Задания для самостоятельной работы. 1. Конспектирование:

1. Конспектирование:

· Крымова Л.А. Супружеская неверность // Огонек. – 1998, февраль. – С. 16-23

· Акимов Л. Опасные мелочи: психология семейных отношений // Семья. – 1998. - № 4

· Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. - № 5. – 1991

· Розин М.В. Представления о родительских и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. - № 4. - 1990

2. Аннотирование:

· Сатир В. Как строить себя и свою семью. Семья и общество. – М., 1992. – С. 181-189

· Сатир В. Как строить себя и свою семью. Семья в системе родственных связей. – М., 1992. – С. 157-163

3. Беседа с работниками ЗАГСа по следующему кругу проблем:

· причины разводов молодых семей;

· причины разводов пожилых семей;

· различия между причинами и мотивами разводов,

· знакомство со статистикой.

Литература:

1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешского / Общ. ред. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988

2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988

3. Обозов Н.И. Психологическая культура отношений. – Л.: ЛГУ, 1991. – 320 с.

4. Кирьянов О.Г. Кризис американской семьи. – М.: Педагогика, 1984. – 224 с.

Тема 6. Семья и дети

План

I. Стили семейного воспитания

1.1. Стили семейного воспитания в историческом контексте.

1.2. Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания.

1.3. Характеристика стилей семейного воспитания и его результатов.

1.3.1. Попустительский стиль.

1.3.2. Состязательный стиль.

1.3.3. Рассудительный стиль.

1.3.4. Предупредительный стиль.

1.3.5. Контролирующий стиль.

1.3.6. Сочувствующий стиль.

1.3.7. Гармоничный стиль.

Задание для самостоятельной работы

1. Конспектирование:

· Смирнова Е.О., Лагутина А.В. Осознание своего опыта в семье и в детском доме // Вопросы психологии. - № 6. – 1991

· Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - № 3. – 2000

· Самоукина Н.В. Симбиотический аспект отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. - № 3. – 2000

· Фридман И.К. О контакте родителей и с детьми // Вопросы психологии. - № 1. – 1990

· Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. - № 1. – 1990

· Петровский В.А., Поневая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. - № 1. – 2001

· Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - № 3. – 2001

II. Формирование личности ребенка в семье

2.1. Процесс становления личности ребенка. Роль семьи.

2.2. Особенности стилей семейного воспитания для детей разного возраста.

2.3. Неврозы у детей. Возможность семьи в профилактике неврозов у детей.

2.4. Причины нарушений в поведении подростка, типы переживаний их родителей.

2.5. Влияние семейных отношений на интеллектуальную продуктивность детей.

Задания для самостоятельной работы

1. Конспектирование:

· Рутман Э. Семья с разных точек зрения // Семья и школа. – 1993

· Пухова Т.И. развития представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. - № 2. – 1996

· Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной семье»: психологический портрет // Вопросы психологии. - № 4. – 1991

· Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - № 1. – 1991

· Радугина Н.К. Изучение самопринятия у детей воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - № 3. – 2000

· Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - № 4. – 1996

· Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. - № 2. - 1996

2. Познакомиться и проанализировать следующие методики:

· Тест для родителей «Грозит ли невроз вашему ребенку?»

· Методика «Незаконченные предложения» (Сакса и Леви)

· Методика экспресс - диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

Литература:

1. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1981

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. – М., 1989

3. Буянов А., Драпкин Б. Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. – М., 1983

4. Дейноу Ш. Как переживать опасный возраст ваших детей. – М., 1995

5. Дружинин В.М. Психология семьи. – М.: КСП, 1996. – 203 с.

6. Минияров В.П. Психология семейного воспитания. – М.: МПСИ, 2000. – 256 с.

7. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1999

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1990

Тема 7. Основные параметры интегративной модели семьи

План

1. Структура семьи.

2. Семья как коммуникативная система.

3. Проблемы жизненного цикла семьи.

4. Семейная история.

5. Функции симптоматического поведения в семейной системе.

Задания для самостоятельной работы

Конспектирование:

· Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты, обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных // Вопросы психологии. - № 5. – 1994

· Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии. - № 6. – 1991

Литература:

1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

2. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. – М., 1997

Тема 8. Диагностика семьи и семейного воспитания

План

1. Интегративная модель системной семейной психодиагностики.

2. Методы изучения семейной истории.

2.1. Интервью.

2.2. Техника «прослеживания».

2.3. Циркулярное интервью.

2.4. Изучение структуры семьи. Тест Геринга.

3. Общая схема семейной психодиагностики, сфокусированной на ребенке.

4. Психодиагностика отклонений в поведении и развитии ребенка.

5. Стандартизированные методики семейной психодиагности:

· Семейная социограмма Э. Миллера;

· Тест диагностики межличностных отношений Т. Лири;

· Тест опросник родительских отношений (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столии;

· Тест семейных взаимоотношений Л. Бене;

· Кинетический рисунок семьи;

· Методика многоуровневого исследования личности Кэттела.

Наши рекомендации