Задания Б-5: Операции мышления
Б-5-1. Вставьте пропущенное слово:
Материальной основой мышления является _________________________.
Б-5-2. О каких операциях мышления идет речь в следующих рисунках?
А. Б. В. Г. Д.
Б-5-3. Объясните факты, используя термины из темы:
1) Ребенка при поступлении в школу спрашивают: «Что такое птица?» От отвечает: «Она маленькая, серенькая, с клювом».
2) Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было три конфеты, одну он потерял, сколько у него осталось?» Ребенок отвечает, не обращая внимания на вопрос: «Нужно ее искать и найти».
3) Ребенку, проходящему тестирование, дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок
кладет одежду возле шкафа, моряка – на корабль, бабочку – на цветок и т.д.
4) Человеку предлагают объяснить смысл пословицы «Нет дыма без огня».
Человек отвечает: «Дым бывает только тогда, когда горит огонь»
Б-5-4. Приведите примеры учебных заданий по психологии, в каждом из
которых ведущую роль играла бы одна из перечисленных ниже операций мышления:
1) Обобщение
2) Сравнение
3) Анализ-синтез
4) Абстрагирование
Б-5-5. Какие из предложенных ниже заданий, применяемых для оценки
Интеллекта, можно назвать культурно неспецифичными? Почему?
А. «На рисунке одной фигуры | |||||||
недостает. Справа изображено 8 | |||||||
фигур, одна из которых является | |||||||
искомой. | Надо | определить | |||||
закономерность, связывающую между | |||||||
собой фигуры на рисунке, и указать | |||||||
искомую фигуру» | |||||||
Противоположностью | надежды | ||||||
Б. «Ниже вы найдете предложения, в | является: | ||||||
каждом из которых не хватает одного | разочарование; | ||||||
слова. Вам | следует | из | пяти | отчаяние; | |||
возможных слов выбрать то, | которое | уныние; | |||||
правильно | дополняет | данное | |||||
удовлетворенность; | |||||||
предложение. В опросном листе вы | |||||||
угнетенность. | |||||||
отмечаете | номер | правильного | |||||
ответа». | |||||||
В. «На каждой из этих картинок один | |||||||
из четырех изображенных на ней | |||||||
предметов | является | лишним. |
Внимательно посмотри на картинки и
определи, какой предмет и почему является лишним»
Г. «Внимательно посмотри на эту
картинку и скажи, все ли здесь
находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на
месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это
не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».