Развитие психики в филогенезе

Проблема происхождения психики является самой сложной для науки. Существует много теорий о сущности психики и о ее происхождении. Одни считают, что всей природе присуща пси-хика. Другие - что она может быть только у живых существ. Третьи - что она может быть только у человека. Современная психология считает, что психика возникает у живых существ только на определенном этапе филогенетического развития.

Возникновение и развитие психики, с точки зрения науки, есть результат длительного приспособления живых организмов к окружающей среде. Живые существа, обладая активностью, могут осуществлять избирательное взаимодействие с окружа-ющей средой. Это необходимо для поддержания жизнедеятель-ности, в основе которой лежит обмен веществ, происходящий в организме. К веществам, полезным для организма, они приближа-ются и усваивают их, а от веществ, оказывающих вредное воздей-ствие, отстраняются.

Избирательное поведение простейших организмов связано с появлением особого биологического механизма приспособле-ния - раздражимости. Раздражимость представляет собой осо-бое свойство живых существ избирательно реагировать на жиз-ненно важные воздействия среды посредством поисковых дви-жений, направленных на обнаружение пищевых веществ. Этот биологический механизма приспособления мог обеспечивать существование только лишь простейших живых организмов, обитающих в однородной среде.

Раздражимость, как особое свойство живых существ, про-

является только в том случае, когда они приходят в активное со-стояние при непосредственном контакте с биотическими воздействиями среды, имеющими жизненно важное значение для организма. Следовательно, раздражимость можно рассмат-ривать как активное состояние клеток организма, возникаю-щее при внешнем воздействии и побуждающее его избирательно реагировать на биотически важные агенты при непосредственом контакте с ними.

Усложнение условий существования привело к появлению более сложных живых организмов, у которых стали формиро-ваться психологические механизмы приспособления, связанные с возникновением и развитием нервной системы. Характерной особенностью этой системы является ее высокая чувствитель-ность, проявляющаяся в способности реагировать на всевозмож-ные воздействия среды, как на биологически важные для орга-низма, так и на индифферентные. Чувствительность, как особое свойство нервной системы, представляет собой активное состо-яние нервных клеток, возникающее при внешнем воздействии и побуждающее организм избирательно реагировать не только на биотические, но и на абиотические раздражители как при непос-редственном контакте, так и на расстоянии. Благодаря этому все воздействия, сочетаясь с биологически важными вещества-ми, начинают сигнализировать о их наличии в данной среде.

На основе чувствительности, возникшей на базе раздражи-мости, начинает функционировать элементарная сенсорная пси-хика, связанная с появлением у простейших живых существ про-стейшей диффузной нервной системы. Сенсорная психика обес-печивает приспособление к внешней среде только при непосред-ственном контакте живых существ с материальными объекта-ми. Так появляется самая элементарная форма психики - недиффе-ренцированные ощущения, сигнализирующие о состоянии внешней и внутренней среды.

В процессе дальнейшего приспособления живых существ к усложняющимся условиям существования нервная система пре-терпевает ряд изменений. Наряду с диффузной появляется более сложно устроенная узловая нервная система, которая имеет ме-сто, например, у членистоногих. В каждом сегменте имеются нервные узлы (ганглии), которые, соединяясь между собой, об-разуют нервную систему цепочного типа. Координирует совме-стную деятельность всех узлов головной ганглий, имеющий бо-лее сложное строение. Головной ганглий получает информацию

о состоянии внешней среды посредством хорошо развитых органов чувств (зрения, обоняния, осязания, вкуса). В связи с этим происходит дальнейшее совершенствование психологических механизмов приспо-собления к среде. Насекомые, например, не только могут ощущать отдельные свойства объекта, но и воспринимать их в целом. Так, на-пример, пчелы не только реагируют на желтый, синий, зеленый и ул ьт р а -фиолетовый цвета спектра, но и могут отл ичать цветы, с которых они берут взяток, по их форме. Такая более высокая стадия развития психики, котора я дает возможность живым существам воспринимать предметы и явления и отличать их по форме, величине и пространственному положе-нию, называется перцептивной.

На основе восприятия (перцепции) формируются образы пред-метов и явлений, благодаря которым живые существа могут при-способиться к самым разнообразным условиям существования. Дальнейшее развитие этой формы психики связано с усовершен-ствованием нервной системы.

У позвоночных животных в процессе эволюции появляется новый тип нервной системы - трубчатая нервная система. В ее структуре главное место занимает центральная система, состо-ящая из спинного и головного мозга. По мере развития в струк-туре головного мозга все большее место начинает занимать кора больших полушарий. Совершенствуется и усложняется также и строение органов чувств. Все это способствует не только дальней-шему развитию сенсорных и перцептивных процессов (ощущений и восприятий), но и обеспечивает появление более сложных психи-ческих процессов - памяти, мышлению и воображению.

Уровни развития психики обусловлены как средой обитания животных, так и особенностями строения их центральной нервной системы и органов чувств. Так, у рыб, обитающих в водной среде, хорошо развито зрение и обоняние и соответственно связанные с ними нервные центры, Глубоководные рыбы способны хорошо ори-ентироваться в слабоосвещенной водной среде, так как зрачок и хрусталик у них увеличены, а в сетчатке имеются светочувстви-тельные приборы - палочки. У наземных животных, ведущих днев-ной образ жизни, кроме палочек имеются колбочки, которые обес-печивают ориентировку в хорошо освещенной среде.

Наши рекомендации