Тест «Самооценка психических состояний» (Айзенк)

Инструкция: Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

Текст опросника

I.

1) Не чувствую в себе уверенности.

2) Часто из-за пустяков краснею.

3) Мой сон беспокоен.

4) Легко впадаю в уныние.

5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6) Меня пугают трудности-

7) Люблю копаться в своих недостатках.

8) Меня легко убедить.

9)Я мнительный.

10)Я с трудом переношу время ожидания.

II.

11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16) Я нередко чувствую себя беззащитным.

17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18) Я чувствую растерянность перед трудностями.

19)В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.

20)Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III.

21) Оставляю за собой последнее слово.

22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника,

23) Меня легко рассердить.

24) Люблю делать замечания другим.

25) Хочу быть авторитетом для других.

26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

30) Я мстителен.

IV.

31) Мне трудно менять привычки.

32) Нелегко переключать внимание.

33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34) Меня трудно переубедить.

35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

36) Нелегко сближаюсь с людьми.

37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38) Нередко я проявляю упрямство.

39) Неохотно иду на риск.

40) 40)Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня

Обработка результатов

1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I. 1...10 вопрос — тревожность;

II. 11...20 вопрос — фрустрация;

III. 21...29 вопрос — агрессивность;

IV. 31...40 вопрос — ригидность.

Оценка и интерпретация баллов:

I. Тревожность.

0…7 - вы не тревожны.

8...14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня

15...20 баллов — высокий уровень тревожности.

II. Фрустрация:

0...7 баллов — вы не имеете высокой самооценки, при этом устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8...14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;

15...20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы

III. Агрессивность:

0...7 баллов — вы спокойны, выдержаны;

8... 14 баллов — средний уровень агрессии;

15...20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:

0...7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость,

8...14 баллов — средний уровень;

15…20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семы

Тема 3. Личность

1.Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

2.Психологическая структура личности.

3.Самосознание личности. «Я - концепция».

4.Практическая часть (тест «Исследование уровня субъективного контроля»).

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды. - М.: Воронеж, 1996.

3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.- М.: Педагогика, 1984.

5. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Изд-во МГУ, 1997.

6. Петровский В.А. Личность в психологии - Ростов и/Дону: Феникс, 1996.

В первом вопросе надо проанализировать соотношение объема и содержания данных понятий. При этом уделить основное внимание личности – ее параметрам и свойствам, в частности – направленности, и обусловленности социальным фактором. Обязательно осветить сложность и многогранность феномена личности (не только объект, но и субъект деятельности, общения и сознания).

Второй вопрос, посвященный психологической структуре личности, и предполагает наличие одной конкретной теории, так как их достаточно много. Поэтому нужно выбрать одну из них и охарактеризовать. Например, в теории Е.Л. Рубинштейна, отметить и изучить направленность, знания, умения и навыки, а также индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере и способностях. Чаще других описывают также теорию К.К. Платонова или теорию З. Фрейда.

Третий вопрос надо начать с расшифровки понятий «сознание», «самосознание» и «Я-концепция». Объяснить причины выдвижения сознания и самосознания в качестве ведущих сфер формирования личности. Следует определить структуру самосознания, обратив внимание на то, что самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Затем установить взаимосвязь между самосознанием и «Я-концепцией», найти общие и отличительные черты.

В практической части необходимо изучить предлагаемую методику Роттера, пройти тестирование, проанализировать полученные данные (3-4 человек) и сформулировать выводы и рекомендации.

В заключении целесообразно выделить ключевые слова и понятия, написать общий вывод по теме.

Наши рекомендации