Задание 16. Методика «Самооценка психических состояний»
(Г. Айзенк)
Цель исследования – оценить степень выраженности тевожности,
фрустрации, агрессивности и ригидности.
Инструкция: «Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов».
I
1. Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из–за пустяков краснею.
3. Мой сон беспокоен.
4. Легко впадаю в уныние.
5. Беспокоюсь о только еще воображаемых неприятностях.
6. Меня пугают трудности.
7. Люблю копаться в своих недостатках.
8. Меня легко убедить.
9. Я мнительный.
10. Я с трудом переношу время ожидания.
II
1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все–таки можно найти выход.
2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований обвинять себя.
4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
6. Я нередко чувствую себя беззащитным.
7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
8. Я чувствую растерянность перед трудностями.
9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по–детски, хочу, чтобы пожалели.
10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
1. Оставляю за собой последнее слово.
2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
3. Меня легко рассердить.
4. Люблю делать замечания другим.
5. Хочу быть авторитетом для других.
6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
10. Я мстительный.
IY
1. Мне трудно менять привычки.
2. Мне легко переключать внимание.
3. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
4. Меня трудно переубедить.
5. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
6. Нелегко сближаюсь с людьми.
7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
8. Нередко я проявляю упрямство.
9. Неохотно иду на риск.
10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I. (1…10 вопрос) – тревожность;
II. (11…20 вопрос) – фрустрация;
III. (21…21 вопрос) – агрессивность;
IY . (31…40 вопрос) – ригидность.
Оценка и интерпретация баллов
I. Тревожность: 0-7 баллов – не тревожны; 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня; 15-20 баллов – очень тревожны.
II. Фрустрация: 0-7 баллов – устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8…14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место; 15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность: 0-7 баллов – вы спокойны, выдержанны; 8-14 баллов – средний уровень агрессивности; 15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IY. Ригидность: 0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость; 8-14 баллов – средний уровень; 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.
Задание 17. Методика «Шкала одиночества»
(Д. Рассел и М. Фергюсон)
Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.
Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Таблица 8
Текст опросника
Утверждения | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку. | ||||
2. Мне не с кем поговорить. | ||||
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким. | ||||
4. Мне не хватает общения. | ||||
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня. | ||||
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне. | ||||
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться | ||||
8. Я сейчас больше ни с кем не близок. | ||||
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи. | ||||
10. Я чувствую себя покинутым. | ||||
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает. | ||||
12. Я чувствую себя совершенно одиноким. | ||||
Утверждения | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны. | ||||
14. Я умираю от тоски по компании. | ||||
15. В действительности никто как следует не знает меня. | ||||
16. Я чувствую себя изолированным от других. | ||||
17. Я несчастен будучи таким отверженным. | ||||
18. Мне трудно заводить друзей. | ||||
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими. | ||||
20. Люди вокруг меня, но не со мной. |
Обработка результатов и интерпретация
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.
В качестве рекомендаций по преодолению чувства одиночества, студентам можно посоветовать следующее:
– учиться общаться и улучшать свои отношения с окружающими;
– сосредоточиваться не на себе, а на других людях, их интересах;
– научиться прощать и проявлять сочувствие;
– не быть слишком требовательным к себе;
– использовать время, когда они находятся одни, для занятий творчеством и обучения новому;
– поговорить о чувстве одиночества с хорошим, значимым человеком, которому они доверяют или обратиться к психологу.