Тема 19. Типология конфликтов.

Вариант 19.

1. Виды и структура конфликта.

2. Стадии протекания конфликта.

3. Укажите причины:

а) внутриличностного конфликта;

б) межличностного конфликта;

в) межгруппового конфликта;

г) организационного;

1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности;

2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;

3) фрустрация;

4) конфликт между формальной и неформальной группой.

Методические рекомендации

В первом вопросе следует рассмотреть само определение понятия «конфликт». Укажите, что основу конфликтных ситуаций составляет столкновение противоположно направленных интересов, мнений и целей. Рассмотрите наиболее распространенную типологию конфликта, выделяющую: внутри личностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой. Охарактеризуйте эти типы. В чем принципиальное различие межличностных и межгрупповых конфликтов? Назовите иные классификации конфликтов. Рассмотрите структуру конфликта.

Во втором вопросе важно рассмотреть общие стадии протекания конфликта: формирование противоречивых интересов, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, снятие или разрешение конфликта, пост конфликтную ситуацию.

В третьем вопросе следует не просто соотнести типы конфликта и их причины, но и охарактеризовать эти причины. Укажите, какие факторы способствуют в большей степени конфликтам в организации. Назовите общие деструктивные и конструктивные функции конфликта.

Литература

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.:Питер, 2000.

Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004.

Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.

Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005.

Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.

Рамендик Д.М. Управленческая психология. Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

Тема 20. Способы предупреждения и разрешения конфликтов.

Вариант 20.

1. Понятие «профилактика конфликта».

2. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

3. Рассмотрите на конкретном примере – что выгоднее участникам переговоров: максимально большой общий выигрыш или собственный?

Методические рекомендации

В первом вопросе следует рассмотреть понятие «профилактика конфликта» указав, что оно состоит в распознавании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем, возможности их возникновения. Укажите, в чем сущность двух уровней причин конфликта (социального и психологического). Охарактеризуйте известные вам типы конфликтных личностей. Как можно нейтрализовать их негативную роль?

Во втором вопросе важно проанализировать понятие «переговоры» и указать в чем их особенность. На какие модели завершения конфликта могут быть ориентированы переговоры. Какие две основные стратегии, используют для ведения переговоров и какая стратегия предпочтительнее.

При ответе на третий вопрос следует учесть, что одной из особенностей переговоров является зависимость участников друг от друга. Однако, в условиях конфликта, любые переговоры связаны с противоречивыми интересами сторон. Приведите конкретный пример переговоров в конфликтной ситуации.

Литература

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.:Питер, 2000.

Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004.

Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.

Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005.

Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.

Тема 21. Стресс и его природа.

Вариант21.

1. Понятие «стресс» и его виды.

2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

3. Соотнесите понятия и их определения:

а) аффект;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) депрессия;

1) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

2) состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;

3) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

4) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно охарактеризовать понятие «стресс», указать, кто из исследователей впервые проанализировал это явление. Назовите и охарактеризуйте виды стресса. Одинаково ли действуют на людей одни и те же раздражители, если нет, то чем это обусловлено. Чем отличается понятие «стресс» от «стрессор». Перечислите и охарактеризуйте фазы стресса. Ответьте на вопрос - являются ли стрессы необходимым условием жизни людей.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы – поддается ли стресс управляющим воздействиям. Назовите способы его предупреждения. Проанализируйте: подвержены ли стрессу больше слабые люди, чем сильные; являются ли стрессорами высокие притязания; легко ли определить источники стресса.

Третий вопрос предполагает не только выбор правильного ответа, но и подробный анализ перечисленных психологических понятий. Приведите конкретный пример из деловой практики.

Литература

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1999.

Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях. Учебное пособие.- М.: ГУУ, 2003.

Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М., 2001.

Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса.- СПб.: Питер, 1998

Наши рекомендации