Тема 2.2. Приемы и методы принуждения к действию
Характеристика приемов и методов принуждения к действию. Воздействие на сознание и подсознание человека с целью его включения в соответствующую деятельность. Методы: пристальный взгляд, магический взгляд, внушение словом, прямое внушение, косвенное внушение, релаксация, напряженное ожидание, взрыв, сцена, кодирование, искажение информации, утаивание информации, психологическая нагрузка и др.
Тема 3. Изучение механизмов использования психологических защит от скрытого управления и манипулирования
Тема 3.1. Роль механизмов психологических защит в повседневной деятельности индивида
Общее понятие о механизмах психологических защит личности. Типология, основные виды и функции защитных механизмов. Естественные психологические защиты: вытеснение, подавление, аскетизм, нигилизм. Интегративные психологические защиты: агрессия, десокрализация, идеализация, проекция, идентификация, играние роли, инверсия, юмор, эмоциональное выгорание, обесценивание, рационализация, компенсация, интеллектуализация, интроекция, ретрофлексия. Ретро-защиты: отступление, дефлексия, окаменение, уход в виртуальную реальность, комплекс, регрессия, углушение.
Тема 3.2. Использование алгоритма психологических защит от скрытого управления и манипулирования
Анализ блок-схемы психологических защит от скрытого управления и манипулирования. Предоставление информации о себе. осознание манипулирования. Использование пассивной защиты. Использование активной защиты. Техника «расставьте точки над I». Техника «контр-удар». Вербальные признаки манипуляции. Элементы принуждения. Создание чувства вины. Универсальные защиты. Психологическое айкидо.
Применение техник пассивного и активного защитного сопротивления
Традиционные формы защит: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание, игнорирование. Скрытый характер способов защиты. Неспецифические защиты. Анализ взаимодействия с позиции трансакционного анализа Эрика Берна: пристройка, признаки пристроек, трансакции, скрытые трансакции. Трансактный анализ скрытого управления. Трансактный анализ правил убеждения: правило Гомера, правило Сократа, правило Паскаля, правило имиджа и статуса. Трансактный анализ манипуляцией. Использование элементов НЛП как техник пассивного и активного защитного сопротивления.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Общее понятие о психологии воздействия.
2. Основные источники манипулирования человеком (потребности).
3. Основные источники манипулирования человеком (слабости).
4. Основные источники манипулирования человеком (пристрастия).
5. Основные источники манипулирования человеком (ритуалы).
6. Использование особенностей психики в целях воздействия на человека.
7. Анализ эффектов восприятия (эффект ореола, эффект неудачника, эффект проекции).
8. Использование стереотипов с целью воздействия на человека.
9. Основные этапы скрытого управления человеком (сбор информации об адресате).
10. Основные этапы скрытого управления человеком (обнаружение мишеней воздействия и приманок).
11. Основные этапы скрытого управления человеком (аттракция).
12. Основные этапы скрытого управления человеком (принуждение адресата к действию).
13. Характеристика мишеней воздействия.
14. Использование алгоритма психологических защит от скрытого управления и манипулирования.
15. Основные виды и функции защитных механизмов. «Естественные» психологические защиты (вытеснение, подавление).
16. Основные виды и функции защитных механизмов. «Естественные» психологические защиты (аскетизм, нигелизм).
17. Основные виды и функции защитных механизмов. «Интегративные» психологические защиты (агрессия, десакрализация, идеализация).
18. Основные виды и функции защитных механизмов. «Интегративные» психологические защиты (проекция, идентификация, играние роли).
19. Основные виды и функции защитных механизмов. «Интегративные» психологические защиты (инверсия, юмор, эмоциональное выгорание).
20. Основные виды и функции защитных механизмов. «Интегративные» психологические защиты (обесценивание, рационализация, компенсация).
21. Основные виды и функции защитных механизмов. «Интегративные» психологические защиты (интеллектуализация, интроекция, ретрофлексия).
22. Основные виды и функции защитных механизмов. Ретро-защиты (отступление, дефлексия, окаменение).
23. Основные виды и функции защитных механизмов. Ретро-защиты (уход в виртуальную реальность, комплекс Ионы).
24. Основные виды и функции защитных механизмов. Ретро-защиты (регрессия, оглушение).
25. Техники пассивного защитного сопротивления.
26. Техники активного защитного сопротивления.
27. Анализ взаимодействия с позиции трансакционного анализа Эрика Берна: пристройка, признаки пристроек, трансакции, скрытые трансакции.
28. Использование элементов НЛП как техник пассивного и активного защитного сопротивления.
ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Занятие 1.
1. Упражнение «Спичка».
Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. На ком спичка гаснет, тому группа имеет право задать 3 – 5 вопросов.
2. Упражнение «Зеркало».
Все участники делятся на 2 команды и встают друг к другу лицом в 2 шеренги. По очереди участник одной команды должен точно копировать движения участника другой команды.
3. Упражнение «Следование за ведущим»
Разделить группу по 3-4 человека. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди, является ведущим. В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате, остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник хотя бы раз станет ведущим группы, внося свой стиль, свои движения (можно под музыку).
Занятие 2.
1. Упражнение «Визуализация»
Включить спокойную, расслабляющую музыку. (Протяжно-спокойным, проникновенным голосом): «Закройте глаза, расслабьтесь. Вам удобно и хорошо. Вы хорошо слышите мой голос. Голос мой успокаивает, и вы погружаетесь в расслабленность и покой. Расслабились. Бесконечно расслабились. Дышится ровно и спокойно. Вы слышите музыку. Пусть каждый из вас представит что-нибудь своё. Вы отдыхаете. Вам хорошо. Слушайте музыку…
…Отдохнули, набрались сил. Подвигайтесь, пошевелитесь. С ясной головой и легкой душой.
Расскажите, кто что видел».
2. Упражнение «Атомы и Молекулы»
«Сейчас каждый слегка сжимается в комок. Вы одинокие «атомы»: круглые, легкие, подвижные. Сейчас атомы начнут броуновское движение: беспорядочно, с легким столкновение друг с другом. По команде ведущего атомы соединяются в молекулы с таким числом атомов, которое я назову».
После упражнения обсуждение: «Что я чувствовал во время упражнения и что я чувствую сейчас?»
3. Упражнение «Сопротивление»
Учащиеся делятся на пары. Один становится у стены, его задача – сопротивляться. Другой должен протащить или протолкать сопротивляющегося к противоположной стене. После достижения цели партнеры обмениваются ролями.
Занятие 3.
1. Упражнение-разминка «Объединение в группы»
Члены группы беспорядочно движутся по помещению с произвольной скоростью. По команде ведущего все члены группы объединяются по определенным признакам (цвет одежды, волос и т.д.).
2. Упражнение «Тарелка с водой».
Участники садятся в круг, спиной к центру. Задача: передать соседу тарелку с водой.
3. Упражнение «Ролевая игра»
Участники: диспетчер, водитель.
Информация: в конце рабочего дня выясняется, что для нормального продолжения работы нужно достать коробки. Водитель сделал сегодня в два часа дня один рейс за коробками. Теперь нужно еще раз поехать, а это уже вне рабочее время.
Задание: диспетчеру нужно воздействовать на водителя, чтобы тот сделал этот рейс.
4. Упражнение «Рукопожатие»
За 15 секунд нужно обменяться рукопожатием как можно с большим числом участников. Сосчитать количество рукопожатий.
Интерпретация: максимальное число рукопожатий – индикатор активности и агрессивности.
Занятие 4.
1. Упражнение-разминка «Заросли».
Один из членов группы пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу остальными участниками – «густыми зарослями».
2. Упражнение «Дождик»
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Потоки меньше, капли реже и совсем прекращаются.
3. Упражнение «Рисование вдвоем»
Между стульями каждая пара участников устанавливает блокнот с жесткой обложкой. По сигналу тренера, держась вдвоем за один карандаш, нарисовать любую картинку, изображение и подписать его; написать название. Всё делается без единого слова.
Занятие 5.
1. Упражнение «Похвальное слово самому себе»
В течение десяти минут с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь. Начните с самых ранних детских воспоминаний. Вспомните каждое ваше достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться. Откажитесь от любых скромных и снижающих ваши достоинства замечаний. Обратите внимание на те события, которые без вас принятии совсем другой оборот (если бы не вы…). И не забудьте поступки, которые для кого-то могут быть легкими, а для вас трудны. Затем пусть каждый из членов группы расскажет о своих воспоминаниях остальным. Участники должны удержаться от любых критических замечаний.
2. Упражнение «Импортный станок»
Участники: механик цеха, начальник цеха.
Информация: сейчас пятница, 30 минут до конца рабочего дня. Механик дал указание ремонтникам ремонтировать импортный станок субботу и воскресенье. Начальник дал указание основным рабочим в эти же выходные работать на этом станке, поскольку горит план. Механик считает, что станок не доработает до конца смены и тогда на ремонт уйдет две недели, а не два дня.
Задание: обоим участникам отстоять свою точку зрения и найти компромиссное решение.
3. Упражнение
Домашнее задание: 15 шагов к уверенности в себе.
1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.
2) Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой бы вы хотели видеть свою жизнь.
3) Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать, или не оказал помощи, хотя и мог бы. Простите себе самому прош8лые ошибки и грехи. Затем похороните прошлые воспоминания и не возвращайтесь к ним. Освободите лучшее место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.
4) Чувство вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.
5) Ищите причины своего поведения в физических социальных, экономических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.
6) Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность – это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи своими именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
7) Никогда не говорите о себе плохо. Особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий».
Продолжение задания на Занятии 6.
Занятие 6
1. Разминка «Чувствительность к группе»
Выбирается один (два) человека, которые уходят за дверь. Остальные участники разбиваются на группы по три человека и договариваются, какая из троек будет изображать желание принять к себе ушедшего участника. Он должен определить, какая из групп хочет его принять.
2. Упражнение. Визуализация. Релаксация.
Вы на берегу моря. Поглядите, какой ласковый сегодня прибой. Вам тепло и даже жарко. Нестерпимо палит солнце. Вам так хочется искупаться. И вот вы уже идете по направлению к морю. Идете по горячему песку. Подходите к самой кромке прибоя. И вот, наконец, вы бросаетесь в воду, вы уже в воде! Вот это да! Какая же вода сегодня холодная! Просто ледяная! Вода прямо-таки обжигает вас, сводит руки и ноги. Но вы не боитесь холода, вы уже плывете, сильно работая руками и ногами, вы стремительно двигаетесь вперед. И вот начинаете согреваться. Вы уже освоились в этой холодной воде, море приняло вас к себе. Вы плывете, плывете, наслаждаетесь легкой прохладой воды. Она так приятно обтекает ваше разгоряченное тело. Вы плывете как дельфин – стремительно и плавно. А сейчас вы перевернулись на спину и отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы чувствуете, что все ваши мысли текут плавно. Вы уверены в себе, вы уверенный в себе человек. Хорошо и спокойно. Отдохнули.
Открываем глаза…
3. Упражнение «Скульптура»
Одному из участников (возможны варианты) дается задание вылепить из каждого скульптуру, соответствующую характеру каждого.
4. Упражнение
Домашнее задание: 15 шагов к уверенности в себе.
(Продолжение. Начало: Занятие 5)
8) Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике. Не позволяйте себя критиковать как личность.
9) Помните, что иное поражение – это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.
10) Не миритесь с людьми и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.
11) Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе. Так вы себя лучше поймете.
12) Практикуйтесь в общении.
Занятие 7
1. Упражнение «Я – реальный, я – идеальный»
Каждый по очереди без слов, пантомимой показывает два образа себя: какой я есть, каким я хотел бы быть. Затем группа расшифровывает эти образы, а исполнитель рассказывает свое содержание.
2. Упражнение «Мысленное представление. Релаксация»
Расслабились.
Представьте себя маленьким ребенком 5-6 лет. Посмотрите ему в глаза. вы увидите в его глазах тоску. Поймите, что эта тоска по любви к вам. Возьмите его на руки, обнимите его. Скажите ему, как сильно вы его любите. Скажите, что восхищаетесь им. Пообещайте, что вы всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо. Теперь пусть ваш ребенок сделается как горошина. Поместите его к себе в сердце, чтобы вы ему всегда давали свою любовь. И пусть это дорогое чувство меняет вашу собственную жизнь.
3. Упражнение «Вы прекрасны»
Группа разбивается на пары и каждый должен сказать партнеру «Вы прекрасны» (3 раза без обсуждения)
4. Упражнение «Коллаж из достоинств»
Каждый из нас по крайней мере что-то одно может делать лучше других – хотя бы жарить омлет, чистить ботинки или рассказывать анекдоты. А вы? Что вы умеете делать лучше всех? Вырежьте из старых газет и журналов подходящие картинки и заголовки, иллюстрирующие ваши достоинства, и сделайте коллаж. Получившуюся картину повесьте на видное место.