Общее понятие о психике. Эволюция психики. Развитие психики в филогенезе.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

В процессе эволюции общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции ввысшие психические функции –специфически человеческие общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образуетсознание человека. Таким образом, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества.Материальная, духовная культура человечества –это объективная форма воплощения достижений психического развития человека.

Филогенез(от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) – это процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

Существуют различные подходы к пониманию того, кому может быть присуща психика:

1) панпсихизм (французскиематериалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

2) биопсихизм (Т. Гоббс и др.) понимает психику как свойство живой природы (т.е. она присуща и растениям);

3) нейропсихизм(Ч. Дарвин и др.) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

4) мозгопсихизм(К.К. Платонов и др.) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга);

5) антропопсихизм(Р. Декарт и др.) полагает, что психика присуща только человеку.

Согласно А.Н.Леонтьеву,критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.Подчувствительностьюпонимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т,п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности выступает способность образовыватьусловные рефлексы –закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.

Выделяют три основныестадии развития психикив филогенезе (см. табл. 1.5):

1.Стадия элементарной чувствительности.На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически.Инстинкт –это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

2.Перцептивная стадии психики.На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3.Стадия интеллектуальной психики (как наивысший уровень развития перцептивной психики)характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека –качественно более высокий уровень, чем психика животных. Ее главная отличительная особенность – наличие сознания.Согласно А. Н. Леонтьеву, сознательное отражение –это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык.Сознаниеиличность – качества, которые отличают человека от животных. Но возникают сознание и личность на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их нет у животных. Сознание, разум человека развивались в процессетрудовой деятельности,которая появляется в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

Стадии развития психики в процессе филогенеза

(по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадия психического отражения Уровни психического отражения и его характеристика Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики Низший уровень Примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость. Простейшие. Многие низшие многоклеточные, живущие в водной среде.
Высший уровень Наличие ощущений, появление важнейшего органа манипулирования - челюстей, способность к формированию элементарных условных рефлексов. Некоторые беспозвоночные, напр. высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки).
2. Стадия перцептивной психики Низший уровень Низкий уровень: отражение внешней действительности в форме образов предметов, интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Некоторые высшие беспозвоночные: головоногие моллюски, членистоногие (насекомые и др.). Некоторые низшие позвоночные, напр. рыбы.
Высший уровень Элементарные формы мышления (решение задач); складывание определенной картины мира. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
Наивысший уровень Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы; способность решать одну и ту же задачу разными методами; перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; создание и использование деятельности примитивных орудий; способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей; непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями и в практических действиях (инсайт). Некоторые высшие позвоночные, напр. обезьяны, собаки, дельфины

9.Основные предпосылки и факторы возникновения челове­ческого сознания. Психологическая структура сознания.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким образом, совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека. Совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь.

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией(«превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, существенных свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

Наши рекомендации