Иллюстративный материал: слайды, схемы

3.1 Концепция личности З.Фрейда

На сегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности, но существует великое множество различных теории, концепций и моделей личности, имеющих значительное влияние и большое число сторонников.

Существуют теории личности, которые известны не только психологам, но и популярны в широких слоях населения. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности З.Фрейда. По Фрейду, личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх - Я). Сфера ид – это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удовольствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два основных инстинкта – сексуалоьный инстинкт, трактуемый как инстинкт жизни (либидо, эрос) и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос). Такая форма человеческого поведения, как агрессия, рассматривается в данной концепции в качестве инстинктивной формы поведения, в качестве проявления деструктивного инстинкта личности.

Сфера эго – это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания. Эго находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера эго должна разрабатывать для личности такие программы действий, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям ид, а с другой стороны, учитывали бы требования и ограничения социального мира и собственного сознания человека. Функционирование сферы эго определяется принципами реальности.

Сфера суперэго – это сфера морального «Я» личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формируется в процессе социализации и является по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентом развивающейся личности. Сфера суперэго, хотя и не является инстинктивной, так же как и ид, находится в противоречии с рациональным эго. Можно сказать, что суперэго пытается убедить эго в приоритете идеалистичеких целей над реалитическими.

Психодинамическая концепция Фрейда имеет также много противников, как и сторонников. Пожалуй, это та теория, относительно которой высказывается самое большое количество крайних, радикальных оценочных суждений – от восторженного принятия до безусловного отвержения. В наиболее крайней форме неприятие психоанализа научной психологией было, пожалуй, сформулировано всемирно известным психологом П.Фрессом, который как-то заявил, что психоанализ – это вера, а для того чтобы верить, надо сначала «встать на колени».

3.2Теория личности А.Адлера

Теория личности А.Адлера известна как индивидуальная теория личности или индивидуальная психология. Эту теорию также традиционно относят к психоаналитическому направлению, хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Теория Адлера, как это ни парадоксально звучит, по своему духу и основным концептуальным положениям может быть рассмотрена как предвестник и предчета современной гуманистической психологии.

Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».

Фиктивный финализм, по Адлеру, основные цели человека, т.е. те цели, которые и определяют направление жизни личности, представляют собой фиктивные цели – их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но несмотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является реальным стимулом активности человека и объясняет его поведение. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и только немного удачи позволяют достичь почти всего. Это утверждение (по Адлеру) - лишь фикция, т.к. многие из тех, кто напряженно работает, не получают того, что они заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, которые способны оказывать влияние на жизнь человека являются следующие: «честность – лучшая политика», «все люди созданы равными». Вера в то, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад, несомненно, также оказывает влияние на поведение человека. И эта вера тоже является примером фиктивного финализма. Финальная цель, являясь фикцией, неким идеальным представлением, несмотря га это, играет рол реального стимула, мотива вполне конкретного устойчивого поведения человека.

«Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения, Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение» (А.Адлер).

Стремление к превосходству. Первоначально в качестве конечной цели, к которой стремятся все люди, Адлур называл стремление к власти. Позднее он отказался от тремина «воля к власти» в пользу термина «стремление к превлсходству». Стремление к превосходству при этом не сводится лишь к достижению высокого социального статуса или илдерства. Стремление к превосходству – это общее стремление к росту, движение в нгаправлении «снизу вверх». Таким образом, стремление к превосходству может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек по – своему реализует это стремление.

Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности – это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности, Оно возникает из ощущения дефектности несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности присуще практически всем людям. По существу, в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и к упрочению чувства превосходства. Следовательно, чувство неполноценности не является признаком патологии. Напротив, оно является причиной совершенствования человека. Вместе с тем чувство неполноценности при определнных обстоятельствах может усиливаться и достигать аномального уровня. В этом случае говорят о формировании комплекса неполноценности. Адлер выделил три вида страданий, испытываемых в детстве, которые могут привести к развитию комплекса неполноценности: неполноценность органа, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей. Стремление к компенсации неполноценности ведет человека к развитию – либо в сфере, в которой ощущается неполноценность, либо в другой. В качестве классического примера компенсации неполноценности органа можно вспомнить Демосфена, который в детстве страдал заиканием, а впоследствии стал одним из величайших ораторов. Однако в определенных случаях компенсация может уступить место гиперкомпенсации, в результате чего развитие может пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторного комплекса превосходства.

Социальный интерес. Социальный интерес, по Адлеру, включает в себя стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии и т.п. Концепция социального интереса в сущностном плане состоит в том, что у людей выражена тенденция подчинять свои личные потребности, частные выгоды делу социальной пользы. В основе своей социальный интерес является врожденным, т.к. люди – по своей природе социальные существа. В развитии социального интереса большео значение имеет социальное окружение и воспитание, причем уже на самых ранних стадиях развития ребенка.

Жизненный стиль. Адлер по – разному представляет это понятие в своих работах. Вместе с тенм именно это понятие считается наиболее характерной особенность теории личности Адлера. Все люди имеют базовую цель, но пути достижения – различны. Жизненный стиль включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взятые в совокупности, и определяют неповторимую картину существования индивидуа. Все поведение человека определяется его жизненным стилем. Один стараясь обрести превосходство, развивает свой интеллект, другой - видит этот путь в физическом совершенствовании.

Жизненный стиль, по Адлеру, формируется в детстве, приблизительно к пятилетнему возрасту, и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений. Предполагается, что жизненный стиль определяется специфической неполноценностью ребенка, воображаемой или реальной. То есть жизненный стиль – это компенсация конкретной неполноценности. В его основе лежат наши усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности и за счет этого урочивающие чувство неполноценности. Креативное «Я. Концепция креативного «Я» является самым главным и самым последним элементом теории личности Адлера. Согласно идее креативного «Я», человек сам творит свою личность. Наследственность и даже субъективный жизненный опыт являются лишь материалом, из которого человек сам творит свою личность. И даже такое основополагающее для Адлера понятие, как стиль жизни, оказывается подчиненным креативному «Я»: стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. То есть каждый человек может свободно создавать свой собственный стиль жизни.. Таким образом, именно креативное «Я» является в теории Адлера первопричиной личности – той, которая определяет и жизненный стиль, и развитие социальног интереса, и сами цели жизни, а также способы их достижения

3.3.Концепция личности Г.Айзенка

Широкое распротранение в психологии получила концепция личности Г.Айзенка. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляют собой некую суперчерту, т.к., по Адлеру, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Каждая суперчерта – это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка суперчерта заменяется термином «тип».

Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнени, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее наоборот.

В зависимости от сочетания параметров интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность, всех людей можно разделить на четыре группы

Таблица 1

  Стабильный Невротичный
Интроверт Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный Склонный к переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий
Экстраверт Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

Описанные типы относятся к крайним вариантам. Понятно, что при менее выраженных особенностях и описания будут более «мягкими», не столь категоричными.

За годы существования данной концепции в мире проведено обльшое количество исследований, целью которых было выявление различий между типами. В качестве небольшой выдержки из них представляем следующие факты (Wilson, 1997; Хьел Л., Зиглер Д., 1997). Эмпирически установлено, что:

- Экстраверты значительно более терпимо относятся к боли, чем интроверты;

- Экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты;

- Интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми;

- Интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты – по вечерам; соответственно, интроверты лучше работают утром, а экстраверты – во второй половине дня;

- Интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; но при этом интроверты вступают в половые связи в более раннем возрасте, более часто и с большим числом партнеров, чем экстраверты.

Значительно позже того, как Айзенк описал экстраверсию и интроверсию, он ввел в свою теорию еще одно измерение – психотизм. Таким образом, в настоящее время в теории Айзенка выделяются не два, а три ортогональных (независимых) измерения личности. Люди с высокой степенью выраженности такой суперчерты, как психотизм, являются эгоцентричными, импульсивными, равнодушными к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют с людьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью и неадекватностью эмоциональных реакций.

3.4 Модель личности К.К.Платонова

В модели личности К.К.Платонова, которая известна под названием динамической функциональной структуры личности, выделяются четыре процессуально-иерархические подструктуры личности. При этом задается субординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются: 1) направленность личности; 2) опыт; 3) особенности психический процессов; 4) биопсихические свойства.

Каждая из этих подструктур состоит из ряда компонентов, которые Платонов называет «подструктурами подструктур». Направленность личности включает в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Опыт включает в себя привычки, умения, навыки и знания.

Подструктура «особенности психических процессов» - это ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихические свойства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастные особенности.

На все подструктуры личности, кроме того, накладываются способности и характер. Все подструктуры различаются между собой по степени представительности в них социального и биологического, спецификой их развития и формирования в процессе жизнедеятельности, а также соотнесением их с конкретным уровнем психологического анализа.

Литература

Основная:

31. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, «Питер», Спб, 2007.

33. Столяренко Л.Д. Психология. Уч.д/вузов, 2007.

34. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

35. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2000-2001.

36. Рогов И.Е. Общая психология (Курс лекций). М.: ВЛАДОС, 2001.

Дополнительная:

36. Соколов Е.Е. Введение в психологию. Москва, Academa, 2005

37. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Уч. Пос., 2004.

38. Сидоров П.И. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002.

39. Куницина В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. пособие для вузов, «Питер», Спб, 2001

40. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.

41. Вачков И.В. основы технологии группового тренинга, М.: Изд-во «Ось-89», 1999.

42. Петровский А.В. Общая психология. М., Просвещение, 1996.

6.Контрольные вопросы

  1. Какие психологические теории личности известны?
  2. Каковы основные компоненты концепции личности З.Фрейда?
  3. Что включает в себя эго? Суперэго? Как они взаимосуществуют?
  4. Назовите сущностные основы теории личности А.Адлера.
  5. Как вы думаете, почему Адлер заменил термин «воля к власти» термином «стремление к превосходству»?
  6. В каком возрасте по Адлеру у человека складывается жизненный стиль? Что включает в себя жизненный стиль?

Наши рекомендации