Иллюстративный материал: таблицы, схемы

3.1 Критерии психического здоровья

Жизнедеятельность человека - это сложная система, взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. Выделяют три специфических уровня: биологический, психологический и социальный. На каждом уровне здоровье человека имеет особенности своего проявления.

Здоровье на биологическом уровне предполагает динамического равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Вопросы психического здоровья так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность. Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентаций.

Психологические свойства личности просто не существуют вне системы общественных отношений, в которые она включена. На этом уровне человек предстает как существо общественное, социальное. И естественно здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Психическое здоровье испытывает воздействие со стороны различных социальных связей, в том числе и семьи, общения с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религиозным и другим организациям и др. Последствия этих влияний могут быть как позитивными, так и негативными. Запущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды становятся причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности. Только устойчивость и постоянство отношений позволит личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды.

В проблеме психического здоровья вопрос о критериях оценки последнего является ключевым. Аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряженных с социумом. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. Что касается равновесия, то от степени его выраженности зависит уравновешенность человека с объективными условиями, его приспособленность к ним. По мнению В.Н Мясищева, уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы от патологии. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. Только у психически здорового, т.е. уравновешенного человека наблюдаются проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.

В литературе встречаются отдельные попытки охарактеризовать основные проявления здоровой психики с помощью совокупности критериев. Относительно них можно сделать два вывода:

1. наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического здоровья.

2. трактовать приведенные перечни критериев следует не более чем как их некоторые совокупности, ибо в них не заложен какой-либо классифицирующий признак, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию.

Наиболее часто называемые критерии психического здоровья: оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), адекватный уровень притязания, чувство долга, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), трудолюбие, независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.

В сфере психических состояний в их число включают: эмоциональную устойчивость (самообладание), зрелость чувств соответственно возрасту, совпадение с негативными эмоциями (страх, жадность, зависть и др.), свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Из психических процессов часто упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения), адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на предмет, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом), знание себя, дисциплина ума (управление мыслями).

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким ее составляющим, как духовность (познание, стремление к истине), приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость и др.), ориентация на саморазвитие, самообогащение.

Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

С другой стороны можно говорить о характерных признаках психического нездоровья, неблагополучия.

Типичными свойствами подобной личности являются: зависимость от вредных привычек, уход от ответственности за себя, утрата веры в себя, свои возможности, пассивность («духовное нездоровье»). К психическим состояниям относят чувственную тупость, беспричинную злость, враждебность, ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств, повышенную тревожность.

В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я», нелогичность, снижение когнитивной активности, хаотичность (неорганизованность) мышления, повышенная внушаемость, некритичность мышления.

В целом такая личность достаточно дезинтегрирована, ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким, пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки, ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем, ослаблением воли. ЕЕ социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме (выливающемся в жесткость и бессердечие), стремлении к власти (как самоцель), вещизме и др.

3.2 Самоуправление и психическое здоровье

Психическое самоуправление – это сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания или изменения характера их протекания. Процессы психического самоуправления носят обязательно сознательный и целенаправленный характер.

Идея самоуправления привлекла внимание психологов на рубеже ХХ в. Говорилось, например, что здоровый человек, в отличие от больного, способен управлять миром своих психических явлений и держать их под контролем. Позиция С.С.Корсакова по этому вопросу заслуживает особенного внимания. По мнению ученого, душевные болезни – это не только дезинтеграция в протекании психических процессов, но и нарушения индивидуальности человека, утрата целостности, единства личности. Сознание обеспечивает не только управление психической деятельностью, целеполагание и формирование программы деятельности, но и гармонизацию самой личности, согласие ее устремлений и установок. Определяющая роль в обеспечении здоровой психики принадлежит внешнему фактору, особенностям взаимодействия и взаимосвязи личности с внешним миром.

Уже в наше время делаются попытки соотнести специфику психических заболеваний с соответствующими нарушениями в контуре психического самоуправления. Наконец, психическое самоуправление рассматривается как один из важнейших критериев психического здоровья.

В общем случае психическое самоуправление включает следующие стадии: постановка цели, прием и переработка информации, принятие решения, реализация решения и контроль. И на каждой стадии разворачиваются процессы, которые могут оказывать влияние на обеспечение психического здоровья.

Управление собственным поведением требует от человека основательных теоретических и практических знаний, недостаток которых ярко проявляется в настоящее время.

Человек должен уметь «расшифровывать» свое психическое состояние и оказывать на него влияние, знать свои наиболее сильны и слабые характерологические особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих возможностей, Он должен уметь управлять своим психическим здоровьем. Последнее предусматривает тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов и развитие, совершенствование психических процессов, воспитание в себе дисциплины ума и чувств.

Ценность принимаемого самоуправляемой системой решения определяется степенью его адекватности стоящей перед системой в данных условиях цели. Человек со здоровой психикой не принимает решений, противоречащих обычным, сложившимся в обществе правилам поведения. Иными словами, если нравственный статус человека не деформирован, то можно ожидать, что и принимаемые им решения пойдут во благо ему самому, окружающим его людям, делу. Стабильность психического самоуправления поведением, устойчивая ориентация человека на принятые нравственные нормы зависит от степени моральной надежности. По тому, какие из качеств будут выроажены можно судить и о состоянии психического здоровья человека. Считается, что человек пассивный, не способный обеспечить требуемую активность в практических действиях по решению поставленных задач, является духовно нездоровым. Контроль не является заключительным звеном управленческого процесса. В действительности же каждый этап управления, от постановки цели до реализации немыслим без контроля. То есть каждый этап преобразования информации должен сопровождаться подключением самоконтроля, чтобы обеспечить достижение результата.

Вместе с тем есть случаи нарушений в управлении психикой, которые связаны с потерей самоконтроля. Например, в психологии уже давно описаны особенности проявления эмоциональной сферы в зависимости от того, насколько она находится под контролем субъекта. Некоторые формы психических нарушений сопровождаются ослаблением эмоционального контроля, что находит выражение в появлении элементов импульсивности, неуравновешенности, вспыльчивости и агрессии в поведении больного. Другой пример связан с диспропорцией в соотношении самоконтроля и уверенности в себе при некоторых психических заболеваниях. Если у нормального человека самоконтроль помогает устранить сомнение, то в патологических случаях проверка не достигает этой цели. Самоконтроль у больных неврозом навязчивых состояний разрастается до патологических размеров. Сомнения в правильно выполненном действии вынуждают больного перепроверять его снова и снова. С другой стороны, у больных бредовой идеей, наблюдается отсутствие всякой потребности в самоконтроле. Не считаясь с реальностью, они не утруждают себя поиском необходимых доказательств. С клинической точки зрения психопат представляет собой незрелую в социальном плане личность, что обнаруживается, прежде всего в ее крайне слабой способности к самоконтролю за своим поведением.

3.3.Психологические факторы долголетия

По данным ВОЗ не менее 50% здоровья человека зависит от его образа жизни, 20% приходится на наследственность, 20; - на экологию, 10% - на медицинскую помощь. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы общения и поведения. Здоровый образ жизни - более узкое понятие. Оно предусматривает совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных приемов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, сочетание труд и отдыха.

Формирование психического здоровья предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственной жизненной позиции.

К настоящему времени уже сложилось довольно определенное мнение о типичных психологических особенностях долгожителей. Долгожителям присущи духовность и надежды на будущее, они не приемлют бесцельное существование. Им свойственны уравновешенность, несуетливость, трудолюбие, доброжелательность.

В эмоциональной сфере им присущи: жизнерадостность, довольно быстрое восстановление настроения после неприятностей, психических потрясений, веселый нрав, оптимизм, чувство юмора, спокойный взгляд на события и проблемы, душевное равновесие, избегание сильных волнений, страстей, отсутствие сердитости, злобы, гнева, зависти. В их мыслительной деятельности доминируют рассудительность, осторожность, жизненная мудрость, интеллектуальная, творческая активность, уход от мрачных мыслей. Они склонны забывать плохое, прощать обиды, не держать их в памяти.

В их отношении к себе главенствует самоуважение. К собственному старению они относятся спокойно, как к неизбежности.

Для долгожителей характерно поддержание хороших отношений в семье, они внимательны к окружающим и стараются избавиться от причин возможных конфликтов с родственниками, детьми, соседями. Они управляют собой, своей жизнью. Им свойственно предвосхищение негативов, связанных со старением. Например, с ухудшением памяти, внимания, психомоторики они обращаются к самоконтролю, что помогает им предотвратить травмы, избежать ошибок в собственных действиях, поддерживать содержательное общение, порядок и последовательность в своих делах и т.д.

Они достаточно активны для своего возраста.

Серьезным испытанием на пути к долголетию является прекращение человеком профессиональной деятельности. К этому событию надо готовить себя заранее, планируя новые виды занятости. В их качестве могут выступить занятие любимым делом, чтение книг и т.п.

Существует ряд факторов риска при выходе на пенсию, на которые следует обратить внимание:

- высокий профессионализм человека, т.е. чем выше его профессиональный уровень, тем тяжелее переживается им прекращение основной работы;

- несоответствие между внутренним желанием продолжить работу и рациональным пониманием необходимости ее прекращения;

- Сочетание в личностной структуре тревожно-мнительных черт, тенденции к лидерству и сниженной способности к адаптации;

- полное отсутствие психологической подготовки к пенсионному возрасту, т.е. сосредоточенность только на работе и отсутствие каких-либо других интересов, увлечений.

Человек испытывает особое удовлетворение от прожитой жизни, если его долголетие не оказалось в противоречии с нравственным здоровьем. Об этом точно сказал Сенека: важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.

Литература

Основная:

43. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, «Питер», Спб, 2007.

45. Столяренко Л.Д. Психология. Уч.д/вузов, 2007.

46. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

47. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2000-2001.

48. Рогов И.Е. Общая психология (Курс лекций). М.: ВЛАДОС, 2001.

Дополнительная:

50. Соколов Е.Е. Введение в психологию. Москва, Academa, 2005

51. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Уч. Пос., 2004.

52. Сидоров П.И. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002.

53. Куницина В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. пособие для вузов, «Питер», Спб, 2001

54. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.

55. Вачков И.В. основы технологии группового тренинга, М.: Изд-во «Ось-89», 1999.

56. Петровский А.В. Общая психология. М., Просвещение, 1996.

6.Контрольные вопросы

1. Каких три специфических уровня выделяют в жизнедеятельности человека?

2. Назовите критерии психического здоровья?

3. Роль самоуправления в психическом здоровье человека?

4. Что характерно для долгожителя в его системе жизнедеятельности?

Наши рекомендации