Тема: Методы, приемы и средства обучения

Вопросы для обсуждения:

1. Методы и приемы обучения. Характеристика основных методов обучения. 3, с.234-237; 4,с.319-322, 336-360; 5, с.470-473, 486-507; 6, с.268-272; 7, с.184-185.

2. Различные подходы к классификации методов обучения. 3, с.238-257; 4, с.319-335; 5, с.473-486; 6, с.272-275; 7, с.185-219.

3. Выбор методов обучения. 2, с.326-327; 3, с.259-259; 4, с.360-363; 5, с.507-511; 6, с.275.

4. Средства обучения. 3, с.261-276; 6, с.276-277.

5. Контроль и оценка результатов обучения. 3, с.352-366; 4, с.401-412; 5, с.547-556; 6, с.277-281.

_____________________

После каждого вопроса указана литература для подготовки: номер источника по списку литературы для самостоятельной работы и страницы.

Ключевые понятия:метод обучения, классификация методов обучения, выбор методов обучения, прием обучения, средство обучения.

Темы для сообщений

1. Оборудование учебного кабинета. 3, с.276-280

2. Технические средства обучения. 3, с.280-283

3. Стимулирование учения. 5, с.395-418

4. Тестирование достижений школьников в учебном процессе. 3, с.413-420; 4, с.557-564

Литература для самостоятельной работы

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.

2. Педагогика / В. А. Сластенин и др. – М., 1998.

3. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2000.

4. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.

5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. – Кн. 1. – М., 2000.

6. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002.

7. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.

Задание 5

Заполните таблицу «Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся» (Классификация М. Н. Лернера, И.Я.Скаткина).

Название метода Сущность метода Достоинства Недостатки
       
       
       
       
       

Теоретический материал для подготовки к семинару

Метод обучения(от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

В процессе обучения учитель использует различные методы: рассказ, работу с книгой, упражнение, демонстрацию, лабораторный метод и др. При этом важно помнить, что ни один метод не является универсальным, т. е. отдельно взятый метод не даст необходимых результатов в полном объеме. Хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании целого ряда методов, дополняющих друг друга.

Эффективность методов обучения в той или иной педагогической ситуации зависит от конкретных целей и задач обучения. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.

Выбор методов обученияобусловлен рядом факторов, среди которых:

- цели образования, воспитания и развития учащихся;

- особенности содержания изучаемого материала;

- особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

- время, отводимое на изучение того или иного материала;

- уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

- уровень педагогического мастерства;

- материально-технические условия обучения.

Классификация методов обучениязатруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения. Сегодня существует достаточно много классификаций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не является общепризнанной. Наиболее распространены классификации по источнику обучения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе), по характеру познавательной деятельности учащихся (М.Н. Лернер, И.Я. Скаткин), а также полинарная (по нескольким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.

Методы обучения в практике работы реализуются через приемы и средства обучения, т. е. ме-тод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определенных приемов и средств.

Приемы обученияобычно определяют как элементы методов. Прием – это еще не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приемов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приемы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т. д.

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приемов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

Один и тот же прием может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Практическое применение методов и приемов обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т. д.

Средства обучения– это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

Функции средств обученияобусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

1) компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);

2) адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.);

3) информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (учебник, учебный видеофильм и т. д.), либо способствуют передаче информации (классная доска, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование и т. д.);

4) интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).

Семинарское занятие 4

Наши рекомендации