Возникновение и развитие сознания у человека


Откуда и как появился человек, почему у него стало функциони-ровать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведе-ние человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы раз-ные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение.

Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный орга-низма, появился на земле в результате длительного развития жи-вотного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, глав-ным свойством которой является сознание. Каким же образом че-ловек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание воз-никло под влиянием биологических законов развития, другие -что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества.

Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что сознание присуще не только человеку, но и высшим животным. Если это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к такому выводу пришли бихевиористы и фрейдисты, а также их пос-ледователи. Так, Д. Морис в своей книге “Голая обезьяна”, вышед-шей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный чело-век это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “ра-бота”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “самка” - “жена”, вместо “спаривания” - “женитьба” и т.д.

Ясно, что такой подход не может объяснить коренные изменения, происшедшие в процессе развития человека в его телесной организации и в психике. В то же время нет никакого сомнения в том, что человек произошел от чело-векообразной обезьяны, так как между ним и ею есть мно-го сходных анатомических и физиологических признаков.

Предком человека, как полагают, является ископаемое су-щество - питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе при-знаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие фор-му рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций.




Питекантроп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на зем-ле обезьяночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а по-холодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить древний человек должен был научиться изготавливать орудия труда и применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строитель-ства жилища. Все это привело к тому, что инстинктивные реакции стали постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, ко-торые стали осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементар-ное предметное сознание, направленное на преобразование природных объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека.

Рассматривая сущность различий между сознательным дей-ствием и реакцией, С.Л. Рубинштен писал: “Сознательное дей-ствие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преоб-разуется в сознательное действие по мере того, как формиру-ется предметное сознание.”1

Основным содержанием предметного сознания становится психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окру-жающий его мир и сознательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психического образа в становлении созна-ния человека, А.Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально созна-ние существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остает-ся практической, внешней.”2

Под влиянием орудийных действий, направленных на пре-образование предмета, перцептивный образ превращается в субъективный образ (образ осознаваемый субъектом), на базе которого начинает функционировать предметное сознание. В структуре предметного сознания важнейшую роль начинает иг-рать практическое, наглядно-действенное мышление и вообра-жение. Наглядно-действенное мышление дает возможность пер-вобытному человеку образно отражать связи и отношения меж-ду предметами и явлениями, вовлеченными в практическую де-

ятельность, а воображение - создавать новые образы предметов, ко-торые будут изготовлены в процессе труда.

Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под влиянием другого мощного фактора - языка и речи. Возникнове-ние языка и речи у первобытного человека является закономер-ным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала имела общественный характер. Изготовление орудий труда и их применение требовали от человека совместных действий, а обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсив-ному общению между людьми. Потребность в общении привела к появлению языка и речи, посредством которых люди не только общаются между собой, но и передают друг другу свои знания и свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому общению инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными отношениями, а стадо стало превращаться в общество.

На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от дру-га. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать зву-ковой образ слова и образ предмета как одно и то же. Такое не-расчлененное осознание смыслового значения слова и образа вещи, которую оно обозначает, наблюдающееся на ранней стадии формирования языка и речи, получило название при-митивного языкового сознания.

“Слово и его звуковое строение, писал Л.С. Выготский, -воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, при-суще всякому примитивному языковому сознанию”.1

Даже у взрослых людей, отмечал Л.С. Выготский, не имею-щих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”.

На стадии примитивного языкового сознания образ определя-ет смысловое значение слова, а применение слова дает возмож-ность оперировать образами, не совершая практических действий с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышле-

ние, которое дает ему возможность совершать умственные дей-ствия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений искусства и культуры.

Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоятель-ством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал применять наряду со словами разнообразные знаки, которые имели определенное смысловое значение. Используя знаки, как орудие ум-ственной деятельности, человек получил возможность обобщенно и отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира и благодаря этому произвольно управлять своим поведением и своей психической деятельностью. Так постепенно у человека стало форми-роваться самосознание как способность осознавать самого себя и про-извольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теоре-тическую деятельность. Сначала люди применяли в качестве знаков зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем ста-ли применяться более сложные знаки, имеющие отвлеченное симво-лическое значение, такие как знаки письма, математические симво-лы, схемы, модели и т. п. Благодаря применению этих знаков человек получил возможность закреплять на длительное время результаты практической и теоретической деятельности и передавать их посред-ством письменной речи всем последующим поколениям. Все это ока-зало огромное влияние на развитие производства, науки, техники, ис-кусство и культуры, под воздействием которых формируются высшие формы психической деятельности, свойственные абстрактно-симво-лическому сознанию, ведущим в структуре котор ого становится тео-ретическое мышление.

Таким образом, возникновение сознания у человека было под-готовлено филогенетическим развитием животного мира, а его раз-витие обусловлено общественно-историческими условиями суще-ствования, которые определяли характер деятельности и психоло-гические особенности сознания. Под влиянием предметно-практи-ческой деятельности формировалось элементарное предметное со-знание, речевая деятельность и применение знаков привели внача-ле к появлению примитивного языкового сознания, а затем способ-ствовали возникновению высшей формы сознания, свойственной человеку, абстактно-символическому сознанию.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 15-16.

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 132.

Наши рекомендации