Тема: Источники и функции конфликтов. Типология конфликтов

Цель:знакомство с типологией и методами изучения конфликтов, формирование представлений об источниках, причинах и функциях социальных конфликтов.

Теоретические вопросы

1. Источники и причины конфликтов.

2. Функции конфликтов.

3. Типология конфликтов: критерии классификации и виды конфликтов.

4. Методы изучения конфликтов.

Содержание занятия

1. Контроль подготовленности студентов средствами опроса.

2. Составление таблицы «Классификация конфликтов» (работа в подгруппах и последующее представление).

3. Разработка программы исследования проблемы, связанной с конфликтами.

4. Диагностика межличностных отношений в группе с помощью модульного социотеста (Анцупов А.Я.)

Список литературы

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2005.

3. Мириманова, М.С. Конфликтология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С. Мириманова – 2-е изд., испр. – М.: изд. Центр «Академия», 2004. – 192с.

4. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.

Тема 3. Структура и динамика развития социальных конфликтов.

Лекция 2 ч.

Конфликт как система и процесс. Структура конфликта как совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность конфликта, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Основные компоненты структуры конфликта: предмет и объект конфликта; участники (основные участники – оппоненты, группа поддержки, др. участники); конфликтная ситуация; стратегия и тактика; микро- и макросфера; информационная модель конфликтной ситуации.

Динамика конфликта – изменение конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. Периоды и этапы конфликта: латентный период (предконфликтный); открытый период (собственно конфликт); послеконфликтный период. Пути завершения конфликта.

Практическое занятие № 2 – 2ч.

Тема: Структура и динамика развития конфликтов.

Цель:формирование умение анализироватьконфликт с точки зрения структуры и динамики его развития.

Теоретические вопросы

1. Конфликт как система и процесс.

2. Структура конфликта: объективные и психологические компоненты конфликта.

3. Динамика конфликта. Основные периоды и этапы в развитии конфликтов.

Содержание занятия

1. Анализ подобранных студентами конфликтов с выделением основных структурных компонентов.

2. Обсуждение сообщения «Особенности восприятия конфликтной ситуации».

3. Рассмотрение конфликтных ситуаций и определение периодов и этапов в их развитии.

Список литературы

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2005.

2. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007.

3. Атватер, И.Я. Вас слушаю И. Я. Атватер. – М.: Экономика, 1988. – 111с.

4. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: «Тетра-Системс», 2001. – 464 с.

Тема 4. Внутриличностный конфликт

Лекция 2 ч.

Внутриличностный конфликт – как столкновение двух противоречащих друг другу тенденций в психике человека. Особенности внутриличностных конфликтов. Типология внутриличностных конфликтов: конфликты противоположных мотивов, стремлений, чувств; конфликт между стремлением, чувством и невозможностью его реализации (фрустрация); конфликт между стремлением, желанием человека и его представлением о себе, мире системой норм и ценностей; угроза Я-образу. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.

«Психологическая защита» как механизм разрешения внутриличностного конфликта на бессознательном уровне. Механизм действия психологических защит. Виды психологических защит (вытеснение, рационализация, вымещение, обратная реакция, соматизация и др.).

Пути преодоления внутриличностных конфликтов: адаптивное и паллиативное поведение. Виды адаптивного поведения: поиск информации, поэтапное решение проблемы, обращение за помощью. Виды паллиативного преодолевающего поведения: открытое выражение чувств; замещающая деятельность, юмор и фантазии как вид паллиативного поведения, сдерживание, отстранение и т.д. Отличие паллиативного преодолевающего поведения от «психологической защиты».

Негативные и позитивные эффекты внутриличностного конфликта.

Наши рекомендации