Если слишком много думать

Когда люди сталкиваются с необходимостью принимать трудные решения, они иногда тратят много времени на обдумывание преимуществ и недостатков каждого из вариантов решения. Обычно считается, что подобные размышления полезны, поскольку они организуют беспорядочный поток мыслей и чувств, в которых человек иначе не разобрался бы. Однако Тимоти Уилсон и Джонатан Скулер (Timothy Wilson, Jonathan Schooler, 1991) исследовали влияние интроспекции на принятие решений и обнаружили, что в противоположность общепринятому мнению интроспекция не всегда полезна и в некоторых ситуациях бывает даже вредна.

Исследователи отмечают, что формирование предпочтений сродни езде на велосипеде; мы делаем это легко, но не можем с такой же легкостью объяснить, каким образом. Так же как можно разрушить автоматическое поведение; анализируя и раскладывая его на составные части, можно разрушить и предпочтения или решения, если размышлять о причинах, на основе которых сложилось определенное мнение.

В первом эксперименте 49 студентов-психологов должны были оценить пять различных сортов клубничного джема, отзывы о которых, составленные семью экспертами по вкусовым качествам, были помещены в «Отчетах потребителя». Результаты показали, что когда студенты давали оценки не задумываясь, то они формировали предпочтения, которые хорошо согласовались с рейтингами квалифицированных экспертов. Однако, когда студентов просили подумать, почему им нравится или не нравится данный сорт джема, они называли причины, которые не совпадали с причинами, лежавшими в основе оценок экспертов. Анализируя причины, студенты изменяли свое мнение о качестве джема.

В другом эксперименте 243 студента-психолога получили информацию о курсах лекций по психологии на следующий семестр. В эту информацию входили такие сведения, как фамилия преподавателя, требования к слушателям курса и оценка курса студентами, которые уже прослушали его у этого же преподавателя. Тридцать четыре преподавателя оценивали, какой вес студенты должны придавать каждому элементу информации. Студентов случайным образом распределили на три группы: две экспериментальные и контрольную. Сту-дентов из первой группы просили не спеша обдумать каждый элемент информации о каждом из курсов, а затем оценить, насколько этот элемент повлиял на принятие решения о посещении этого курса. Студентов из второй группы просили при чтении описаний курсов думать




о том, почему они могут захотеть или не захотеть посещать данный курс. Их предупреждали, что попросят объяснить причины своего решения. Студентов из контрольной группы просили просто прочитать описания курсов. Все студенты оценивали вероятность того, что они будут посещать описанные курсы.

Результаты показали, что студенты, которые размышляли при принятии решения о посещении курса, изменяли свой способ оценки курса, что заставляло их делать неоптимальный выбор.

На основе материалов: Wilson T., Schooler J. — Journal of Personality and Social Psychology, 60, 1991,181-192.

если слишком много думать - student2.ru

Следует воздержаться от преждевременных обобщений и выводов, основанных на описанных специфических демонстрационных экспериментах. Но если дальнейшие исследования покажут, что внесение неадекватных поправок на преимущества при самопрезентации, которые дает роль или должность, является общей тенденцией для наблюдателей и участников социальных взаимодействий, находящихся в невыгодном положении, то выводы совершенно ясны. Индивиды, которые за счет своего происхождения, политической поддержки или даже собственных усилий занимают положение, дающее им власть, пользуются также и преимуществами при самопрезентации. Наблюдатели таких социальных взаимодействий и их участники, находящиеся в невыгодном положении (если данные результаты репрезентативны, то сказанное не относится к тем, кто находится в выгодном положении), склонны недооценивать то, до какой степени видимые положительные качества обладающих властью людей являются простым отражением преимуществ, которые дает социальный контроль. На самом деле такое искажение социальных суждений может незаметно и коварно препятствовать социальной мобильности, поскольку те, кто находится в невыгодном положении и не обладает властью, переоценивают способности обладающих властью, которые, в свою очередь, необоснованно полагают, что члены их касты хорошо подходят для выполнения своих лидерских задач.

ЛИТЕРАТУРА

Ross L. The intuitive psychologist and his short-comings: Distortions in the attribution process/ Ed. L. Berkowitz,Advances in Experimental Social Psychology (Vol. 10). — New York: Academic Press, 1977.

Наши рекомендации