. а) безэмоциональные;
б) умеренные;
в) с высоким накалом.
2. По проблемно- деятельному признаку:
а) управленческие;
б) педагогические;
в) производственные;
г) юридические;
д) экономические;
е) политические;
ж) творческие;
з) и.т.д.
3. По степени вовлеченности.
4. По служебно-коммуникативной направленности взаимодействия:
а) вертикальные;
б) горизонтальнные.
5. По функциональному признаку:
а)закономерные (неминуемые);
б) необходимые;
в) вынужденные;
г) функционально неоправданные.
зарубежная литература: а) позитивные (конструктивные);
б) негативные (деструктивные).
6. С точки зрения мотива или цели конфликты делятся на:
а) конфликты, которые преследуют личные цели;
б) конфликты, которые преследуют групповые цели;
в) конфликты, которые преследуют общие цели.
7. Динамический аспект классификации или этапы протекания:
а) на стадии возникновения:
iv. стихийные;
v. спровоцированные (запланированные);
б) на этапе протекания:
-кратковременные;
-длительные;
-затяжные;
в) на стадии устранения;
-руководимые;
-плохо руководимые;
-не руководимые;
г) на этапе затухания;
-прекращаются спонтанно;
-прекращаются под действием способов, или методов
найденных самими участниками;
решаются только с помощью посредников (медиаторов);
8. В тактическом плане:
а) оправданные;
б) неоправданные.
Согласно Зигмунду Фрейду человек конфликтен по своей природе. Определяющими в поведении человека являются инстинкты. При этом особое значение имеют 2-а инстинкта:
1)
2)тонатос-агрессия.
Внутреличностный конфликт-это извечная борьба между этими двумя инстинктами. Фрейд утверждал утверждал
Внутриличностный конфликт-это извечная борьба между этими двумя инстинктами. Фрейд утверждал, что в психики человека существует желания осознаваемые и неосознаваемые, имеющие часто противоречивое содержание, что в конечном итоге определяет противоречивость натуры человека.
Понимание сущности внутриличностного конфликта по Фрейду основано на концепции о 3-х принципах психической деятельности человека, а именно
1. постоянство;
2. удовольствие;
3. реальность
Принцип постоянства реализуется наличием у индивидуума способности поддерживать психологическое возбуждение на относительно постоянном уровне.
Принцип удовольствия заключается в стремлении человека к получению удовольствия и желания избегать боли и страдания. Но реализация принципа удовольствия сталкивается с принципом реальности, которое требует от человека действий в соответствии с условиями внешнего мира.
Согласно этой концепции внутри личностный конфликт развивается в соответствии с формированием личности и его сложным и противоречивым переходом от доминирующего принципа удовольствия в деятельности личности и её восприятия к принятию принципа реальности.
Представление Фрейда о конфликтной природе человека отражается в его концепции о структуре личности, которая соответствует и структуре психики человека.
Человек является единством 3-х противоречивых начал:
1) ОНО (хочу);
2) Я (могу);
3) СВЕРХ Я (должен).
Оно - это первичная, прирождённая инстанция изначально подчинённая принципу удовольствия, которая является отражением борьбы 2-х основных инстинктов и проявляется в желаниях, влечениях и активности личности.
Я – представляет разумность, рассудительность и является организованным рациональным началом личности, выполняет роль самосохранения личности, контроль инстинктов и импульсов. Действие Я основано на реализации принципа реальности, т. к. приводит в соответствие бессознательные импульсы в соответствии с требованиями реальности.
СВЕРХ Я является продуктом культуры. В нём реализуются комплексы совести, морали, социальные фонды и требования, которое предъявляет общество к человеку. СВЕРХ Я формируется под влиянием социума и выполняет функции контроля, оценки и наказания. В своих поступках человек реализует оно, я, сверх я, которые находятся в постоянном противодействии, и является результатом взаимодействия 3-х этих компонентов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ.
Внутриличностный конфликт обусловлен психикой человека, её развитием и изменением, а также наличием взаимосвязи внутреннего мира человека и внешнего мира, в котором он реализует собственные потребности.
Классификация внутриличностных конфликтов по Левину состоит в следующем:
1) ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ ТИП КОНФЛИКТОВ («приближение - приближение », «приятно - приятное») – характеризуется состоянием, в котором приходится находиться человеку или личности между 2-я в равной степени привлекательности, но требующих противоположных действий (альтернативами).
2) ВИТАЛЬНЫЙ ТИП КОНФЛИКТОВ («удаление - удаление», «неприятное - неприятное») – это конфликт худшего с плохим. Он наиболее труден для улаживания, потому что любой вариант нежелателен.
3) АМБИВАЛЕНТНЫЙ ТИП КОНФЛИКТОВ («приближение - удаление», «приятное - неприятное»). Самым лучший способ разрешения этого конфликта – ничего не делать.
4) ФРУСТРИРУЮЩИЙ ТИП КОНФЛИКТОВ («приближение - избежание») – конфликт возникает тогда, когда желаемый результат и действия направленные на достижение не одобряются обществом, его нормами и правилами.
5) «2-а приятное – 2-а неприятное» - это конфликт хорошего с плохим. Решение таких конфликтов содержат и плюсы, и минусы.