Понятие структуры личности

Человек, не прошедший подготовки по транзакт-ному анализу, обычно актуально осознает только одну часть своей личности, считая именно ее всей своей личностью. Часто осознается еще одна часть личности, которую иногда называют внутренним голосом. Реже человек сообщает, что он как личность слышит два внутренних голоса. Здесь личность имеет уже три составляющие.

В транзактном анализе личность человека на пер­вом уровне подразделяется на три части или три эго-состояния. Именно троичная классификация в на­уке часто оказывается наиболее продуктивной и успешной.

Выделяется Родительское состояние (Экстеропси-хическое), Взрослое состояние (Неопсихическое) и Детское (Археопсихическое) состояние. Каждая часть представляет собой способ проявления нашей лич­ности, совокупность связанных друг с другом моде­лей поведения, мыслей, чувств и желаний.

Все три состояния существуют одновременно, однако человек может находиться только в одном эго-состоянии в каждый отдельный момент времени.

Существует метафора о психической энергии фаси-сеи катексисе— месте ее концентрации.

Концепция психической энергии

Жизненная энергия, отвечающая за прогресс внут­ри личности и между поколениями людей, получи­ла название фасис (Physis). Это — внутренняя по­требность к развитию, целостности и здоровью. Как мы переключаемся из одного эго-состояния в другое? Это можно узнать, введя понятие катексис. Когда одно состояние увеличивается по своей интенсивно­сти, другие уменьшаются с целью компенсации, по­скольку общее количество катексиса остается пре­жним. Катексис — принятое понятие, обозначающее переход психической энергии, фасиса, из одной ча­сти личности в другую.

Некоторые люди могут иметь некоторое количе­ство активного катексиса во всех трех состояниях личности одновременно. И тогда они невероятно быстро переходят из одного состояния в другое. Иногда даже складывается впечатление, что такие люди одновременно находятся сразу в двух или даже трех состояниях своей личности.

Человек может ощущать те состояния, в которых в данный момент есть фасис. Одни люди способны и обучены энергизировать и как бы включать себя, перераспределяя потоки фасиса. Наиболее доступ­ный способ делать это с помощью эмоций. Как по­ложительные так и отрицательные эмоции наполня­ют наши эго-состояния фасисом. Только фасис в результате отрицательных эмоций быстро расходу­ется и требует нового наполнения, новой подпитки. А значит — и новых отрицательных эмоций. Он как бы разовый. Такие люди ищут возможности разгне­ваться или обидеться. А вот уровень фасиса, повы­шенный в результате положительных эмоций, лишен

свойства быстро расходоваться и может стать ресур­сным состоянием личности.

А вот мнение основоположника психосинтеза Р. Ассаджоли (1994): «Между нами и другими людь­ми все время протекают процессы «психологического осмоса». Протекают они также между нами и окру­жающей нас психической средой.

Мы обнаруживаем также огромный запас недиф­ференцированной психической энергии, скрытой в каждом из нас, — пластичную часть бессознательно­го, которая находится в нашем распоряжении, на­деляя нас неограниченной способностью к научению исозиданию.

Итак, три эго-состояния как три цвета светофо­ра. Энергия «зажигает» только один из цветов в дан­ный момент времени. Когда загорается один, то другой гаснет. Когда катексис в одном эго-состоянии, то другие неактивны. Каждый цвет, каждое эго-со-стояние имеет свои характеристики. По поведению, мыслям, суждениям, мимике аналитик может опре­делить, в каком эго-состоянии находится клиент. На своих терапевтических сессиях мы обучаем клиента узнавать свои эго-состояния. Эти знания помогают выстраивать конструктивные терапевтические взаи­модействия и приводят к успеху.

Теперь о каждом состоянии по порядку.

Структурные аспекты эго-состояний

Родительское состояние

Согласно представлениям анализа, каждый чело­век в первые годы своей жизни запечатлел в психи­ке внешние авторитетные фигуры своего окружения. Это прежде всего родители, прародители, воспита­тели, образы из сказок, мультфильмов и многое дру­гое, в зависимости от опыта ребенка. Взрослея, он

4 Макаров В. В.

приобретает знания о морали и нравственности, культурные, религиозные и национальные ценнос­ти. Особое место занимают авторитарные фигуры вождей и кумиров. А когда эти кумиры позже были низвергнуты с пьедесталов, в нашем сознании на их местах остались зияющие пустоты. Итак, эта состав­ляющая психики, складывающаяся из внешних вли­яний, называется Родительское состояние, или про­сто Родитель.

Родительское состояние представляет собой вне­шнюю, авторитарную реальность детских лет чело­века, запечатленную в психике. Его основные фун­кции состоят в сохранении традиций, сбережении опыта прежних поколений. Оно является храните­лем этических норм, морали. Это чужие, внешние ценности, принятые добровольно или под давлени­ем воспитания, или из любви к родителям. Человек может интериоризовать эти ценности, «переварить и усвоить» и пользоваться как своими всю жизнь. А может мучиться, боясь наказания от уже давно по­терявших свою власть значимых в детстве фигур. А может следовать этим ценностям из любви, совер­шая подвиги против себя и воздвигая памятники любви бывшим кумирам.

Родительское состояние ответственно за автома­тические решения и действия, когда не нужно или нет времени думать. У этого состояния есть мнения и решения на все случаи жизни. Уверенность Роди­тельского состояния успокаивает человека. Хорошо сформированное Родительское состояние позволяет эффективно действовать в качестве родителей сво­их детей. Это состояние несет в себе родительские инстинкты. Его достаточно легко распознать.

Характерны мимические и пантомимические при­знаки Родителя, то есть его мимика и жесты. Типич­ные проявления состоят в хмурящемся лбе, поджа-

тых губах, качании головой, указующем персте, ру­ках, сложенных на груди, на бедрах, в заламывании кистей рук. Кроме того, существует множество дру­гих проявлений, свойственных конкретным людям. Типичная мимика и характерные жесты накаплива­ются в семьях и передаются из поколения в поколе­ние.

Впрочем, Родительское состояние характеризует не только мимика. У него есть и типичные словес­ные обороты. Они часто содержат категоричные суждения «всегда», «никогда», «ни за что на свете». Многие оценивающие слова говорят о Родительском состоянии человека. Такие как «глупый», «каприз­ный», «нелепый», «отвратительный».

Для Родителя типичны приказы, содержащие та­кие заявления, как «должен», «обязан», «необходимо». Или же более мягко — советы «я бы на твоем месте», «здесь лучше поступить так...» и многие другие.

Использование пословиц и поговорок также яв­ляется характерным проявлением Родительского состояния. Ему часто просто не нужно думать — можно использовать готовые пословицы и поговор­ки. Они накоплены народной мудростью несколь­ких поколений на все случаи жизни. Вот только жизнь этих поколений была совсем другой. Впро­чем, Родительское состояние это особенно не бес­покоит.

Запреты и разрешения представляют собой весь­ма сильно действующие родительские послания. В традиционном воспитании запретов бывает вели­кое множество, а вот разрешений совсем мало.

Есть два основных родительских влияния на че­ловека. Прямое влияние проводится под девизом «Делай как я!». И косвенное влияние, которое реа­лизуется под девизом «Делай не как я делаю, а как я велю делать!».

4*

Родительское состояние стремится доминиро­вать и подавлять другие состояния. Ведь оно не­сет в себе мудрость поколений и поэтому считает, что все знает. Чем менее развита личность челове­ка, тем больше ему это удается. И если представить, что Родительское состояние целиком заполняет всю психику, полностью подавляя другие состоя­ния, то такой человек будет отличаться следую­щим.

Это суровый, постоянно напряженный человек, строгий к себе и окружающим. Он всегда живет, и будет жить по строго установленным правилам, тщательно соблюдать традиции, моральные нормы. Будет стремиться все и везде контролировать. Все новое будет воспринимать подозрительно, недовер­чиво и даже враждебно. Чаще всего он вовсе не бу­дет воспринимать новое.

Такой человек хорошо адаптируется в традицион­ном обществе и совершенно беспомощен в эпоху перемен. Эти люди желают друг другу: «Не дай тебе Бог жить в эпоху перемен!». Эта древняя китайская пословица особо любима ими.

Самым частым вариантом их приспособления является попытка оставаться в старом, стабильном обществе, создавая для себя специальную нишу. И пусть все труднее удерживаться в прошлом, и пусть все больше усилий необходимо для сохранения до­стигнутого — они идут на все издержки, преодоле­вают все преграды.

Такой человек часто не понимает, а еще чаще просто отказывается понимать, что вокруг уже мно­гое изменилось. Есть множество возможностей, а они живут в старой реальности. Прилагают максимум усилий, чтобы приспособить мир к себе, скорее даже к своим иллюзиям. Такой человек обретает Родитель­ское качество жизни.

Важно проанализировать все обстоятельства, прежде чем принимать решения о выводе такого человека за пределы реальности его доминирующе­го Родительского состояния.

Родительское состояние весьма неоднородно. Оно состоит из ряда доминирующих, авторитетных фи­гур детства. Надо сказать, что у людей, которые вос­питывались бабушками и дедушками, информация в Родительском состоянии особенно устарела. И та­ким людям, как правило, очень трудно адаптировать­ся в обществе.

Важно отметить, что когда человек обучается прислушиваться к своему Родительскому состоянию, то может услышать много разных голосов, узнать тех людей, кому они принадлежали. И их беседы дале­ко не всегда носят мирный характер. Расслышать эти голоса, проанализировать содержание их бесед — значит многое понять в устройстве и принципах работы своего Родительского состояния, да и всей своей личности. Может быть, даже разрешить неко­торые свои проблемы и освободить свой внутренний мир от голосов, постоянно повторяющих сентенции, которые давно утратили смысл, а, может быть, ни­когда им и не обладали.

В тех условиях, когда Родительское состояние полностью блокировано и не функционирует, чело­век лишается этики, моральных устоев и принципов, родительского инстинкта.

Такой человек больше не обращается к мудрости, накопленной веками. Он живет, потакая своим жела­ниям. Может активно пользоваться вновь получаемой информацией. В изменяющихся условиях он создает приспособленную к ним, каждый раз обновляемую этику и мораль. В литературе указывается, что имен­но такие люди могут состояться в качестве известных политических деятелей или главарей мафии.

Взрослое состояние

Человек не закрыт для мира. Каждый из нас по­стоянно получает, накапливает, обрабатывает и хра­нит информацию из внешнего мира, собственного организма, собственной психики. Мыслит и прини­мает решения в соответствии с поступившей инфор­мацией, приспосабливается к изменяющемуся миру.

И все это делается с помощью части психики, получившей наименование Взрослого состояния или просто Взрослого.

Кроме того, развитое и компетентное Взрослое состояние может стать координатором, осуществля­ющим посредничество между другими составляющи­ми психики человека. Чаще всего это достигается при помощи специальной психотерапии.

Взрослое состояние имеет свои характерные, уз­наваемые черты и характеристики.

В мимике оно проявляется глубокомысленной концентрацией внимания на процессе мышления, в заинтересованности человека, изучающего окружаю­щее. Взрослый сосредоточенно собирает информа­цию. Он рассматривает, прислушивается. Использу­ет возможности всех своих анализаторов. И, что особенно и принципиально важно, Взрослое состо­яние, в отличие от других, способно интенсивно раз­виваться в течение всей жизни человека.

Словарь Взрослого построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Это существительные, глаголы и другие части речи, которые объединяет то, что все они лишены преду­беждения к реальности. Например, такие как «спо­собный», «экономный», «конструктивный». И воп­росительные слова: «Почему?», «Что?», «Где?», «Ког­да?», «Как?» и т. д.

Именно Взрослое и только Взрослое состояние технологично. Оно отвечает за то, как достичь постав­ленной цели, как добиться желаемого результата.

К сожалению, Взрослое состояние у многих лю­дей, живущих в нашей стране, развито слабо, ведь наша национальная черта — иррациональность: «Наша жизнь — таинственный природный процесс!» Мы совершаем многие поступки исходя из принци­пов: «мало ли что», «как бы чего не вышло», «а вдруг» (два последних, наоборот, препятствуют деятельно­сти), «авось да небось». И только развитие Взросло­го состояния сможет привести нас к успеху в облас­ти технологий и приобретению Взрослого качества жизни. Взрослое состояние развивает нашу культу­ру. А культура как таковая — и русская, и китайская, и какая угодно— и есть во многом набор готовых технологий для проживания жизни.

Описанная нами ранее система общественных правил и мифов в нашей стране отнюдь не способ­ствовала полноценному развитию Взрослой части личности людей. Ведь отдельный человек и его душа— это слишком тонкая и сложная материя, и непроизводительная к тому же, а иногда— идеоло­гически вредная. («Единица... / Кому она нужна? / Голос единицы — / тоньше писка. / И кто его услы­шит? / Разве— жена, / и то, если не на базаре, / а близко...» В.В. Маяковский.)

А вот «народные массы» — это то, что обеспечи­вает научно-технический прогресс, поставляет жи­вую силу для армии и грандиозных строек, и едино­душное «за» на выборах. Зачем человеку «массы» способность точно и беспристрастно оценивать си­туацию и самостоятельно принимать решения? То, что нужно делать — ему и так укажут. Зачем в быту высокие технологии? Они должны быть только на службе у государства. Ведь чем труднее обыденная

жизнь — тем меньше разногласий в семьях: трудно­сти сплачивают. Чем больше в человеке Детского — тем он послушнее. Чем больше Родительского — тем крепче желание следовать моральному кодексу «стро­ителя коммунизма». А в случае бунта-— для этого есть партком.

В последние годы государство уже не указывает нам что делать и как думать. Это отдано на откуп коммерциализировавшимся средствам массовой ин­формации, основная функция которых— обеспечи­вать продажи продукции и услуг и готовить «элек­торат» для своих клиентов с помощью соответству­ющих рекламных технологий. Поэтому им также невыгодна аудитория с хорошо развитыми Взрослы­ми характеристиками. Лучше всего для них — довер­чивые Дети и заботливые Родители, которые будут покупать все то, что им предлагают. И потом— хва­статься друг перед другом своими приобретениями и — из зависти и тщеславия — приобретать все боль­ше и больше.

Но трудно быть счастливым человеком, если все время игнорировать собственный опыт и позволять другим людям манипулировать собой. Если оставить все как есть — то все так и останется. Так мы и бу­дем жить для реализации чужих амбиций и набива­ния чужой мошны.

И только развитие Взрослого состояния сможет привести нас к успеху в достижении наших собствен­ных целей, решении наших собственных задач. И — к приобретению Взрослого качества жизни.

В случае преобладания Взрослого состояния с полным подавлением других составляющих психи­ки человек становится рациональным, объектив­ным, способным просчитать наиболее адаптивное поведение. Это очень сухой и очень рациональный человек.

Конечно, самое главное в жизни— уверенно от­ветить себе на вопросы: что мы совершили и каки­ми мы стали. Такой человек легче других приспосаб­ливается к изменяющейся действительности. И вместе с тем он лишается моральных, этических ценностей и убеждений.

Кроме того, он теряет способность испытывать многие эмоции — чувствовать жизнь, ощущать себя живым. Существование становится пресным и бес­смысленным, ведь из него уходит радость. А ее не­возможно спрогнозировать, подсчитать и докумен­тально зафиксировать. И может возникнуть вопрос — а зачем все это, зачем успехи в делах, если они не радуют, зачем вообще деятельность, если она не приносит удовлетворения?

В мягких случаях это приводит к пассивности прежде результативных людей. А в крайних случа­ях— к саморазрушающему поведению и даже к са­моубийствам внешне успешных и даже преуспеваю­щих людей.

Взрослое состояние не развивается, когда человек не думает сам, а позволяет другим или даже застав­ляет других принимать за себя решения, которые определяют его жизнь.

Когда Взрослое состояние блокировано и не фун­кционирует, человек живет в прошлом. Он не спо­собен осознать изменяющийся мир. Его поведение колеблется между эпизодами бесшабашных развле­чений и самого строгого соблюдения пуританского образа жизни. Его Родительское состояние стремится к контролю над Детским. И часто это ему удается. А когда Детское состояние вырывается на свободу, это приводит к эксцессу. Родительское вновь обре­тает власть. Это ведет к раскаянию и воздержанию. Такой человек теряет возможность постоянного те­стирования реальности. А его странное поведение

может вызвать у окружающих подозрения о наличии психических проблем.

Итак, кроме Родительского и Взрослого есть еще Детское состояние.

Детское состояние

Каждый человек прежде был ребенком, и все мы родом из детства.

Детское состояние представляет собой зафикси­ровавшуюся внутреннюю реальность детства каждо­го человека. Его желания, стремления, страхи, ра­дости, удовольствия, чаяния и заблуждения. И мно­гое другое, что заполняло психическую жизнь ребенка. Его функции: опрометчивые поступки, порывы, любопытство, чувства и эмоции, интуитив­ное творчество.

К Детскому состоянию относятся и основные вле­чения человека: пищевое, половое, самосохранение. Поскольку ранние реакции человека на внешний и внутренний мир не могут быть выражены в словах, а выражаются мимикой, движениями, вегетативны­ми и соматическими проявлениями, постольку имен­но эти проявления особенно важны для понимания Детского состояния.

Ребенка ярко характеризуют гримасы, надутые и дрожащие губы, всхлипывания, высокий хнычущий голос, закатывание глаз, хихиканье, смех, выражение восторга, страха и даже ужаса, ерзанье, ковыряние пальцем в носу и шмыганье носом... Для Детского состояния типичны: пожимание плечами, потуплен­ный взор, улыбка, застенчивый наклон головы, вы­сокий, хнычущий голос.

Голосовые проявления носят как вербальный, так и невербальный характер. Это лепет, междометия, шутки, прибаутки, поддразнивания, сленг, некото­рые ругательства, «матерки», клятвы. В Детском со-

стоянии понятия часто используются в превосход­ной степени: «огромный», «обжираться».

Детскому состоянию нужна безопасность, опреде­ленность, уверенность, защищенность. У него есть три базовых верования: в свое бессмертие, в неотра­зимость своего очарования, во всемогущество своих мыслей и чувств. Эти верования лишь частично осоз­наваемы. И они обеспечивают некоторую защищен­ность. Им противостоят страхи: угрозы смерти, соб­ственной ущербности и бессилия.

В Детском состоянии человек верит, что он бла­годаря своей беспомощности может заставить дру­гих решать его проблемы. Беспомощность может стать формой насилия, направленного вовне. Чело­век игнорирует свои способности решать проблемы. Свои усилия направляет на все более настойчивые попытки заставить окружающих делать это за него. Такие попытки могут облачиться в форму психосо­матических симптомов и заболеваний, нервных сры­вов и расстройств или злоупотребления средствами, вызывающими зависимость.

Детское состояние выбирает из окружения людей для общения и манипулирования ими. И важно по­мнить что товарищей, друзей, врагов, супругов, любов­ников выбирает в основном наше Детское состояние.

В случае полного преобладания Детского состоя­ния, когда два других полностью подавлены, чело­век становится чувственным, радостным, беззабот­ным. Его жизнь превращается в череду простых удовольствий. Он живет и действует бездумно и бе­зответственно. Такой человек растрачивает все свои ресурсы и склонен попадать во всякие неприятные для себя ситуации. Эти люди обретают Детское ка­чество жизни.

Находясь в Детском состоянии, человек склонен преувеличенно воспринимать свои проблемы. Вер-

нее, каждую проблему человек в Детском состоянии может оценивать как трагедию и катастрофу. При встрече с трудностями Детское состояние выдает бурю эмоций и чувств. А лишившись способности к автоматическому, бездумному реагированию, с одной стороны, и к логическому мышлению — с другой сто­роны, такой человек склонен попадать в ситуации повышенной вероятности серьезных проблем и даже гибели.

В тех же ситуациях, когда Детское состояние бло­кировано и не функционирует, человек лишается многих простых радостей и удовольствий. Он приучен к подавлению основных влечений. Это мрачный, консервативный, все просчитывающий тип, который даже собственным успехам не радуется.

Частичное блокирование и вытеснение Детского состояния приводит к запрету на воспоминания дет­ского периода жизни и вытеснению их.

Детское состояние украшает нашу жизнь, делает ее интересной и разнообразной. С ним связано та­кое важное для транзактного анализа понятие, как «марсианский взгляд на мир».

Марсианский взгляд на мир — это взгляд предель­но наивный, самый простой, буквальный, не отяг­ченный какими-либо обязательствами или апперцеп­цией. Для него характерно марсианское мышление и марсианские умозаключения. Например, все, что говорится и пишется в ходе психотерапии, должно быть понятно ребенку в возрасте не старше шести-семи лет.

Приведем пример.

Хорошо одетая солидная дама пришла на прием к психотерапевту. Она попросила об обеспечении полной конфиденциальности встречи. Затем сообщи­ла, что ее брат— сильно пьющий человек. Его ле­чили, только это совсем не помогло, да и не может

помочь. Недавно она услышала, что есть такое ле­карство, которое «вшивается в мышцы, это больно. И человек ходит с этим лекарством, а если выпива­ет, то может умереть. Это лекарство трудно достать. Я готова заплатить сколько надо. А вы вшейте мое­му брату сразу три таких препарата».

Психотерапевт немного помолчал, а затем прямо и жестко спросил: «За что же вы так ненавидите своего брата, что желаете, чтобы я убил его?». Жен­щина начала громко рыдать. Немного успокоившись, она сообщила, как брат компрометирует их семью, ее саму, ее мужа, детей, и как она чувствует себя виноватой перед братом. .

Этот марсианский вопрос положил начало успеш­ной семейной психотерапии.

К марсианскому взгляду мы еще вернемся, когда будем рассматривать его применение для анализа жизненного сценария, описанного в сказке «Красная Шапочка».

Подводя итог сказанному, отметим, что Родитель­ское состояние формируется в первые годы жизни и дополняется затем на всем ее протяжении. Оно содержит в себе внешнюю реальность жизни чело­века. Оно живет устаревшими догмами и пытается навязать заимствованные суждения. Родительское состояние живет надличностными, общественно определяемыми ценностями, которые без всяких размышлений заимствуются от родителей и значи­мых людей на протяжении всей жизни человека.

Детское состояние также складывается в течение первых лет жизни и содержит в себе внутреннюю реальность первых лет и проживание детского опы­та в последующей жизни.

Находясь в Родительском состоянии, мы созна­тельно и неосознанно контролируем, опекаем и на-

казываем Детскую сущность. В Детском состоянии мы допускаем необдуманные импульсивные поступ­ки, основываясь на дологическом (или марсианском) мышлении, или на капризе и желании.

И только у развитой личности между Родителем и Ребенком стоит Взрослый. Он посредничает меж­ду ними.

Взрослое состояние развивается в течение всей жизни. Оно стремится оценить и классифицировать ситуации, подчинить жизнь логическим схемам. Компетентное Взрослое состояние принимает реше­ния, изучив ситуацию, осмыслив полученную им информацию и сведения, содержащиеся в Родитель­ском и Детском состоянии. И качество решений за­висит от того, насколько хорошо информирован Взрослый и насколько он способен выбирать и ана­лизировать информацию, предоставляемую Родите­лем и Ребенком.

Сегодня особенно важна адаптивность и гибкость личности. Осознанная адаптивность— функция, в основном, Взрослого состояния. Она требует осторож­ности, дипломатичности, терпимости. Гибкость — это способность пожертвовать частью своих ожиданий, довольствоваться менее полным их удовлетворением.

Адаптивный и гибкий человек достигает своих целей, принимая взвешенные решения и планируя будущее, обдуманно и точно делая в настоящем то, что нужно для реализации своих планов. Он может позволить себе быть мягким и терпеливым. Он уме­ет вовремя реагировать на внезапные изменения ситуации. Он знает свои возможности и осознанно использует ресурсы всех своих эго-состояний.

И все мы постоянно переходим из одного состо­яния в другое.

Впрочем, люди предпочитают определенные со­стояния. Одни люди много времени находятся в

Родительском состоянии, другие — во Взрослом, третьи— в Детском. Каждое состояние приносит свои плоды, свои эмоции и чувства, приятные пе­реживания.

Некоторые избегают находиться в каком-то одном из состояний или даже в двух. Такие люди значитель­но обедняют свою жизнь. И когда им удается при­слушаться к своим внутренним диалогам, то они слышат только один или два голоса.

Когда же удается услышать три равноправных голоса, это уже свидетельствует о том, что личность человека достаточно развита и готова к автономии.

В заключение приведем таблицу, в которой содер­жатся обобщенные и несколько упрощенные для наглядности представления о характеристиках эго-состояний (табл. 2).

Функциональные характеристики эго-состояний

Понятие о функциональных характеристиках эго-состояний

Человек может пребывать поочередно во всех эго-состояниях, но, находясь в одном из них, совершен­но не осознавать возможностей, заключенных в дру­гих состояниях, либо испытывать затруднения, связанные с их конфликтом. Осознать структурные компоненты личности человека, различить и изучить их помогает функциональный анализ эго-состояний.

Функциональная анализ эго-состояний классифи­цирует наблюдаемое поведение, а структурная мо­дель— хранимую память и стратегии (см. рис. 3, стр. 113).

Структура отвечает на вопрос «что?». Мы подроб­но разобрали, что является содержанием эго-состо-

Характеристики ЭГО-состояний

Таблица 2

Название Основные функции Мимическое выражение Характерная лексика Варианты проявлений Полное преобладание компонента при блокировании других
Экстра психи­ческое функ­ционирова­ние (компо­нент — Роди­тель) Дает возможность эффективно действовать в качестве реальных родителей. Осуществ­ляет автоматические реакции и решения. Уменьшает тревогу. Сохраняет моральные и этические нормы. Сохраняет и передает традиции культуры. Является воспроизве­дением внешней реальности первых 6-8 лет жизни. Нахмуренный лоб, поджатые губы, указующий перст, руки на бедрах, на груди, заламыва-ние рук, жесты запрещения, от­каза. Прелесть, сы­нок, безобразие, низкий, вуль­гарный, отвра­тительный, не­лепый, прекрати раз и навсегда, ни за что на сеете. Оценоч­ные суждения. Защищающий/ Заботливый/ Воспитываю­щий, Контро­лирующий, Карающий. Искореняет все, что напо­минает детскую радость. Живет и действует согласно установившимся шаблонам. Воспринимает враждебно любые изменения.
Неопсихи­ческое функциони­рование (компонент — Взрослый) Производит объективную обработку ин­формации, высчитывает вероятности, су­щественные для взаимодействия с миром и удовлетворения своих потребностей. Регу­лирует деительность Родителя и Дитя, осуществляетобъективноепосредничество между нами. Формирует «Я — образ». Яв­ляется воспроизведением опыта, приобре­таемого в течение всей жизни.   Конструктивный, способный, эко­номный Суще­ствительные и глаголы т. к. без предубеждения к реальности. Не выделя­ется. Человек рациональный, объективный Формальный лишенный этических ценно­стей и убеждений, не спо­собный к жизнерадостности и другим проявлениям эмо­ций.
Интеропси-хическое функциони­рование (компонент — Дитя) Его сферы - интуиция, порыв, радость, очарование, подражание, любопытство, поддразнивание, испуг, страх, опрометчи­вые поступки и все биологическое, инстинк­тивное. Нуждается в защите и ощущении безопасности Является проявлением внут­ренней реальности первых 6-8 лет жизни. Выражение за­стенчивости, хит­рости, любопыт­ства, страха, улыбка, смех. Восклицания, клятвы, руга­тельства, меж­дометия. Спонтанный/ Свободный/ Естественный и Приспособлен ный/ Вос­питанный. Получает of жизни много радостей и не занимается рациональным формирова­нием и использованием ре­сурсов. Подвергается мно­жеству опасностей. Не ин­тересуется последствиями своего поведения, хочет лишь развлекаться и играть.

Понятие структуры личности - student2.ru

Рис. 3. Структурная и, функциональная модели эго- состояний

яний Родитель, Взрослый и Дитя. Функция же от­вечает на вопрос «как это действует?».

Почему так важно различать эти модели? В тера­пии, когда разбираются взаимоотношения между людьми, то используется функциональная модель. Структурная модель применяется при анализе внут­ренних состояний человека. Когда выясняется, в ка-ком эго-состоянии находится человек, то использу­ется функциональная модель, о структуре в этот момент можно только догадываться. Чтобы узнать со­держание и структуру эго-состояния необходимо провести дополнительную работу и задать ряд воп­росов.

Родитель: функциональная модель

Итак, функциональная модель эго-состояния Родитель. Выделяют два основных его проявления: Поощряющий (Заботливый, Воспитывающий) Роди­тель и Контролирующий (Руководящий, Регулирую­щий, Управляющий, Карающий, Критикующий) Роди­тель.

Название Контролирующий/Управляющий Карающий (кнут) Воспитывающий Заботливый (пряник)
функция устанавливает правила кормит и оберегает
подраз­деления позитивный негативный позитивный негативный
эпитет регулирующий корректирую­щий карающий наказывающий заботливый поощряю- -щий опекающий

Контролирующий Родитель контролирует и кри­тикует. Он проявляется, когда мы повторяем фразы своих родителей: «Смотри у меня!», «Не опаздывай», «Работай, не ленись!», «Марш руки мыть», «В угол, ты наказан». Мы находимся в Контролирующем Ро­дителе, когда даем качественные характеристики, та­кие как: глупый, умный, послушный, капризный, лгун, честный.

Состояние «Контролирующий Родитель» может проявляться позитивно или негативно. Например, когда человек в позитивном Родителе, то его дирек­тивы направлены на искреннюю помощь и поддер­жку другим людям, на сохранение их здоровья и благополучия. Негативный Контролирующий— Ка­рающий Родитель, наоборот, игнорирует другого человека, его способности и успехи. Например, «Ты опять допустил ошибку! Бездарь. У тебя никогда ничего не получится!». Контролирующий Родитель может направлять свою энергию также и на поддер­жку или критику своего внутреннего Ребенка. Само­едство и самобичевание, активность внутреннего критика— негативного Контролирующего (Караю­щего) Родителя. Его задача состоит в ослаблении самооценки, в создании позиции неблагополучия (Я не благополучен). «Слабак! Неудачник! Бесполез­но тебе что-либо поручать, завалишь» — звучит го­лос Карающего Родителя, и взрослый человек теря­ет свой ресурс и ощущает себя вновь беззащитным и беспомощным ребенком.

Критика позитивного Контролирующего Родите­ля конструктивна, она поддерживает позицию «Я бла­гополучен». «Сделал ошибку— исправляй!»

В детстве мои родители были заботливыми и любящими, они оберегали меня и ухаживали за мной. Теперь, когда я веду себя подобным образом, я нахожусь в состоянии Воспитывающего, Поощря­ющего, Заботливого Родителя.

Когда я в позитивном Заботливом Родителе, то я забочусь и помогаю, поддерживаю и подбадриваю. Я верю в успех человека, о котором забочусь. В ос­нове отношений лежит уважение, доверие, откры­тость. Поощряется экзистенциальная позиция «Я бла­гополучен— Вы благополучны». Те же принципы и в отношении внутреннего Ребенка — «Давай, дерзай, у тебя все получится!». Когда мы создаем банк по­глаживаний, то используем состояние Поощряющего Родителя, любящего и уважающего.

Когда человек в негативном Заботливом Опекаю­щем Родителе, то он демонстрирует гиперопеку, ги­перпротекцию по отношению к другому. Часто мы стараемся сделать, что-то за другого, не позволяем ему самому принять решение. Примеров этому можно привести много. Это и мать-благодетельница, кото­рая балует свое дитя и так любит, что просто душит в объятиях, не давая развиваться. Это и самопожерт­вование, «подвиг во имя другого». Это и агрессивное поведение — «Я лучше знаю, что надо сделать». В ос­нове поведения негативного Заботливого Родителя лежит неверие в способности другого человека и в способности своего внутреннего Ребенка быть успеш­ным. «Ты мал и беззащитен, я помогу тебе, я сделаю это лучше тебя. Я позабочусь о тебе, я лучше знаю, что тебе нужно». «Тьг неблагополучен. Я бла­гополучен. И я спасу тебя, как бы ты ни сопротив­лялся!» — девиз негативного Заботливого Родителя.

Анализ Родительских команд показывает, что у многих людей Карающее, Контролирующее Роди­тельское состояние значительно более развито, чем Поощряющее. Карающий Родитель охотно, с удо­вольствием и в любое время готов применять по полной программе свои карательные возможности и неохотно, вяло и малозаметно использует поощре­ния. То есть он очень настроен раздавать пинки. И совсем не настроен на поглаживания. Эта часть ро­дительского воспитания реализуется путем Родитель­ских запретов. Запреты на поглаживания исходят от негативного Родителя.

Заботливый Родитель награждает, балует, потвор­ствует. Его часть воспитания реализуется путем Ро­дительских разрешений в том числе и на поглажива­ния: «Бери! Раздавай! Проси! Получай удовольствие! Мир так прекрасен! Ты можешь все! Живи! Будь сча­стливым!».

Ребенок: функциональная модель

Детское состояние также неоднородно. Оно про­является в двух вариантах: Свободный Ребенок и Воспитанный Ребенок.

Спонтанное состояние — это природный Ребенок во всем его естественном очаровании. Когда ребенок ведет себя так, как он хочет — он находится в Есте­ственном Ребенке. При этом он не подчиняется тре­бованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен. Он плачет, когда ему боль­но или грустно. Он смеется, когда ему весело и хо­рошо. Природный Ребенок придает теплоту и обая­ние личности человека. Он боязлив. Им владеет первичный страх неожиданного нападения и страх оказаться покинутым.

Природный Ребенок часто скрыт и проявляется в фантазиях человека.

Наши рекомендации